Использование приемов каллиграфии Китая в коррекции письменной речи у младших школьников с нарушением интеллекта

Разделы: Логопедия


У детей с нарушением интеллекта часто встречается оптическая дисграфия, а именно – замены или смешения графически сходных букв. Чаще всего смешиваются буквы, отличающиеся одним элементом (П – Т, Л – М, И – Ш), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположены в пространстве (В – Д, Э – С, Б – Д). Обычно это вербальная оптическая дисграфия: воспроизведение изолированных букв сохранно, однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальное влияние соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.

Так как этот тип дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, то было решено включить в коррекционную работу прием каллиграфии. Но главной целью стала не красота выполненной работы (хотя и это важный момент в воспитании у ребенка аккуратности, чувства прекрасного – на это указывается детям), а сам процесс выполнения работы.

Цели использования приема каллиграфии:

  1. формирование зрительно-двигательных представлений;
  2. формирование слухо-рече-двигательного процесса, обеспечивающие процесс письма;
  3. формирование умения дифференцировать тонкие движения руки, пальцев рук; развитие мышечного аппарата руки и пальцев рук;
  4. осуществление правильного выбора последующего элемента буквы;
  5. закрепление связи между звуком и буквой;
  6. развитие произвольного внимания;
  7. воспитание аккуратности, усидчивости, терпения и выдержки в работе.

Этапы работы при использовании каллиграфии на коррекционных занятиях:

I. Введение (включает в себя рассказы детям о том, что это такое – писать красками, немного из истории каллиграфии, зачем и с какой целью будем делать).

Что же такое каллиграфия? Под каллиграфией в Китае понимается искусство написания иероглифов кистью или наука о правилах и технике этого искусства. В Китае каллиграфия считается искусством, равнозначным живописи. Чтобы научиться писать красивые иероглифы, необходима долгая и упорная практика.

Каллиграфия, в переводе с греческого, значит “красивое письмо”. Для китайца каллиграфически исполненная надпись, принадлежащая кисти известного мастера, означает не только возможное наслаждение изяществом линий, глубиной смысла, но и способ постичь настроение и думы автора. Письмо может раскрыть глубину мыслей, настроение человека.

Хорошее каллиграфическое произведение должно быть живым и одухотворенным. А это требует силы и ритма, необходимых для хорошего владения кистью, требует

умения располагать всю конструкцию таким образом, чтобы каждый иероглиф, каждая строка согласовывались бы друг с другом. Китайские каллиграфия и живопись – это штриховое искусство, поэтому существует выражение, что “и каллиграфия и живопись имеют одно начало”. Техника владения кистью при написании иероглифов была использована и при написании картин. Есть такое замечание, что китайские каллиграфия и живопись граничат с искусством танца, и чувство пространства в них сродни с чувством пространства и в танце.

II. Знакомство с инструментарием

Это:

  • разлинованные альбомные листы;
  • простые мягкие карандаши (никаких ластиков!);
  • кисти с острым кончиком с округлой формой и деревянной ручкой (№ 5, пони);
  • краски (акварель), либо тушь;
  • стаканчик с водой;
  • салфетка.

На данном этапе можно рассказать о производстве кисточек, туши в Китае.

Китайцы считали, что кисть должна быть продолжением руки мастера. Поэтому к производству кистей и туши относились с большой щепетильностью. Производство кисти состоит из 70 этапов. Например, подготовка материала предполагает сортировку шерсти по толщине, длине, мягкости или жесткости. Шерсть с различными характеристиками используется для производства разных видов кистей. В наше время производится более 200 видов.

Палочку для кисти делают из высококачественного местного бамбука и часто украшают слоновой костью или красным деревом, рисунками или надписями. Когда-то такие кисти поставляли к императорскому двору. Они были обязательным элементом рабочего стола образованного человека.

