Интегрированный урок (информатика + математика) по теме "Вычисление площади параллелограмма"

Разделы: Математика, Информатика


Форма урока: урок-тренинг.

Цель урока: применение навыков и умений работы в программах в MS PowerPoint, Paint в ходе выполнения задания по теме: «Вычисления площади параллелограмма».

Задачи урока для учителя:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Вычисление площади параллелограмма».
  2. Развить творческие способности учащихся при работе в MS PowerPoint, Paint.
  3. Воспитать культуру общения учащихся при работе в группах:
    • формирование грамотной речи учащихся;
    • развитие аналитического и критического мышлений;
    • совершенствование коммуникативных навыков обучающихся.

Задачи урока для учащихся:

  1. Обобщить изученный материал по теме «Вычисление площади параллелограмма».
  2. Применить знания и умения работы на ПК для достижения поставленной цели:
    • обосновать и представлять выполненный материал;
    • умение адекватной оценки и самооценки;
  3. Трансляция имеющихся знаний и умения групповой формы работы в MS PowerPoint, Paint на других учебных предметах.

Актуальность урока:

В связи с низкой мотивацией, дети не усваивают учебный материал. От учителя требуются продуктивные методы активизации внимания к изучаемому материалу: неординарная форма проведения урока, нестандартные задания и творческий подход к их выполнению.

Наиболее важными условиями в организации таких уроков являются наглядность, развитие творчества, выбор метода решения задачи каждым учеником индивидуально, представление выполненной работы сообществу, самооценка, которая является одним из условий для решения воспитательных задач.

Место урока в содержании учебного материала:

Учебный предмет:

  • математика: учащиеся знают основные свойства площадей, формулу вычисления площади квадрата, прямоугольника, умеют доказывать теорему о площади параллелограмма.
  • информатика: учащиеся умеют работать в графическом редакторе Paint, знают принцип работы грамотного оформления документов в MS Word и электронных презентаций PowerPoint.

Материалы и оборудование к уроку для учителя:

  • мультимедийная презентация к уроку;
  • электронная поддержка;
  • ПК;
  • мультимедийный проектор,
  • бланк для выполнения работы,
  • лист оценивания.

Материалы и оборудование к уроку для учащихся:

  • электронная поддержка;
  • задания и рекомендации в электронном виде;
  • стандартные и прикладные программы PowerPoint, Paint;
  • ПК;
  • мультимедийный проектор.

Технологическая карта урока

Этапы урока Время Форма работы Электронная поддержка Оборудование
1. Орг. момент (приветствие). 1 мин   Мультимедийная презентация в виде слайдов по данной теме. ПК, мультимедийный проектор с экраном.
2. Актуализация знаний по математике. 2 мин Фронтальный опрос
3. Постановка темы и цели урока. План урока. 1 мин Беседа.
Планируемый результат в виде бланка ответов.
4. Актуализация знаний по ИТ. 5 мин Фронтальный опрос.
Планируемый результат в виде слайда.
5. Практическая работа по индивидуальным заданиям. 20 мин Самостоятельная индивидуальная работа и заполнение бланков ответов. Задание в виде мультимедийной презентации, прикладные программы PowerPoint, Paint. ПК
6. Оформление результатов работ в виде мультимедийных презентаций. 10 мин Самостоятельная индивидуальная работа. Прикладные программы PowerPoint, Paint. ПК
7. Перемена.   Индивидуальная проверка работ учащихся учителем
8. Представление, защита, самооценка и оценивание выполненной работы. 12 мин Отчет по решению задач №1, 2, 3, 465 и оценивание устного ответа каждого из учащихся. Мультимедийная презентация в виде слайдов по данной теме. ПК, мультимедийный проектор с экраном.
9. Заполнение листа оценивания учащимися 5 мин Лист оценивания. Занесение результатов работы в электронный журнал.  
10. Решение задачи № 502 (Геометрия 7-9. Атанасян и др.) 10 мин Беседа.
Фронтальныйопрос.
Работа учителя информатики по созданию слайда.
Постепенное возникновение решения задачи на доске и решения на слайде с использованием анимационных эффектов. ПК, мультимедийный проектор с экраном.
Доска.
11. Представление решения задачи № 503 учеником, подготовленное заранее (Геометрия 7-9. Атанасян и др.). 5 мин Обсуждение.
Ответы на вопросы.
Оценка эффективности использования ПК. ПК, мультимедийный проектор с экраном.
Доска.
12. Для домашней работы может быть предложена задача № 504. 3 мин Обсуждение.
Ответы на вопросы.
Постепенное возникновение условия задачи на слайде с использованием анимационных эффектов. ПК
13. Подведение итогов с выходом на рефлексию. 5 мин Творческая работа учащихся. Оформление «шпаргалки» по решению задач на вычисление площади параллелограмма. Может быть буклет, брошюра и т. п. ПК, мультимедийный проектор с экраном. Принтер.

