Программа воспитательной работы "Открытый мир детства"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка

Мне как классному руководителю очень важно, чтобы мои ученики прежде всего были хорошими людьми: добрыми, чуткими, человечными.

Считаю, что наравне с обогащением различными знаниями и умениями необходимо пробуждать честные и благородные чувства в сердцах детей. При этом важно понять, что для того, чтобы ребенок перестроил свое поведение, ему нужны не столько прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми по этим правилам, т.е. социализация, которая осуществляется не только в школе, а прежде всего в семье.

В современной жизни многим родителям непросто найти время как на само общение со своим ребенком, так и на осознание своих родительских функций.

Убеждена, что в образовательном учреждении необходимо организовывать процесс сотрудничества педагогического коллектива с семьей как единомышленником, союзником, соучастником образовательного и воспитательного процесса.

Требуется психолого-педагогическое просвещение родителей, обеспечивающее понимание взрослыми ценностей и смысла родительства как поддержки своего ребенка в процессе его самосозидания.

Нужно создавать реальные ситуации взаимодействия родителей и детей, умело организовывать их общение с целью осуществления совместной творческой деятельности. Такое “деятельное” общение очень важно для понимания родителями роли матери и отца и для личностного становления детей.

Цель:

На основе расширения сфер и способов взаимодействия школьника с окружающим миром способствовать формированию культурной, самостоятельной личности, стремящейся руководствоваться законами нравственного поведения в повседневной жизни.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • Оказание помощи в формировании жизненного опыта на основе приобщения ребенка к духовным и материальным ценностям культуры.
  • Содействие проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей каждого воспитанника.
  • Создание условий для саморазвития ребенка как субъекта деятельности, как личности.
  • Активное вовлечение родителей в образовательное пространство и использование возможностей семьи как субъекта воспитательного процесса.

Ожидаемый результат

  • Ребенок физически и духовно здоровый, уважительно относящийся к старшим и младшим.
  • Ребенок, имеющий представление о героическом прошлом Родины, любящий Россию, родной город, окружающую природу.
  • Ребенок, умеющий жить в коллективе и считаться с мнением коллектива.
  • Ребенок самостоятельный, организованный, коммуникабельный, трудолюбивый, аккуратный, бережливый.

Этапы реализации программы

I этап “Я познаю себя” 1 класс (7-8 лет)

II этап “Моя семья” 2 класс (8-9 лет)

III этап “Мое Подмосковье. Мой город” 3 класс (9-10 лет)

IV этап “Я. Мой класс. Моя гимназия” 4 класс (10-11 лет)

2007 – 2008 учебный год

I этап “Я познаю себя”

Основная идея: способствовать самопознанию каждого ребенка через организацию жизни в коллективе.

Цели:

  • Формирование и укрепление коллектива через КТД.
  • Организация КТД в разновозрастных коллективах для обучения сотрудничеству с родителями, педагогами, учениками других классов гимназии и школ города, воспитателями и воспитанниками детских садов, журналистами гимназической газеты.
  • Формирование лидерских качеств у каждого воспитанника.
  • Активное привлечение родителей к непосредственному участию в жизни класса.
Период Основное содержание и формы работы
сентябрь– май Совместная работа по созданию и ведению ученических портфолио.

В портфолио есть рубрики “Разрешите представиться!” и “Мои достижения”.

Дети ищут ответы на вопросы “Кто я?”, “Что я люблю?”, “Что меня радует и огорчает?”, “Какой я глазами других людей?”, “Чему я научился?”, “Хотелось бы мне измениться?” и др.

Лучшие работы, почетные грамоты, учебные достижения детей также найдут свое место в портфолио.

сентябрь “Праздник первого звонка”

День знаний.

