Урок-игра по окружающему миру

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить знания по теме;
  • развивать умения систематизировать информацию;
  • расширить кругозор учащихся
  • формировать потребность в здоровом образе жизни

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы проведем игру “Мой организм”. В ходе игры проверим ваши знания по разделу “Человек – живое существо”. Сейчас я познакомлю с правилами игры.

  • 1 правило – в игре участвуют все.
  • 2 правило – у каждого игрока по две фишки.
  • 3 правило – за неправильный ответ - отдаем фишку
  • 4 правило – нет фишек - выбываешь
  • 5 правило – ответ – это карточка с номером

На доске запись:

1 тур 2 тур 3 тур 4 тур 5 тур
1. Кожа. 1. Нервы 1. Кровь. 1. Мышцы. 1. Зубы.
2. Череп. 2. Бронхи. 2. Скелет. 2. Язык. 2. Диафрагма.
3. Сердце. 3. Почки. 3. Желудок. 3. Позвоночник. 3. Нос.
4. Ухо. 4. Кожа. 4. Легкие. 4.Вены. 4. Сердце.
5. Артерия. 5. Печень. 5. Кишечник. 5. Мозг. 5.Железы.

1 тур.

1.Ты думаешь, у тебя их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (Ухо)

2. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает, носить ее можно хоть сто лет. (Кожа)

3. Это плотный мускулистый мешок размером немногим больше кулака. Этот “мешок” все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту.(Сердце)

4.Свежая кровь, полная кислорода и питательных веществ, ярко-алого цвета. Как называются сосуды, по которым она пробегает.? (артерия)

5. На военном корабле самые толстые стальные стены надежно прикрывают боевую рубку, где находится командный пункт корабля. Твой мозг – командный пункт организма. И природа охраняет его так же заботливо, как моряки свою боевую рубку. О какой боевой рубке идет речь.(череп)

Порядок ответов: 4, 1, 3, 5, 2.

2 тур.

1. В ней всегда хранится большой запас различных веществ, которые необходимы организму для его работы и жизни. Наши клетки требуют пищу каждую секунду, и этот орган все время посылает им эту пищу из своих запасов.(печень)

2. Помогает организму освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.(кожа)

3. Хорошо, когда в доме есть водопровод. Не надо выносить грязную воду на двор. Ты моешь руки под краном, а мыльная вода из раковины убегает по трубам канализации. Своя канализация есть и в нашем организме.(почки)

4. В легкие должен поступать только совершенно чистый, профильтрованный воздух. Вот они и выполняют обязанности такого фильтра. Покрытые изнутри влажными ресничками, они захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. (бронхи)

5. Беленькие ниточки тянутся к мозгу от всех точек тела. Окончания этих ниточек лежат в глазах, ушах, в носу, на языке, спрятаны в коже и во всех внутренних органах.(нервы)

Порядок ответов: 5, 4, 3, 2, 1.

3 тур.

1. Бежит она очень быстро, за 26 секунд успевает обежать все тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества. А на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме.(кровь)

2. Внутренняя кухня человека тянется почти на восемь метров. Но она свернута так плотно, что целиком помещается в животе.(кишечник)

3. Когда строители начинают возводить высокое здание, они прежде всего сооружают каркас – громадную клетку из стальных форм. .Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле.(скелет)

4. Они похожи на большую розовую губку. Какой мощный дыхательный аппарат создала человеку природа.(легкие)

5. Это главное отделение твоей “внутренней кухни”. (желудок)

Порядок ответов: 1,5, 2, 4, 3.

4 тур.

1. Благодаря рессорам, машина не дребезжит на ухабах дороги. Такая рессора есть и в нашем организме. Сколько бы ты ни носился во время игры, как бы ты ни бегал и ни прыгал, твой мозг не испытывает тряски. Он лишь покачивается. Благодаря чему? (позвоночник)

2. А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина. Спина ли у него слабая, или еще что-то? (мышцы)

3. Главный командный пункт организма. Что бы человек ни делал, всем управляет он. (мозг)

4. Это – наш единственный орган вкуса. (язык)

5. Так называются кровеносные сосуды, по которым бежит по телу испорченная кровь. Она уже отдала клеткам кислород и питательные вещества, взамен собрала вредный углекислый газ и те отходы, которые скапливаются в организме во время его работы. (вены)

Порядок ответов: 3,1,5,2,4.

5 тур.

1. Это тот неутомимый мотор, который непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет ее обегать все тело.(сердце)

2. Так называется гибкая, горизонтальная перегородка, которая лежит внутри твоего туловища, как раз посередине. Она помогает тебе дышать. (диафрагма)

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.(нос)

4. Самые твердые части твоего организма. Поменять старые на новые человек может только один раз в жизни. (зубы)

5. Если бы эти живые капельницы перестали работать, твои глаза быстро бы обсохли и покрылись пылью. Ты перестал бы видеть. (железы)

Порядок ответов: 4,2,3,1,5.

В финале два ученика. На доске записываем слово “организм”. Победит тот, кто больше составит слов. (зима, рога, орган…)

3. Подведение итогов.

Использовалась книга А.Дорохова “Про тебя самого”.