Урок по русскому языку во 2-м классе по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока.

Образовательная

  • познакомить с новой орфограммой;
  • создать условия для формирования практических умений использовать полученные знания о большой букве в именах, отчествах и фамилиях;
  • обогащать словарный запас.

Развивающая

  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать устную и письменную речь, мышление,
  • творческие способности обучающихся;
  • прививать интерес к русскому языку.

Воспитывающая

  • воспитывать чувство коллективизма,
  • самостоятельность;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование

  • раздаточный материал – карточки для работы в паре;
  • мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку в Power Point.

Информационные ресурсы

  • http://school-collection.edu.ru,
  • http://images.google.ru,
  • http://www.edu.nsu.ru.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

1. Оргмомент.

Слово учителя.

- Ребята, любите ли вы преодолевать трудности? Трудности преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, хорошими мыслями и если рядом настоящие друзья. Прислушайтесь к себе: какое у вас настроение? На столе у каждого лежат солнышко и тучка. Какая из карточек отображает ваше настроение, покажите! Давайте постараемся все вместе улучшить наше настроение к концу урока.

2. Каллиграфическая минутка.

Мм Лл Оо

молоко мыло милая

- Прежде чем приступить к написанию букв и слов, сделаем разминку для пальцев.

«Солнышко».

Утро встало,
Солнышко встало,
Эй, братец Федя,
Вставай и разбуди соседей,
Вставай, большак,
Вставай, указка,
Вставай, середка,
Вставай, сиротка,
И крошка Митрошка,
Привет, ладошка,
Все потянулись и проснулись.

-Что вы можете сказать о записанных словах?

- На какие две группы можно разделить записанные буквы? (Строчные и прописные).

- Для чего нужны строчные буквы? А прописные?

3. Словарно-орфографическая работа.

А) Картинный словарный диктант. Слайд презентации №1.

Бере́за, за́яц, зе́ркало, пальто́.

- Обозначьте ударение в словах и укажите опасные места.

Б) – А теперь отгадайте новое словарное слово, над которым мы сегодня будем работать. Слайд презентации №2.

В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят (помидор).

- Запишите новое слово в ваши словарики, укажите ударение и опасные места.

- Что вы можете рассказать об этом предмете?

(Огородное растение семейства пасленовых, спелый плод может быть красного, желтого или розового цвета. У него два имени ПОМИДОР и ТОМАТ. Его родина – Южная Америка. Европейцы сажали его только для красоты в садах, на клумбах, как цветы.)

- Что вы можете рассказать о слове «помидор»?

- Сколько слогов, букв, звуков, гласных и согласных в этом слове? (3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных и 4 согласных звука).

- Придумайте и запишите предложение с этим словом.

В) Работа в парах.

- Перед вами на столах лежат карточки. Вы будете работать в паре, помогая друг другу правильно и быстро выполнить задание.

1. Посмотрите внимательно на слова:

л..тит ш…ина В(в)ера
моро… И(и)вановна реч(ь)ка

2. Запишите слова, объясняя орфограммы
на месте пропусков букв.
__________________________________
__________________________________

3. Подчеркните слова, отвечающие на
вопрос кто? что?

- Все ли орфограммы вы сумели объяснить?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Большая буква в именах, отчествах и фамилиях). Слайд презентации № 3.

- Молодцы, вы правильно догадались.

Задачи нашего урока: познакомиться с новой орфограммой и научиться правильно употреблять заглавную (прописную) букву. Слайд презентации №4.

II. Совместное открытие знаний.

1. Слово учителя. Слайд презентации № 5.

- Вот какую песенку придумали заглавные буквы. Она им так нравится, что они часто ее распевают:

Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг,
Смотрят с почтением
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?

- Давайте попробуем вместе с этим разобраться.

2. Слайд презентации № 6.

Сергей Иванович Васильев был большой выдумщик. Санька внимательно следил за работой и подавал инструменты.

- Как вы думаете, перед нами текст? Почему?

- Спишите предложения. Подчеркните имена.

- Какие еще слова написаны с большой буквы? Почему?

- Сформулируйте орфограмму, с которой мы сегодня знакомимся. Слайд презентации №7.

Зарядка для глаз. Слайды презентации №8, №9, №10, №11.

3. Для любознательных. Слайд презентации №12.

- Сегодня ответы на вопросы Почемучки для нас приготовили Лена и Дима.

Дима. Слово «имя» очень древнее. В древности люди давали только осмысленные имена. Имена давались не только в детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «детское» имя иногда жило вместе с «взрослым».

Лена. Мая, Бел, Кудряш, Черныш. Эти имена даны по внешности человека. Умник, Добр, Несмеяна. Эти имена говорят о черте характера человека.

Слово «отчество» переводится с греческого как происхождение по отцу.

4. Слово учителя.

- А как же произошли фамилии?

Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец, отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.

- Какой же вывод мы сделаем? (Многие фамилии произошли от профессий)

- Я буду называть профессии людей, а вы попробуйте угадать и записать фамилии:

  • столяр - ……….(Столяров)
  • стрелец - ………(Стрельцов)
  • печник - ……….(Печников)
  • охотник - ………(Охотников)

- Как вы писали фамилии? (С большой буквы)

- Какая орфограмма в этих словах?

III. Самостоятельное применение знаний.

1.Слайд презентации №13.

Я сижу в классе с ……… .

Моя подруга …………… .

Мой друг ………………. .

Дежурные в классе …… и ………. .

Спиши. Поставь вместо точек имена и фамилии.

- Как вы написали имена и фамилии?

- Какие еще слова написаны с большой буквы? Почему?

Физкультурная пауза. Слайд презентации № 14, № 15.

2. Устная работа. Слайд презентации №16.

- Посмотрите внимательно на следующий слайд. Вам нужно, используя подсказку, расшифровать имена девочек и составить про них рассказ.

3. Работа с учебником.

Упражнение № 78. (Коллективный разбор)

- Что вы знаете о Юрии Алексеевиче Гагарине? Почему фамилия нашего соотечественника известна во всем мире?

IV. Итог урока.

1. Рефлексия деятельности. Слайд презентации №17.

- Сегодня наш урок мы начали с песенки о заглавных буквах. Можем мы теперь ответить на вопрос из этой песенки?

- Ребята, но у этой песенки есть продолжение….. Интересно вам узнать, что о себе споют еще заглавные (прописные) буквы?

- Хорошо, тогда мы их пригласим к нам на следующий урок.

2. Домашнее задание. Слайд презентации №18.

-Выполни задание №79 из учебника. Если возникнут трудности при выполнении упражнения, обратись за помощью на стр.43.

- Если захочешь, то можешь узнать у своих родных об истории своей фамилии. Подготовь рассказ и иллюстрации.

3.А теперь встаньте, прислушайтесь к своим ощущениям и прикрепите ту карточку на доску, которая соответствует вашему настроению после урока.

Презентация.

Приложение 1