Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования

Разделы: Русский язык


Тип урока: объяснение нового материала.

Тема: Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.

Цель: обобщить знания о способах словообразования (морфологических и неморфологических).

Задачи:

  • воспитывающая: воспитывать интерес к предмету и языковым  явлениям.
  • обучающая: на основе знаний студентов школьной программы отработать приемы определения корня слова, выделения окончания в слове; учить распознавать и различать словообразование и формообразование, морфемный и словообразовательный анализ слова
  • развивающая: развивать умение выполнять словообразовательный разбор; внимание, аккуратность.

Метод объяснения нового материала: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: Словари, учебники Е. Д. Ващенко, карточки, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ход урока

I. Орг. момент. (2´)

- Здравствуйте! Садитесь. Я рада видеть Вас на уроке.

- По рапорту отсутствуют…Остальные все.

- Проверим рабочее место. На парте должны быть: учебник (автор Е. Д. Ващенко), рабочая тетрадь, карандаш.

- Рабочее место у всех в порядке. Будем работать дружно, быстро, грамотно.

II. Актуализация ранее пройденного: (5´)

а) Акцентологическая разминка. (4´) - слайд

- Внимание на доску (15 слов)

  1. августовский
  2. баловать
  3. бензопровод
  4. гарантировать
  5. сгруппировать
  6. колледж (США)
    колледж (Англия)
  7.  красивее
  8. приданое
  9. согнутый
  10. ходатайствовать
  11. цемент
  12. шасси
  13. эксперт
  14. языковой (от сущ. язык как средства выражения мыслей)
  15. языковой (мышечный орган в полости рта)
  16. дирижер

- Прочитайте слова про себя. Продумайте правильное произношение.

- Значение каких слов Вам не понятно.

- Читаем слова по цепочке.

- Работаем в парах.

- Читаем слова хором.

- Запишите слова в свой личный словарь (1´)

III. Проверка домашнего задания

а) фронтальный опрос. (5´)

- По какой теме выполняли домашнее задание?

- Что такое фразеология? (Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу и значению, воспроизводимая в речи как готовая единица.)

- Кто является автором классификации фразеологизмов? (В. В. Виноградов)

- Назовите классификацию фразеологизмов. (Фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, фразеологическое выражение.)

- Дайте определение фразеологическим сращениям. (Фразеологические сращения - неделимые и неразложимые сочетания, значения которых нельзя вывести из значений входящих в них слов: то и дело, себе на уме.)

- Охарактеризуйте фразеологические единства. (Фразеологические единства – неделимые и неразложимые по смыслу сочетания, значение которых частично мотивируется входящими в них словами: выносить сор из избы («раскрывать тайну»)).

- Фразеологические выражения это… (Фразеологические выражения - обороты, которые состоят целиком из слов со свободными значениями: Не пройми копьем, а пройми языком)

- Что означают фразеологические сочетания? (Фразеологические сочетания – это устойчивые сочетания, в которых употребляются слова с несвободными значениями: тоска берет, насупить брови.)

- Ещё какие виды фразеологизмов существует? (Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-омонимы.)

б) самостоятельная работа (5´)

- Внимание на доску. (слайд)

  • Кот наплакал
  • Слова не вытянешь
  • Ходить вокруг до около
  • Мухи не обидит
  • Выйти из себя
  • Впасть в отчаяние

- Значение каких фразеологизмов Вам не понятно?

- Задание: К данным фразеологизмам подобрать – фразеологизмы антонимы, определить их лексическое значение и составить предложения с любыми 3 парами фразеологизмов.

Карточка (слайд)

Подберите к данным фразеологизмам антонимические пары. Составьте предложения с любыми 3 парами фразеологизмами.

  • Кот наплакал – куры не клюют
  • Слова не вытянешь – рта не закрывает
  • Ходить вокруг до около – попасть в точку
  • Мухи не обидит – как кошка с собакой
  • Выйти из себя – овладеть собой
  • Впасть в отчаяние – воспарять духом

- Какие вопросы возникли при выполнении задания?

- Кто ответит на вопрос.

- Сдаем работы.

IV. Работа по теме урока

а) психологическая подготовка к восприятию новой темы. (7´)

- Внимание на доску. (слова с акцентологической разминки) (слайд)

- Выпишите по 3-4 примера орфограмм в морфемах.

приставка

корень

суффикс

окончание

согнутый

приданое

сгруппировать

колледж

цемент

шасси

эксперт

августовский

баловать

языковой

дирижёр

языковой

августовский

баловать

- Проверяем.

- Обратите внимание, что морфема и слово имеют сходство.

Это значимые единицы языка.

Слово обладает значением. Морфема тоже обладает значением.

Например: -ёр- это суффикс существительных, обозначающих лицо по занятию, названному соответствующим глаголом.

(Дирижер – дирижировать, режиссер – режиссировать).

- Но различия существуют.

- А какие? Как вы думаете?

- Верно. Слово самостоятельная единица, а морфема «живет» в слове. Из морфем строятся слова, а из слов предложения.