сентябрь Вечер “Давайте познакомимся!”
октябрь Праздник “День игры и игрушки”
ноябрь День рождения гимназии. Посвящение первоклассников в гимназисты.
сентябрь– ноябрь Исследовательская работа по сбору и защите коллекций.
ноябрь Первая поездка. Город Тула . Тульский Кремль, цирк, экзотеррариум.
ноябрь– декабрь Подготовка и проведение “Новогоднего маскарада”.
январь Встреча и интересными людьми “Светлый праздник Рождества”.
февраль Экскурсия “Пойдем по школьным этажам” (знакомство с библиотекой и читальным залом гимназии, Залом боевой славы, кабинетами старшего корпуса, урок-практическая работа, проведенный учителем физики Зверевой Н.С.)
январь– март Представление своих коллекций ученикам других классов гимназии, воспитанникам детских садов города, ученикам других школ, журналистам гимназической газеты.
февраль– март Постановка музыкальной сказки “Мама”.
март Экскурсия в музей русской старины “Родник”, знакомство с историей Родины.
апрель Экскурсия на почту и в городской выставочный зал.
апрель Спортивный праздник “Мама, папа, я – спортивная семья”.
май Поездка в д. Воробьи в “Парк птиц”.
май Поздравление ветеранов с праздником Победы. Участие в гимназическом фестивале патриотической песни.
май Заключительный праздник “Прощание с 1 классом. Здравствуй лето!”.
май “У похода есть начало”. Первый поход. (Совместно с родителями).

В течение года:

Цикл тематических телевизионных классных часов: “Уроки доброты”, “Уроки заботы”, “Уроки осторожности” (еженедельно)

Тематические родительские собрания:

  • “Что нас ждет впереди?” Организационное собрание.
  • “Чем помочь первокласснику?”
  • “Поделись секретом успеха” Обмен родительскими секретами в воспитании и обучении детей.
  • Активное участие в гимназических и городских конкурсах.
  • Работа “Мастерской добрых дел”.
  • Сотрудничество со школьным психологом, логопедом, социальным педагогом, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования гимназии и города.
  • Прогулки и экскурсии в лес. Наблюдение за изменениями, происходящими в природе.
  • Оформление фотовыставок о жизни класса и выставок детских работ.
  • Поздравление детей с днем рождения. (Церемония вручения подарков и добрых пожеланий имениннику).
  • Ведется фото- и видеолетопись жизни класса.

2008 – 2009 учебный год

II этап “Моя семья”

Основная идея: укрепление основ семейных ценностей.

Цели:

