Урок литературы. Тема: "Лирика иркутских поэтов". Марк Сергеев. "Колдовские превращения воды"

Разделы: Литература


Цели урока:

Литература:

  • Развитие познавательных возможностей учащихся, опираясь на уже имеющиеся у них знания.
  • Формирование умения анализировать поэтическое произведение с привлечением литературоведческих понятий: сравнение, пейзаж, эпитет, олицетворение.

ИЗО:

  • Развивать умение и наблюдательность.
  • Рисование по представлению на тему: «Байкал».
  • Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Оборудование урока:

  • Выставка сборников стихов иркутских поэтов.
  • Диск «Виды Байкала», «Энциклопедия Байкала», «Ольхон».
  • Иллюстрации, рисунки и фотографии с видами Байкала.
  • Телевидеоаппаратура.

Ход урока

- Сегодня мы проведем урок вдвоем: литературу Восточной Сибири и ИЗО = необычно!

- Хотя нет, мы уже проводили такой урок русского языка и ИВТ!

- Какова же проблема стоит перед нами?

- Какие же задачи и цели урока?

  • Познакомиться со стихотворением Марка Сергеева «Колдовские превращения воды».
  • Развивать внимание и наблюдательность.
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

- Я вижу сборники стихов иркутских поэтов. Назовите их и поставьте на нашу полку. В них собраны стихи о сибирской природе, о родном крае. Думается, что от них идет какое-то тепло, энергия, откровение поэтов-авторов. Это как у классиков. Вот недавно Сережа Дядькин читал на школьном конкурсе стихи Алексея Толстого, ему так проникновенно аплодировали, что председатель жюри Вероника Михайловна вручила ему Почетную грамоту. Попросим его почитать.

- А кто знает, кто такой Марк Сергеев? Прочитайте самостоятельно статью учебника на странице 278. Что он писал о себе? Покажите на карте, где он родился, где жил и откуда ушел на фронт. А какие удивительные стихи он писал! Я вам прочитаю одно из его ранних стихотворений «Автобус». Понравилось? А вот еще одно стихотворение «Колдовские превращения воды» (чтение на фоне видео «Байкал»). Оно относится к пейзажной лирике.

Повторение теории литературы: что такое пейзаж, сравнение, эпитет, олицетворение.

Работа с лексикой стихотворения: колдовское – таинственное, магический прием; не говорлив, не языкат – в меру; оцепененье – неподвижно, блаженно – счастлива.

Чтение стихотворения (стр. 282).

- Что непонятно?

- Кто был на Байкале?

- Расскажите о своих впечатлениях.

- Какими словами передает поэт состояние лирического героя? Прочитайте эти строки.

- Что вы видите и слышите вместе с лирическим героем? Прочитайте.

- Что воспевает поэт?

Прочитайте.

Необычный прием используется в комментарии домашней работы. (Звонок по телефону): дома вы должны приготовить к конкурсу издателей сборник стихов о Байкале. В нем будут стихи, которые разбудят воображение, заставят читателя почувствовать и увидеть привычный мир, преображенный мыслями и чувствами поэта. Вы будете соучастниками и соавторами тех открытий, которые присутствуют в пейзажной лирике. Это задание приблизит вас к тайне поэзии. А как оформить сборник нам подскажет Тамара Викторовна.

- Т.В.: «Вы должны будете показать свое видение в рисунке к тексту стихотворения. Но сначала закройте глаза и в воздухе напишите «Я – творческий человек!». А теперь представим, что мы будем рисовать. (Работы выполняются индивидуально). На эскиз я даю вам всего 5 минут. На обратной стороне листа напишите название рисунка цитатой из текста. Далее я вам покажу интересную технику выполнения рисунков. Японские художники любят рисовать так: проведем физминутку для рук: осторожно сминаем лист бумаги, разглаживаем его ладошками, смачиваем лист водой и быстро расписываем пейзаж красками, смешивая без палитры прямо на листе.

В конце урока обзор рисунков. Выставление оценок.

Спасибо всем! Гостям за поддержку, тепла вам и откровения в оценке нашей работы. Детям спасибо за урок. Успехов, радости, улыбок.