Решение задач. 3-й класс, по программе "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Отработать навыки устного вычисления; умения решать задачи, требующие выполнения нескольких действий и оперирующих с понятием движение; производить поиск нужной последовательности операций, позволяющий найти неизвестную искомую величину, умение анализировать условие задачи от вопроса к данным в условии величинам.
  2. Развивать память, внимание, мышление. Прививать интерес к предмету.
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи, самостоятельности в применении своих математических знаний в повседневной жизни.

Оборудование: фуражка и жезл работника ГИБДД для учителя, изображение дорожных знаков, изображение светофора, иллюстрация дома и школы, запись песни “Зелёный свет” в исп. В.Леонтьева для физкультминутки, карточки с формулами, карточки со словами из пословицы “Тише едешь, дальше будешь”

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Меня зовут Ольга Анатольевна. Сегодня на урок я пришла со своими друзьями,давайте их поприветствуем. Как обещала, я проведу с вами урок математики.

Запишите дату нашей встречи. Мы накануне большого события. В г. Мурманске пройдут спортивные соревнования “Праздник Севера”. Мурманск будет принимать гостей из разных стран, из разных городов России и даже оленеводы из тундры приедут на этот праздник.

А на чём приедут все эти гости?

А на чём вы можете добраться до школы? (Быстро называем любые виды транспорта от велосипеда до ковра-самолета)

Замечательно, классно работаете, давайте сразу обозначим в тетрадях классная работа. Но на чем бы мы не передвигались, всегда должны помнить о правилах дорожного движения. А регулировать движение буду я.

Сегодня урок поможет проверить ваши знания и умения не только в математике, но и ваши знания дорожной азбуки, насколько грамотно вы сможете прочитать дорожную азбуку, тем быстрее пройдёте безопасно путь от дома до школы.

Обозначьте путь от дома до школы.

(Стоп! Внимание! Нарушение! Знаки должны находиться с правой стороны, навстречу движению транспорта)

- Почему? (Потому что у нас правостороннее движение)

Вот теперь мы видим все дорожные знаки, все они перед нами. Но каждый знак требует своего внимания.

Итак, в путь!

Знак первый

Что обозначает этот знак? (Cтоянка)

Мы прибыли на стоянку и сразу задание.

II. Устный счет. По вариантам.

Выполните программу действия.

1 вариант (1800 : 2 : 30 + 18) : 6 + (70 · 7 -140 : 2) : 60= 15

2 вариант (80 · 8 + 420 : 7) : 100 + ( 140 : 2 + 38 : 19) : 9 =15

- Кто первый справиться, откроет слово из пословицы.

А кто знает эту пословицу, в которой есть слова ТИШЕ, ДАЛЬШЕ.(Тише едешь, дальше будешь)

- Тише едешь.... О какой величине мы упоминаем?

- Дальше будешь... . О какой величине говориться в пословице? О какой величине не упоминает пословица?

- Какая взаимосвязь между этими величинами?

Запишите формулу: S = V · t

Как называется эта формула?

- Когда мы используем эту формулу? (При решении задач на движение)

III. Цель нашего урока - закрепить умения решать задачи на движение.

- А какая ошибка в этой пословице? (Если будем тихо ехать, мы далеко не уедем. Вот в чем проблема, и её мы решим). Пословица призывает нас к внимательности и осторожности. Не спешить!

ВНИМАНИЕ! ЗНАК! (Опасный поворот)

Опасный поворот это трудно.

Что трудно в математике? (Решить задачу)

Ученик читает задачу с доски.

Велосипедист проехал на велосипеде 36 км за 2 часа. Затем он уменьшил скорость на 2 км/ч и проехал ещё 3 часа. Сколько всего км проехал велосипедист?

Что неизвестно в задаче?

Кто из вас пойдет к доске и запишет условие задачи в таблицу.

 

S

V

t

I

36 (км)

?

2 ч.

II

?

?- 2 км/ч

З ч.

- Кто бы мог решить задачу?

1) 36 : 2= 18 (км/ч) - V I

2) 18 - 2 = 16 (км/ч) - V 2

3) 16 · 3 =48 (км) - S 2

4) 36 + 48 = 84 (км)

Ответ: 84 км проехал велосипедист.

Помните, дети: выезжать на велосипеде на проезжую часть улицы разрешено лишь тем, кому больше 14 лет. Для малышей опасно!

ВНИМАНИЕ! ЗНАК! (Неизвестный)

- Что в математике означает найти неизвестное? (Решить уравнение)

Используя формулу пути, решим задачу на движение через уравнение.

- Как найти скорость мотоциклиста, проехавшего расстояние от Мурманска до аэропорта Мурмаши в 56 км за 2 часа.

Запишите формулу пути.

Обозначьте сверху карандашом известные величины S = V • t.

Запишите уравнение.

X 2 = 56

X = 28 (км/ч)

Устно найдите скорость движения.

Так же быстро выполните задания “Блиц-турнира”

“Блиц-турнир”

Составь выражения к задачам.

А) После того, как автобус проехал 2 часа со скоростью C км/ч, ему осталось проехать ещё d км. Каков весь путь автобуса?

Б) Мотоциклист проехал расстояние а км за 7 часов, а обратный путь - за 6 часов. Насколько километров в час он увеличил скорость на обратном пути?

В) Расстояние между двумя станциями b км. Поезд уже прошел т км. Оставшийся путь ему надо пройти за 3 ч. С какой скоростью он должен идти.

Мы тоже очень давно в пути. Пора остановиться. Для чего?

ВНИМАНИЕ! ЗНАК! Это значит? (Отдых)

Физкульт. пауза (звучит песня в исп. В.Леонтьева “Зелёный свет”)

- О каком главном регулировщике вы услышали в этой песне? (О светофоре)

- Светофор нам дает зеленую улицу.

- Отправляемся в путь.

- Решите задачу по схеме. Придумайте условие задачи и задайте вопрос.

Эту задачу придумал_________________________. Она авторская.

Кто решит задачу?

30 – 6 · 3 = 12 (км)

- А какой можно задать еще вопрос к этой задаче, чтобы она решалась в 3 действия? (Сравнить расстояние, которое прошли и которое осталось пройти)

- Прошли мы и этот участок нашего пути.

ВНИМАНИЕ! ЗНАК! Какой? (Дети)

- Мы приближаемся к школе.

- Посмотрите! Разыгрались на дороге человечки. О чем они думают? Нарушают ПДД. Какие?

- Вы все знаете, поэтому на каникулах используйте свои знания ПДД

- А о чём думают человечки вы узнаете, выполнив логическое задание.

- Найдите закономерность, вставьте число.

- Я думаю, человечки знают дорожную азбуку на “5”.

- А вот задание человечков. Какой знак лишний?

- Почему синий?

А что обозначает синий цвет в дорожной азбуке? (Разрешающий,предписывающий)

- Разрешаю отдохнуть, тем более, что мы уже доехали до места назначения.

Итог урока.

- Трудно было в пути?

- Какие задания особенно трудные?

- И все-таки один знак вам неизвестен. Я придумала его сама. И вы тоже дома можете придумать свои знаки. Мой знак обозначает: вы свободны, гуляйте на все четыре стороны. Инструктаж правил дорожного движения перед каникулами вы достойно прошли.

Спасибо за труд! Будьте бдительны, соблюдайте правила дорожного движения. Приложение