- Построим схему (1´) (интерактивная доска)

Морфемы русского языка

- Обратите внимание, что аффиксы могут использоваться для образования новых слов и форм слова. Аффиксы, которые используются при образовании нового слова, называются словообразующими (словообразовательными). Аффиксы, которые используются для образования формы слова, называются формообразующими (формообразовательными).

- Запомните формообразующие аффиксы в основу не входят.

(Карточки)

- Внимание задание: в каждом слове выделите основу (по рядам) (4´)

Карточка 1 (слайд)

Иду – идет, писать – писал, окно – подоконник, красивый – красивее, бежать – бег.

Карточка 2

Красивый – красивейший, искра – искорка, живу – живешь, ходить – ходьба, писать – пишущий.

Карточка 3

Умывать – умываться, уверенно – увереннее, снег – снеговик, учить – учишься, подметать – подмети.

Карточка 4

Близко – ближе, давай – давайте, радость – радостный, сделав – сделать, летать – лететь.

Карточка 5

Утро – утром, любить – любовь, телефон – телефонный, переходить – переход, законспектировал – конспектировать.

Примечание. В четвертой карточке находим видовую пару глаголов, что соответствует словообразовательному значению аффиксов. В пятой карточке встречаем образование наречия (утром) от формы творительного падежа имени существительного.

- Мы плавно подошли с Вами к теме нашего занятия. (слайд)

Тема: «Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования».

Цель занятия: обобщить знания о способах словообразования (морфологическое и неморфологическое)

б) Изучение нового материала (3´)

- Что изучает словообразование?

- Как же связаны между собой морфемика и словообразование?

- В чем состоит их различие?

- На какие группы делятся способы словообразования?

- Назовите морфологические способы словообразования.

- Какие неморфологические способы словообразования Вам известны

в) Составление таблицы. (20´) (интерактивная доска)

- Внимание на интерактивную доску и на таблицы, которые есть у Вас на столе. Здесь указаны способы словообразования, виды и примеры. (см. приложение)

- Читаем про себя (2´)

- Озвучим таблицу (2´)

- Работаем в группах по 4 человека.

- Анализируя эти три колонки, вы должны определить путь словообразования и изменение части речи. На работу (15’)

- Какие трудности возникли при выполнении работы? (1´)

V. Задание на дом (1´)

Учебник Е. Д. Ващенко с.130-139, вопросы на с.139-140, упр. 108, 110.

VI. Работа по учебнику. (4´)

- Открываем учебник Е. Д. Ващенко с.133

- Внимательно просмотрите §14-15.

- О чем мы ещё не упомянули?

- Верно. Существует план разбора по составу и словообразовательный анализ слова.

- Записать в тетрадь для схем.

VII. Практическое закрепление нового материала.

Задание 1.

Определить каким способом образованы слова. (3´) (слайд)

потемнеть

 

 

темнеть

автозаводской

 

 

автозавод

соединять

 

 

единый

ледокол

 

 

лед, колоть (сложение)

(вкусное) мороженое (сущ) (переход одной части речи в другую)

 

 

мороженое (мясо) (прилаг)

очередник

 

 

очередь

яблочник

 

 

яблоко

заморозка

 

 

мороз

Задание 2.

1. Осложненное списывание. (10´) (слайд)

а) Я приобрел книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пренебрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат небольшой ответил собеседник.

б) Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…
(Б. Тимофеев)

Задание к тексту:

Записать I часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Из II части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм.

- Какая разница в значении слов книжечка и книжонка? («Книжечка» - уменьшительно-ласкательное, а «книжонка» - пренебрежительное)

- Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря суффиксу субъективной оценки.)

- Выполните морфемный разбор слов: собеседник, книжонка.

- Определите значение морфем в первом слове.

  • со – вместе (сокурсник, сотрудник)
  • -ник- - лицо (сокурсник, сотрудник)

- Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке дает возможность расширить пределы поэтического словаря.

Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения.

  • уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ец- (морозец), -ик- (столик), -ишк- (братишка),-к- (ножка), -ушк- (бабушка), -чик- (колокольчик),-еньк- (синенький)
  • увеличительно-неодобрительные суффиксы: -ищ- (домище), -онк- (шапчонка)
  • элемент торжественности вносят приставки: вос- (востребовать, восходить)

Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироничную окраску, создают фамильярно-непринужденный тон.

Задание 3. (10´) (слайд)

1. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (3´)

- Какую функцию выполняет оценочная лексика?

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
(М. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»)

Ответы к заданию:

Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких.

Оценочная лексика служит для создания психологического портрета героя. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество.

2. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (3´)

- С какой целью автор использует их в своем произведении?

Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек.
 (И. Тургенев. «Отцы и дети»)

Ответы к заданию:

В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек.

Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.

3. Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк-: (3´)

Шапка, собака, одежда, лодка, рубаха.

VIII. Итог урока (4´)

- Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

- Что нового Вы узнали о способах словообразования.

- Уроком довольна.

- Оценки за урок…

- Спасибо за урок. Урок окончен.