В Китае для письма использовали “твердую тушь” или “брусок из туши”, которые в свою очередь могли быть настоящими произведениями искусства. Чтобы подготовить тушь для письма, в чернильницу наливали немного воды, а потом брусок растирали круговыми движениями. Когда жидкость становилось густой и черной, она была готова для использования.

Чтобы писать тушью, необходим еще один предмет – чернильница. В древности китайцы использовали для этой цели пластину для растирания туши или камень.

III. Письмо карандашом

Прежде чем писать кисточкой красками или тушью надо научить детей писать карандашом в строках, постепенно увеличивая ширину. Разлиновка на альбомных листах как в тетрадях для первого класса, то есть чередуются широкая строка – узкая строка. Письмо осуществляется так же как ручкой – плавное, безотрывное. Так как у детей сложился стереотип писать мелкими буквами, это не всегда удается сразу. Буквы или их элементы получаются разной высоты, дрожащими, неровными. Руки и пальцы рук быстро устают. Это заметно, когда начинают писать красками или тушью. Поскольку нельзя опустить руку на стол, а нужно держать на весу. Хотя при написании карандашом это можно.

Конечно, материал для письма дается строго дозированный, учитывая возраст, класс ребенка, его физическое развитие. А также учитываются особенности эмоционально-волевой сферы (гиперактивный или инфантильный ребенок), работоспособность.

IV. Письмо красками (тушью)

Этот способ письма существенно отличается от привычного письма шариковой ручкой. Кисть следует держать вертикально (китайцы – чаще совершенно вертикально, мы на своих занятиях – с небольшим наклоном, дабы совсем не отступать от норм выполнения письма), захват кисточки – как привык ребенок держать ручку (отличие: в китайской каллиграфии – захват всеми пятью пальцами). Писать без нажима, иначе толщина линии получится неровная. Особую важность приобретает положение запястья.

В целом в искусстве каллиграфии выделяются несколько важнейших положений запястья. Нормальное положение, когда под правую руку при письме подкладывают левую. Эта позиция наиболее эффективна при написании маленьких букв или их элементов. Положение поднятого запястья дает большую свободу и широту движения руке. Так пишут большие буквы. Третье – положение висящее запястье представляет собой самое сложное положение руки, но и дающее наибольшие возможности для движения кистью при письме.

В каллиграфии выделяются три важнейших движения кистью: поворот, подъем и нажим.

Разноцветные краски при написании букв используем таким образом: красным цветом пишем гласные, звонкие согласные – зеленым, глухие – синим.

При закреплении (написании целых слов и предложений, коротких текстов), использую элементы хромотерапии. Дети могут писать таким цветом, каким отражают свое настроение на данный момент.

Следует отметить, что перед письменными работами, всегда следует подготовка руки к письму (гимнастика пальцев, кистей рук, самомассаж с помощью различных предметов, чередование расслабления и напряжения и т.д.). А также психологический настрой на работу.

После занятия таким письмом целесообразно использовать расслабляющий массаж кистей рук, пальцев рук.

Наблюдения, показали, что после систематического применения этого приема, значительное повышение мотивации детей к работе, а значит, улучшается качество усвоения смешиваемых букв, развивается мелкая моторика рук, вырабатываются положительные черты характера, повышается интерес к занятиям.

Применять этот прием целесообразно на индивидуальном и подгрупповом логопедических занятиях.

Предлагаю фрагмент логопедического занятия, где использован данный прием.

Тема: Различение букв И – У.

Цели:

  • формировать зрительно-двигательные представления, обеспечивающие процесс письма, слухоречедвигательный процесс;
  • формировать умения дифференцировать тонкие движения руки выбирать правильно последующий элемент буквы;
  • закреплять связь между звуком и буквой;
  • воспитывать аккуратность, усидчивость и терпение в работе.