  • Прикоснуться к истории своей семьи.
  • Возрождать нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада.
  • Проникнуться чувством уважения к своим родным.
  • Улучшить взаимоотношения в семье.
  • Развивать у детей творческое восприятие семейных ценностей.
  • Воспитывать в душе маленького человека гармоничное видение мира.
  • Установить тесное сотрудничество между гимназией и семьей.
Период Основное содержание и формы работы
сентябрь “Здравствуйте!” Праздник начала учебного года.
сентябрь Знакомство с профессиями наших родителей. (Папа одной из девочек, работающий в милиции, рассказывает детям о своей профессии и проводит практическое занятие по правилам дорожного движения).
сентябрь- октябрь Участие в областном конкурсе на лучшую детскую творческую работу “Родословная моей семьи” (городской этап)
октябрь Поездка в г. Калугу (ТЮЗ, музей космонавтики, краеведческий музей).
ноябрь “Букет для любимых мам” - праздник, посвященный Дню Матери.
декабрь- апрель Участие в областном конкурсе на лучшую детскую творческую работу “Родословная моей семьи” (областной этап)
декабрь Экскурсия в гимназический Зал боевой славы
декабрь Поездка на фабрику елочных игрушек “Иней”
декабрь “Новый год – семейный праздник”. Зимняя сказка – сюрприз, подготовленная для детей родителями. Праздник в настоящем зимнем лесу, с настоящей елкой, Дедом Морозом, Снегурочкой и лесными обитателями
январь “Вместе с братом и сестрой” – веселые зимние забавы для учеников класса и их младших и старших братьев и сестер.
январь Знакомство с профессиями наших родителей (мама одного из мальчиков, работающая учителем, рассказывает детям о своей профессии и проводит практическое занятие с детьми)
январь Экскурсия в городскую детскую библиотеку.
февраль Вечер “Превыше всего – долг Отечеству”, посвященный Дню Защитника Отечества.
февраль Экскурсия в библиотеку семейного чтения.
март Проведение “Недели детской книги”. В рамках праздничной недели проводятся смотр школьных учебников, конкурсы рисунков и стихов, викторины, которые второклассники и первоклассники подготовили друг для друга, дети участвуют в литературных композициях, посещают с экскурсией Центральную городскую библиотеку им. Е.Р. Дашковой, участвуют в театрализованной викторине в городской детской библиотеке.
апрель “Вечер бабушек и дедушек”
апрель Поездка в Кремль и Измайлово в музей русских сказок “Жили-были”
апрель Экскурсия в городской выставочный зал
апрель Поездка в Москву в Областной дом искусств на церемонию чествования победителей и призеров областного конкурса на лучшую детскую творческую работу “Родословная моей семьи”
май Поздравление с праздником Победы ветеранов (участие в гимназическом фестивале патриотической песни) и стариков из центра временного пребывания пожилых людей.
май Заключительный праздник “В кругу семьи”, посвященный отмечающемуся 15 мая Международному дню Семьи
май Знакомство с профессиями наших родителей. (Экскурсия на мебельную фабрику “Янтарь”, на которой работают многие родители, бабушки и дедушки учеников класса).
май Поход-поиск пиратского клада (Совместно с родителями).

В течение года:

Цикл еженедельных тематических классных часов. Тематика:

- Мамин портрет. Любовь мамы. Сердце матери. Материнские руки. Подвиг матери. Забота мамы. Наши братья и сестры. Старшие и младшие. Братская любовь. Вместе с братом и сестрой. Мудрость отца. Роль отца. Любовь отца. Наши родители. Пожилые люди. Мудрая старость. Опора семьи. Солнце семьи. Дружная семья. Счастливая семья. Моя будущая семья. Чудеса детства. Поэзия детства.

Тематические родительские собрания:

1.“В кругу семьи”.

2.“Добрая сказка детства”.

3.“О пользе семейного чтения” (Совместно с городской библиотекой).

Продолжение работы с ученическим портфолио.

Активное участие в гимназических и городских конкурсах.

Работа “Мастерской добрых дел”.

  • Сотрудничество со школьным психологом, логопедом, социальным педагогом, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования гимназии и города.
  • Прогулки и экскурсии в лес. Наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
  • Оформление выставок детских работ.
  • Поздравление детей с днем рождения (Церемония вручения подарков и добрых пожеланий именинникам).
  • Ведется фото- и видеолетопись жизни класса

2009 – 2010 учебный год

III этап “Мое Подмосковье. Мой город”

Основная идея: знакомство с историей страны через знакомство с прошлым и настоящим своей малой Родины, своего родного города.

Цели:

  • Привитие любви к родному краю, воспитание патриотизма;
  • Формирование физического и духовного здоровья воспитанников;
  • Завершение работы по формированию родительского актива.
  • Основные направления работы:
  • 65-летие Победы
  • 80-летие Московской области
  • 50-летие Протвино
Период Основное содержание и формы работы
сентябрь “Подмосковье мое, Подмосковье…” Праздник начала учебного года
сентябрь Участие в городском этапе конкурса на лучшую детскую творческую работу “В моей квартире живет зверь”, проводящегося в рамках экологической недели в городской библиотеке.
сентябрь Поход по местам боевой славы.
сентябрь Поездка в Москву. Экскурсия в Московский Кремль.
октябрь Участие в городском конкурсе “Чудо в сердце у тебя”, проводящемся детской городской библиотекой.
октябрь Экскурсия в музей “Родник”. Знакомство с бытом наших предков.
октябрь Фотоконкурс “Жаркое лето и яркая осень в родном городе”.
ноябрь– декабрь Постановка музыкальной сказки “Новогодние приключения Маши и Вити”.
ноябрь Знакомство с предприятиями нашего города. Экскурсия на станцию скорой помощи.
ноябрь Участие в областном фестивале детского рисунка “Мое Подмосковье”, посвященном 80-летию Московской области.
ноябрь Экскурсия в ДЮЦ г. Протвино
декабрь Поездка в Приокско-Террасный биосферный заповедник.
декабрь Встреча с Раисой Алексеевной Никитиной – знаменитой жительницей нашего города.
декабрь Неделя военно-патриотической работы, посвященная 68 годовщине битвы под Москвой.
декабрь Экскурсия в Зал боевой славы и краеведческий музей города.
декабрь Встреча с ветеранами и участниками локальных войн, живущими в нашем городе.
январь Фотоконкурс “Зимняя сказка в Протвино”
январь Экскурсия в ДМШ г. Протвино
январь Изготовление сюрприза для маленьких жителей города.
февраль– март Конкурсная программа, подготовленная родителями для детей, приуроченная ко Дню Защитника Отечества и Международному Женскому дню.
март Встреча с казаками, живущими в нашем городе.
март Конкурс рисунков “Любимый уголок родного города”.
март Участие в юбилейном 20 фестивале “Протвинская капель”.
март Экскурсия в ДХШ г. Протвино.
март Экскурсия в выставочный зал и краеведческий музей г. Протвино.
апрель Фотоконкурс “Цвети, любимый город!”
апрель Поездка “По знаменитым местам Подмосковья”
апрель Конкурс знатоков “Мое родное Подмосковье”
май Участие в гимназическом фестивале патриотической песни, посвященном 65-летию Победы
май Праздничный концерт для пожилых жителей города (Совместно с отделением временного пребывания пожилых людей)
май Встреча с ветеранами ВОВ, живущими в нашем городе
май Круглый стол “Связь поколений. Награда в моей семье”
май Заключительный праздник “Окна любимого города”
май Знакомство с предприятиями нашего города. Экскурсия в пожарную часть.
май Поход из г. Кременки (с посещением Мемориала и с. Троицкого) по берегам р. Протвы в г. Протвино. Совместно с родителями.

В течение года:

Цикл тематических классных часов: “Прошлое и настоящее Подмосковья”, “Знаменитые люди нашего края”, “Героические годы Московской области”, “Любимый город Протвино” (еженедельно)

Тематические родительские собрания:

  • “Система патриотического и духовно – нравственного воспитания в семье”.
  • “Мы живем в наукограде”.
  • “Связь поколений”.
  • Продолжение работы с ученическим портфолио.
  • Активное участие в гимназических и городских конкурсах.
  • Работа “Мастерской добрых дел”.
  • Сотрудничество со школьным психологом, социальным педагогом, учителями – предметниками, педагогами дополнительного образования гимназии и города.
  • Сотрудничество с ДЮЦ “Горизонт” - занятия в туристическом и краеведческом кружке
  • Планируются встречи с интересными людьми – жителями Протвино и экскурсии на предприятия города.
  • Оформление различных выставок, посвященных 50-летию Протвино, 80-летию Московской области и 65-летию Победы.
  • Поздравления детей с днем рождения (Церемония вручения подарков и добрых пожеланий имениннику).
  • Ведется фото- и видеолетопись жизни класса.

2010 – 2011 учебный год

IV этап “Я. Мой класс. Моя гимназия”

Основная идея: подведение итогов работы по формированию личностного роста каждого воспитанника на данном этапе развития. Подготовка детей к следующему этапу обучения и воспитания (5 класс).

