Урок литературного чтения. 3-й класс (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: показать разницу смысловых нюансов при сопоставлении поэтических строчек о Родине Державина и Грибоедова, разницу созданных живописцами образов родной природы при сравнении работ русских пейзажистов А. Саврасова и И. Левитана.

Задачи:

  • Обнаружить сходство образов и разницу эмоциональных оттенков у писателей и пейзажистов.
  • Увидеть созданные художниками разные образы родной природы, разные грани ее красоты: будничной, скромной, неброской и более яркой и праздничной.
  • Учить видеть не сразу заметные признаки (в данном случае весны, покоя, любви к Родине).
  • Учить вглядываться, вслушиваться, чувствовать.

Оборудование:

  • Портреты художников А. Саврасова и И. Левитана.
  • Репродукции картин А. Саврасова "Грачи прилетели" и И. Левитана "Тихая обитель".
  • Высказывание знаменитых личностей о любви к Родине.
  • Рисунки детей "Моя маленькая родина".

Девиз урока: " Сколько же их - тропинок, ведущих в родные края?" (Еса Бусон)

I. Организационный момент (звучит музыка).

Чтение учителем стихотворения Николая Рыленкова "К Родине".

(приложение 1)

  • о чем сегодня пойдет речь на уроке?
  • совпадает ваше мнение с девизом урока?
  • что вы можете сказать?
  • вспомните высказывания Г. Державина и А. Грибоедова об Отечестве. Чем они одинаковы? В чем разница?

II. Вхождение в тему урока.

  • найдите в учебнике картинную галерею, зал 7. Репродукции каких картин мы видим? (А. Саврасова "Грачи прилетели", И. Левитана "Тихая обитель")
  • рассмотрите их.
  • поделитесь своими впечатлениями.
  • что можете сказать о художниках, написавших эти картины?

III. Биографическая справка о художниках.

IV. Работа над понятием "Русский лирический пейзаж".

  • как называется картина, на которой художник изобразил природу? (пейзаж)
  • это лирический русский пейзаж. Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.
  • как вы понимаете выражение "Русский пейзаж"?
  • а что значит лирический? (выслушиваются мнения детей).
  • посмотрите, какое определение подходит к вашему понятию?.

V. Работа над репродукцией А. Саврасова "Грачи прилетели".

  • какое время года изобразил художник?
  • какое событие вдохновило художника написать эту картину?
  • какие признаки весны вы можете разглядеть?
  • постарайтесь точно охарактеризовать то, что изобразил художник. Какие березы, земля возле них? Домишко? Церковь? Сам пейзаж?
  • можно ли назвать этот пейзаж красивым? (очень прост, скромный, незамысловатый, непритязательный, но ...задушевный, вызывает волнующие чувства).
  • какое чувство вызывает эта картина?
  • какие краски преобладают на картине? (желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубовато-серые). Саврасов строит общий светлый колорит на скромных, приглушенных сопоставлениях, чуть холодные оттенки земли и снега и оттаявшая земля, ветки. Стволы, забор.
  • что сразу задерживает взгляд?
  • и деревню, и поле художник выписывает нечетко. Почему? (он хочет, чтобы мы не отвлекали свое внимание от грачей, они самые главные).
  • что вы ощущаете, глядя на картину?
  • Саврасов очень долго ждал весну и уже отчаялся ее запечатлеть. Но однажды он открыл окно и :
  • какие звуки он услышал? (птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание воды). После ответов детей дать послушать аудиозапись звуков природы.

Физ. Минутка: под звуки природы дети повторяют движение за учителем (дуновение ветра, прилет птиц, встреча с солнышком и т.д.

  • какие запахи он мог увидеть? (запах талой земли, свежесть весеннего воздуха, легкий ветерок, ласковое весеннее солнышко).
  • как вы считаете, для грачей это самый красивый уголок? (нет, но самый дорогой. Здесь их родина. И только здесь они будут выводить свое потомство).

VI. Сопоставление картины Саврасова и стихотворения Рыленкова.

  • найдите строчки у Рыленкова, которые можно отнести к картине Саврасова. А можете воспользоваться высказываниями исторических личностей. (высказывания развешаны по классу с предыдущих уроков. Приложение 5).
  • нет ли сходства восприятия родной стороны в творчестве художника и поэта? (оба подмечают неброскую красоту родной природы, которую воспринимает чуткое сердце и развитый глаз).

VII. Работа по репродукции И. Левитана "Тихая обитель".

  • можно ли сказать, что Исаак Левитан и Алексей Саврасов изображают неброский уголок природы или их интересует какой-то другой более яркий ее образ?
  • важно ли в какое время года и в какое время суток изображает природу Левитан?
  • это лето или переходное время от дня к вечеру, начинающийся закат-предвестник сумерек?
  • что придает пейзажу масштабность, делает его величественным? (дальняя точка зрения, самое главное разворачивается на дальнем плане).
  • а что делает пейзаж таким близким и обжитым, побуждает глаз путешествовать по нему, пройтись, пробежаться? (легкие деревенские мостки изображены на первом плане, уходят в даль, перетекают в разветвляющуюся дорожку, ведут в глубь пейзажа через лес к виднеющимся главкам церквей и монастырям).
  • найдите строчки из стихотворения Рыленкова к этой картине.

VIII. Обзор рисунков детей.

Просмотр рисунков детей, обмен мнениями. Обратить внимание, что каждый рисовал свой неброский, но милый сердцу уголок родины.

IX. Подведение итогов урока.

  • какой пейзаж лучше показать зрителям-иностранцам на всемирной выставке?
  • какой они должны увидеть нашу родину? В ее будничной красоте, которая близка сердцу каждого русского человека, но может быть не понятна иностранцу? Или в более торжественном и величественном образе? (принимаются любые варианты ответов).
  • что общего в картинах художника и в ваших рисунках?

X. Составление мини отзыва.

Напишите мини отзыв о любой из картин или о своем рисунке (выборка плана мини отзыва:

1.Что я увидел и меня поразило?

2. Что почувствовал?

3. Мое мнение. При написании звучит легкая классическая музыка)

XI. Обмен мнениями.

(зачитывается несколько, более удачных отзывов)

XII. Итог урока.

Учитель читает стихотворение Д. Дрожжина "Родине".

XIII. Домашнее задание.

Постарайтесь найти поэтические лирические произведения, прозу, отражающую любовь к Родине?