Оборудование: альбомные листы разлинованные (чередование узкой и широкой полосы), кисти, краски акварельные, стаканчик с водой, салфетка, конверты с элементами букв, таблица со стрелками, изображение строчных букв И – У из наждачной или бархатной бумаги, индивидуальные карточки с изображением письменных и печатных букв И – У; табличка со стихотворением.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед. Прочитайте стихотворение:

Ухо звук определит,
Язычок проговорит,
Глаз запомнить букву сможет
И руке писать поможет.

– Назовите наших помощников. Что мы слышим ухом и произносим язычком? (Звуки.)

– Что видят наши глаза, а рука пишет? (Буквы.)

II. Сообщение темы и целей

Логопед. Сегодня продолжим учиться различать буквы И – У. Будем писать красками. Постарайтесь смотреть и слушать внимательно, ясно, четко говорить, писать аккуратно.

III. Подготовительная работа

А) Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, самомассаж пальцев и кистей рук с использованием, например, граненого карандаша (на усмотрение логопеда).

Б) Уточнение артикуляции звуков, их характеристика (индивидуальные зеркала). Обращается внимание на разное положение губ при произнесении И – губы в улыбке, при произнесении звука У – трубочкой.

В) Соотнесение звуков и букв.

(Рассматривается изображение печатных и письменных букв И – У.)

Г) Упражнение на развитие зрительного восприятия.

Логопед предъявляет индивидуальные карточки, где вперемешку изображены письменные и печатные буквы И–У.

Задание. Найти сначала все печатные буквы И, обвести в квадратик, посчитать их количество. Найти все печатные буквы У, обвести в кружок. Посчитать их.

Найти письменные буквы И, подчеркнуть одной чертой, посчитать их. Найти все письменные буквы У, подчеркнуть двумя чертами, посчитать их.

III. Анализ элементов смешиваемых букв

Логопед. Каким цветом будете писать буквы? (Красным.)

– Почему? (Потому что И, У – гласные.)

А) Буква И.

Логопед. Возьмите конверт с изображением буквы И. Высыпите содержимое на стол. Составьте букву И из элементов.

– Сколько их? (2)

– Одинаковые или разные? (Одинаковые.)

– Из каких элементов состоит буква И? (Из прямых линий с закруглением внизу.)

(Обводка пальцем руки письменной буквы И из наждачной (или бархатной) бумаги. Письмо красками буквы И.)

Логопед. Сейчас будем писать красками. Какие правила должны соблюдать при этом? (Лист лежит, как тетрадь; держать кисть как ручку; писать без сильного нажима. Быть аккуратными и неторопливыми.)

– Приготовьте краски. Напишите отдельно каждый элемент буквы И. (Дети пишут прямые линии с закруглением внизу.)

– Теперь букву И целиком.

Б) Буква У.

Логопед. Возьмите другой конверт. Высыпите содержимое. Составьте букву У из элементов. Сколько их? (2)

– Одинаковые элементы по написанию или разные? (Элементы разные.)

– Назовите их. (Прямая линия с закруглением внизу, петля.)

(Обводка пальцем руки письменной буквы У из наждачной (или бархатной) бумаги.)

– Напишите отдельно каждый элемент буквы У.

– Напишите букву У целиком.

(Следить за посадкой детей во время письма!)

Логопед. Что общего в написании букв? (Первые элементы одинаковые.)

– В чем различие? (Вторые элементы разные.)

IV. Практическое задание на закрепление

Логопед. Что видите? (Демонстрируется таблица с изображением стрелок, направленных вправо и вниз.)

– Вам нужно расшифровать эту запись. Если стрелка направлена вправо – как вы думаете, какая буква зашифрована? (Буква И.)

– Если стрелка направлена вниз? (Буква У.)

Дети выполняют задание, называя буквы в соответствии с направлением стрелок.

Затем дети пишут буквы красками по этой же таблице (возможно письмо букв по памяти).

Выполняется самопроверка по таблице.

V. Итог занятия

Логопед. Какие буквы различали? Почему писали красной краской? Что общего в написании букв, в чем отличие?

Вы были аккуратными и внимательными, молодцы. Занятие закончено.