Мастер-класс "Использование интерактивных методов в обучении информатике"

Разделы: Информатика


1. Презентация опыта.

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?”

Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму”.

Для меня стало совершенно очевидно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. Именно поэтому мой опыт сосредоточен на использовании методик активного обучения с акцентом на интерактивные формы.

Термин “интерактивные методы” связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: бескомпьютерное, непосредственно между людьми осуществляемое специально организованное учебное взаимодействие и вторая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера. Поскольку я учитель информатики, очевидно использование на моих уроках второго варианта.

Также разнообразить и во многом изменить уже существующие формы организации учебного процесса мне помогает использование в работе новых средств обучения. В частности применение в учебном процессе интерактивной доски. В свое время появление компьютеров в учебном процессе привело к завышенным ожиданиям результатов от индивидуальной работы учащихся с компьютером. Индивидуальная работа учеников с компьютером проявила свои минусы: кому-то легко дается общение с компьютером, у других этот процесс затруднен, в результате разница в уровнях полученных знаний значительно увеличивается. Внедрение интерактивной доски в учебный процесс позволило мне сочетать работу на компьютере и расширять возможности взаимодействия учителя и учащихся.

Считаю, что использование интерактивной доски наибольшее значение имеет для учащихся младшего и среднего звена, поскольку у них еще недостаточно сформирована культура индивидуальной работы на компьютере.

Используя ИД именно на этих ступенях обучения, я выделила основные преимущества ее использования.

Во-первых, интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который помогает мне сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Это очень важно в изучении такой науки, как информатика.

Во-вторых, экономится много времени, а следовательно, увеличивается темп урока.

В-третьих, самое главное, я заметила, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.

Поэтому цель моего опыта: формирование информационной культуры учащихся на уроках информатики.

В соответствии с этой целью, ставлю следующие задачи: во-первых, повысить познавательную мотивацию учащихся; во-вторых, активизировать деятельность учащихся через использование интерактивных методов обучения.

В результате, внедряя в практику своей работы использование интерактивных методов, в том числе интерактивной доски, я добилась повышения качества образовательного процесса. Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Все ученики, без исключения, желают выйти к доске и выполнить предложенные мною задания. Также стало легче удерживать внимание и активность учащихся на уроке, а значит достичь главной цели обучения XXI века: развитие личности ребенка.

2. Представление системы занятий.

Внедрение в практику своей работы интерактивных уроков предполагает использование различных методов на соответствующих этапах урока.

Наибольший интерес для учащихся 5 классов при изучении темы “В мире кодов” представляют такие методы как: оглашение темы через название, слово, эпиграф; мини-лекция; различные игровые интерактивные задания, направленные на практическое усвоение материала; упражнение “Смайлики самочувствия”, используемое при подведении итогов урока. С этими методами я вам предлагаю познакомиться.

3. Имитационная игра.

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, гласит народная мудрость. Действительно, рисунки, схемы, чертежи, графики способны заменить нам долгие разъяснения.

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

(Приложение 1, слайд № 1)

- Какой принцип построения таблицы вы заметили? (Каждой букве поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки)

А сейчас мы устроим небольшое индивидуальное соревнование. Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку, получите ключевую фразу и вы узнаете, что мы сегодня будем изучать на уроке. Кто быстрее?

(Ответ: Система координат)

На прошлом уроке мы с вами говорили, что любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Так вот, чтобы связать числа и точки, используют систему координат.

Простейшую из них – числовую ось – вы уже рассматривали на уроках математики.

Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Ее еще называют декартовой системой координат – в честь французского математика Рене Декарта.

(Приложение 1, слайд № 2)

- Что такое система координат? (Это 2 перпендикулярные оси)

Продолжите высказывание:

- горизонтальная ось называется … (Ось ОХ)

- вертикальная ось называется … (Ось OY)

- место пересечения осей называют начало координат и обозначают цифрой … (ноль).

- Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел … (первое по оси Х, второе по Y).

Эти числа называются координатами точки.

- оси координат разбивают плоскость на … (4 части).

Они называются координатными четвертями. Далее мы будем работать только в 1 координатной четверти.

(Приложение 1, слайд №3)

А сейчас у нас “Координатная эстафета”.

Посмотрите на доску и скажите, что же нам нужно сделать? (По очереди выходить к доске и отмечать координаты точек, затем соединить полученные точки)

Итак, готовы узнать, что здесь закодировано? Отмечаем по очереди, по одной точке, по одной линии. На старт, внимание, начали.

(Ответ: домик)

Домик получился скучный, давайте поселим в него человечков. Если вам на уроке было интересно, поселите веселого человечка, если нет – грустного. (По очереди рисуют)

Таким образом, рассмотренные аспекты применения интерактивной доски в учебном процессе подводят к выводу, что положительный эффект такого применения возникает при объединении индивидуальной и коллективной работы учащихся.