 ХОД УРОКА

Урок ведут два учителя: учитель математики и учитель информатики.

ОРГ. МОМЕНТ

УМ: В практической деятельности человека часто возникает вопрос о нахождении площадей различных геометрических фигур, в том числе и параллелограмма.

УМ: Расскажите, что у вас получилось? Как найти площадь параллелограмма?

УМ: Ключевой вопрос при решении задач в данной теме нахождение высоты и основания параллелограмма. Верно ли найдена площадь параллелограмма на следующих рисунках?

УМ: Вам предстоит по заданной программе решить несколько задач на вычисление площади параллелограмма и оформить их решение в бланке ответов. За каждую задачу вы набираете определенное количество баллов, которые в конце нашего занятия превратятся в отметку. А оценить свою работу вы сможете в листах оценивания (каждому ученику выдается на руки лист оценивания и бланк ответов).

УИ: В современном обществе очень часто приходится отстаивать в диалоге собственное мнение, ярко аргументировать приводимые доводы. Почему бы это не сделать языком ПК? Решение одной из предложенных задач вы должны оформить к концу урока в программе PowerPoint, чертежи к задаче или воспользовавшись встроенными графическими возможностями программы PowerPoint, или в графическом редакторе Paint. Вспомним интерфейс программы. Сравним слайды №5 , №6, № 7 и № 8. Какие моменты программы вы использовали? Давайте обсудим значимость каждого шага.


Слайд № 5


Слайд № 6


Слайд № 7


Слайд № 8

УИ: Оцениваться будет не только правильность выполненных заданий по математике, но и грамотность применения информационных технологий в ходе решения и его оформления.

Поэтому вспомним основные требования к презентации и к защите работы:

УИ: Итак, от вас требуется: выполнить задание на бланке ответов, оформить одну из задач на слайде, подготовить защиту работы. Время работы 20 минут.

УМ: Не забудьте письменные принадлежности, черновики для расчетов.

Помните, что грамотность будет помогать оценивать учитель русского языка и литературы.

УИ: Вы готовы перейти к выполнению заданий? Желаем удачи!!!

Учащиеся выполняют задания и к концу первого урока сдают учителю математики бланки ответов, а учитель информатики на перемене проверяет грамотность оформления презентаций и выбирает слайды некоторых учащихся для обсуждения при проверке.

После перемены учащиеся представляют, защищают свои решения, идет самооценка и оценивание выполненной работы. Учащиеся заполняют лист оценивания.

УМ: Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Предлагаю вам составить алгоритм для решения задач по теме сегодняшнего урока. Запишете его в тетрадь (учитель выводит учащихся на следующий алгоритм:

  1. знание формулы;
  2. нахождение основания;
  3. нахождение высоты.)

Применим алгоритм решения задачи № 502 (Геометрия 7-9 Атанасян и др.). Учитель вызывает ученика к доске записать условие задачи…

УМ: на чертеже мы видим, что площадь данного параллелограмма можно найти двумя способами, выделяя разные основания, но ни одно из оснований неизвестно. вопрос: «как решать, каким способом?».

Учащиеся решают задачу с помощью уравнения, используя свойства площадей – равные многоугольники имеют равные площади.

УИ: учитель информатики параллельно с выполнением чертежа учеником у доски выполняет этот чертеж на слайде и выводит его с помощью мультимедийного проектора на экран, выделяя основные компоненты формулы.

УМ: вызывает к доске учащегося, который заранее дома разобрал решение задачи № 503 (Геометрия 7-9 Атанасян и др.) и готов предоставить его в виде электронной презентации с помощью мультимедийного проектора на обсуждение класса.

УМ: Оцениваете ответ выступающего (у каждого на парте лежит файл с листами для оценивания)! Будьте объективны и готовы аргументировать свои оценки.

Обсуждая решение данной задачи, учащиеся могут найти не один способ решения, а несколько. Ответы на вопросы позволят ученикам класса определить качество знаний выступающего по данной теме и самостоятельно выставить ему отметку по критериям листа оценивания.

УМ: Для домашней работы предложена задача № 504 (Геометрия 7-9 Атанасян и др.).

УИ: На экране через мультимедийный проектор учитель информатики вместе с детьми строит чертеж к задаче, условия которой читает вслух один из учащихся, другие выполняют чертеж в тетради.

4. Рефлексия

(музыкальная заставка): оставьте нам на память ваше отношение к уроку, пожелания и рекомендации на фигуре, с которой вы работали в начале урока.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.