Урок русского языка по теме "Имя существительное"

Разделы: Русский язык


Форма урока: деловая игра «Юный корректор».

Цель: повторить тему «Имя существительное».

Задачи:

  • в форме деловой игры развивать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость;
  • совершенствовать правописные навыки;
  • формировать нормы правильной литературной речи;
  • вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: плакаты с алгоритмами, «светофоры», презентация по теме.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

II. Проверка домашнего задания:

1. упр. 253 с помощью сигнальных карточек О-Е. (в это время 1 ученик работает у доски с индивидуальным заданием: синтаксический разбор предложения).

Вопросы к классу:

– Каким правилом вы пользовались при проверке? (Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных)

2. Проверка синтаксического разбора предложения.

П . ляна св . тилась под лучами со . нца и её б . лизна перех . дила в тени от опушки в небесную синь.

3. Вопросы к классу:

  • найдите в этом предложении существительное, которое соответствует схеме. Подберите 2-3 существительных с таким же суффиксом, запишите.
  • какую синтаксическую роль может выполнять существительное? Составьте предложение, в котором грамматическая основа выражена именами существительными. Запишите его.
  • что нужно помнить, чтобы не ошибиться в написании таких предложений?
  • дайте определение имени существительного?
  • что нового вы узнали о существительном в 6 классе?

(слайд 1)

III. Переход к теме урока.

1. Беседа.

Кому из нас не приходилось доверять бумаге свои мысли? Всем. А учёные, писатели, великие люди тут же записывают результаты своего труда, чтобы сделать их доступными для других людей, сохранить для будущих поколений.

И представляете, ребята, одна ошибка, случайная описка или опечатка могут изменить смысл изложения, разрушить систему доказательств, короче говоря, значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.

2. Работа с текстом.

  • прочитаем высказывание, записанное на доске.
    «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность»
  • так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.

Сегодня в течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора.

3. Словарная работа.

  • определим по словарю значение слов корректор, корректура и составим с ними словосочетания. (юный корректор, внимательный корректор, держать корректуру)
  • Какими качествами, по-вашему, должен обладать корректор? (хорошим знанием языка)

Кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным. А это, ох, как непросто! Итак, сражаться за звание «Юный корректор» будем в командах под девизом «Один за всех и все за одного!»

IV. Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Задание первое. Орфографическая разминка.

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
– Предоставляю Вам право выбора оружия.
– Превосходно,– ответил Пруст, – предпочитаю орфографическую дуэль. Вы убиты.

  • Обозначьте условия выбора гласных в окончаниях существительных:
    Распол.житься в долин., ст.ять у знамен., нах.диться в вестибюл., р.сти на свобод., н.га в стремен., отв.чать по истории., пост. реть от времен., участвовать в экспедиции., прох.дить по алле., звать по имен., предупредить об опасност., в пламен. костра,заботиться об урожа..
  • найдите в тексте разносклоняемые существительные;
  • какиесуществительные называются разносклоняемыми? Почему?

(слайд 2)

Задание второе. Работа по карточкам.

– Верным помощником корректора является словарь. С помощью своих словариков проверьте написание следующих слов:

Ак . демия, агре . . ия, се . . ия, д . г . ворённость, н . мерение, д . быча, тро . . ейбус, тр . мвай, профе . . сия, арм . тура, б . тон, . гент.

Задание третье. Выборочный диктант.

– Перед вами стихотворения Инессы Агеевой. Ваша задача- правильно его прочитать

Я ни капельки не вру,
Что видала кенгу … .
Утром раннею порой
Повстречалась с кенгу … .
Прямо в собственном дворе
Сок давала кенгу … .
И заштопала дыру
Я в кармане кенгу … ,
Чтобы не было дыры
На кармане кенгу … .
Посреди всего двора
Веселилась кенгу … .
Разбудил меня вдруг гром –
Я простилась с кенгу … .

Осень, дождь, вокруг зонты –
Надевать пора паль … .
В магазин мы под зонтом
Едем с мамой за паль … .
Вот конец всей колготе –
Еду в новом я паль … .
Ах, какая красота:
Пять карманов у паль … .
А когда я подрасту,
Брату я отдам паль … .

– Что вы можете сказать о словах кенгуру, пальто? (они несклоняемые)

– Какие слова мы называем несклоняемыми? (слайд 3)

– Выборочный диктант. Выпишите только несклоняемые:

Долина, гавань, кофе, единица, иждивенец, преобразователь, лечебница, окрестность, боль, кино, колибри, шоссе, молодёжь, борона, жюри, мысль, тюль, какао, представитель, гроза, радио, какаду, медаль, экспедиция, кафе, винегрет, пенсне

Задание четвёртое:

Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя,
Глядит мечтательно в тетрадь:
«Вот если б получить мне пять».

Проверьте работу Пети Ошибкина:

  1. Замёрсший бор шумит среди лазуре,
    Митёт витвями сеневу нибес,
    И кажится, небуря будет лес,
    А буйный лес, качаясь, будет бурю.
  2. Апять гудит бушуит не погода.
  3. Закалдован не видимкай, дремлит лес под сказку сна.
  • Назовите слова с приставкой не-;
  • назовите слово с отрицательной частицей НЕ;
  • как отличить существительные с приставкой НЕ- от существительных с отрицательной частицей?

(слайды 4-5)

Подберите синонимы с не к данным словам:

Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть, рассеянность, возмущение, подозрительность.

Слова для справок: негодование, непогода, нездоровье, невнимательность, неправда, неприятель, несчастье, неволя, невежливость, неуверенность, нелепость.

V. Итог урока.

  • Какие орфографические и пунктуационные правила мы сегодня повторили?
  • Какими качествами должен обладать юный корректор?
  • Как вы думаете, как мы можем у себя сформировать орфографическую и пунктуационную зоркость?

Будем как можно больше выполнять упражнений, как можно чаще повторять правила! Будем очень внимательны! И тогда вас всех можно будет назвать юными корректорами!