Цели:

  • Мониторинг физического и духовного здоровья каждого воспитанника.
  • Анализ уровня социализации каждого воспитанника и коллектива.
  • Тесное сотрудничество родительской общественности, педагогического коллектива и детей.
Период Основное содержание и формы работы
сентябрь День Знаний. Экскурсия в Политехнический музей г. Москва.
сентябрь-

май

“В поисках Синей птицы”.

“Встречи” с героями пьесы М. Метерлинк

сентябрь Поход по историческим местам Подмосковья. Город Серпухов и его окрестности.
октябрь Совместное участие детей, родителей и педагогов в праздничных мероприятиях, посвященных 25-летию школы.
октябрь Посещение концертов в ДМШ.
ноябрь Встреча с интересными людьми
ноябрь-декабрь Подготовка и проведение Новогоднего праздника.
январь Встреча с детьми из реабилитационного центра.
февраль Посещение концертов ДМШ.
март Встречи с интересными людьми
март Поездка в Москву в Государственный Дарвиновский музей.
апрель Продолжение сотрудничества с детьми из реабилитационного центра
май Совместное участие детей, родителей и педагогов в праздничных мероприятиях, посвященных 5-летию гимназии.
май Участие в гимназическом фестивале патриотической песни, посвященном Дню Победы.
май Праздничный концерт для пожилых жителей города. (Совместно с отделением временного пребывания пожилых людей)
май Завершение работы над ученическим портфолио в начальной школе. Подведение итогов.
май Поездка в Москву на спектакль по пьесе М. Метерлинк “Синяя птица”
май Праздник окончания начальной школы “Вслед за Синей Птицей”
май Поход совместно с родителями.

В течение года

Цикл тематических классных часов по мониторингу физического и духовного здоровья каждого воспитанника и анализу уровня социализации каждого воспитанника и коллектива.

Тематика:

- Доброта, вежливость, толерантность. Умею ли я дружить? Кто я в классе? Общение. Умение слушать. Как преодолеть проблемы общения? Как я преодолеваю трудности? Как я справляюсь со своим гневом? Как я разрешаю конфликты с…? Организованный ли я человек? Умею ли я учиться? Умей распределять свое время. Самоконтроль. Волевые усилия. Полезные привычки. Дом моей души: забота о теле – забота о себе. Мое здоровье. Доволен ли я собой. Автопортрет: какой я. Мой характер. Мои успехи. Мой выбор. Мои поступки. Круг моих интересов. Моя мечта.

Для сопровождения классных часов используется диагностические средства: анкетирование, тестирование, психологическая игра, беседа, практическое занятие, опрос, наблюдение. Работа проводится в сотрудничестве со школьным психологом.

Тематические родительские собрания:

  1. “Сотрудничество детей, родителей и педагогов в гимназии”.
  2. Круглый стол “Социализация детей в гимназии”.
  3. Итоговое родительское собрание “Ждет нас что-то новое, ждет нас перемена”.
  4. Продолжение работы с ученическим портфолио.
  5. Активное участие в гимназических и городских конкурсах.

Работа “Мастерской добрых дел”.

Сотрудничество со школьным психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования гимназии и города.

Поздравления детей с днем рождения (Церемония вручения подарков и добрых пожеланий имениннику).

Ведется фото- и видеолетопись жизни класса.

Заключение

  • Результаты реализации программы ежегодно представляются на заседаниях МО и педагогических советах.
  • Участие в городских и областных конкурсах.

2 класс - Областной конкурс на лучшую детскую творческую работу “Родословная моей семьи” (I место в городском этапе конкурса; призеры областного этапа конкурса.)

3 класс - Областной фестиваль детского рисунка “Мое Подмосковье”, посвященный 80-летию Московской области. (Приняли участие 22 ученика класса. Работы размещены в Интернете.); Городской конкурс на лучшую творческую работу “В моей квартире живет зверь”, Городской конкурс “Чудо в сердце у тебя” (победители и призеры конкурсов); Проект рукописной книги по истории семей г. Протвино “Моей семьи священна память”, посвященный 50-летию г. Протвино.