Урок здоровья "Поговорим про настроение"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Цели урока:

  • выяснить вместе с детьми, что такое настроение, каким оно бывает, от чего зависит;
  • подвести детей к мысли, что настроение – составная часть здоровья человека и о нём тоже надо заботиться;
  • обсудить с детьми способы поднятия, улучшения здоровья;
  • помочь детям развивать коммуникативные способности.

Оборудование к уроку:

  • фотовыставка портретов разных людей с разным настроением;
  • карточки слов – “кирпичики” различных настроений;
  • толковый словарь Ожегова;
  • у детей на партах: любимая мягкая игрушка, зеркальце, стихотворение Л.Охотницкой, сказка-притча, карточка настроения, “сердечки” из цветной бумаги;.
  • красивая корзинка (на дне её спрятаны сладости-сюрприз).

1. Выведение темы урока:

вы догадаетесь, если прочитаете данные на доске слова и найдёте среди них лишнее:

строительство, перестройка, Стройся! застроить настроение

строители, пристроился, строительный

= что же можно строить? А настроение строить можно? (возник проблемный вопрос!)

= выносим это слово в тему нашего урока – поговорим про настроение

2. Постановка цели урока:

а) на какие вопросы про настроение вы хотели бы сегодня получить ответы?
б) учитель: (подводя итог всему сказанному детьми)

А действительно: Что такое настроение? Где оно живёт?

Как оно ложится спать? Когда оно встаёт?

Что же ему нравится? А что ему вредит?

Кто же постарается, всё это объяснит?

Вот давайте все вместе и постараемся найти ответы на эти вопросы:

в) вывешивается план на доску:

1. Что такое настроение?
2. Каким оно бывает?
3. От чего зависит настроение?
4. Как его исправить?

3. Поиск ответов на поставленные вопросы:

а) так что же такое настроение?

(После ответов детей вывешиваю на доску толкование слова из толкового словаря Ожегова:

“Настроение – это внутреннее душевное состояние человека”.

= ребята, у каждого из вас на парте листок:

В начале урока: плохое, так себе, нормальное, хорошее, отличное.

В конце урока: плохое, так себе, нормальное, хорошее, отличное.

Отметьте ваше душевное состояние, ваше настроение именно сейчас.

б) Каким оно бывает? (после ответов детей выставляю на доску карточки слов в 2 группы и предлагаю прочитать полушёпотом):

= почему я разделила их на 2 группы? Какая из них вам больше нравится?

= обратите внимание на “галерею” настроений (дана на фотовыставке

на стенах класса), обратите также внимание на лица гостей и друг друга:

на какие лица вам приятно смотреть, хочется смотреть? Почему?

Значит, как-то влияет наше настроение на здоровье?

в) из каких “кирпичиков” можно сложить хорошее настроение?

(Вместе с ответами детей выкладываю “кирпичики” на наборном полотне и предлагаю для самостоятельного прочтения):

= но эти кирпичики хорошего настроения такие хрупкие! Их так легко разрушить! Чем? Как? От чего же портится наше настроение?

(Аналогично выкладываю после ответов детей):

= Знаете, люди с разным настроением совершенно по-разному смотрят на мир.

Вот послушайте (звучит стихотворение М.Щеловановой – читает подготовленный ученик):

– Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро!!
Сегодня скучное утро!!
И, кажется, будет дождь…
– Почему же плохое утро?
Сегодня хорошее утро!!
Сегодня весёлое утро!!
И тучи уходят прочь!!

г) физминутка:

Говорят, у людей с разным настроением даже походка разная. Попробуем изобразить.

= А иногда бывает и так, что настроения совсем нет. Вот послушайте.

(Читают монтаж подготовленные дети)

Когда нет настроения,
Не спорятся дела,
В душе печаль и скука,
Тоска, тоска, тоска.
Когда нет настроения,
Не хочется варенья,
Не видно наслаждения
Пейзажем из окна.
Когда нет настроения,
Уныло день течёт.
И даже воскресенье
Мне в радость не идёт.
Когда нет настроения,
Не хочется читать,
Играть на фортепьяно,
Не тянет рисовать.
Когда нет настроения,
В кровати я лежу,
Ни сладкое варенье,
Ни вкусное печенье
Я в рот не положу.
Когда нет настроения,
Не в радость угощения,
А хочется чего-то,
Чего на свете нет…

4. Поиск способов улучшения, исправления настроения:

а) Давайте дадим друг другу советы: как исправить, улучшить настроение.

Может быть, “кирпичики” вам помогут…

= зачем, для чего надо к этому стремиться?

б) А я предлагаю вам выполнить и запомнить два очень простых упражнения для исправления настроения.

= упражнение 1 называется “Послушай меня”.

Возьми свою любимую мягкую игрушку, сядь удобно, посади её рядом или перед собой, расскажи ей про своё плохое настроение, пожалуйся ей, кто тебя обидел, кто тебя не понял…

= упражнение 2 называется “Свет мой, зеркальце…”

Возьми зеркальце или встань перед зеркалом, посмотри на себя унылого, грустного, тоскливого и поэтому несчастного и некрасивого, а теперь весело  подмигни себе, улыбнись, скажи сам себе добрые, ласковые слова.

5. Сделаем вывод: так можно ли построить настроение?

6. Итог урока:

а) Снова отметьте на листке ваше теперешнее настроение.

Давайте сравним: изменилось? У кого-то улучшилось? Это значит, что настроение – очень хрупкая штука, легко меняется, и как важно уметь беречь его, своё и тех, кто нас окружает, поддерживать хорошее настроение.

б) напишите на листке-“сердечке”: чего бы вам прямо сейчас очень хотелось для улучшения настроения (сразу соберу ответы в корзинку).

в) самостоятельное чтение (а затем вслух в лицах) сказки-притчи: (Приложение 1)

г) помните в сказке “Золушка” принц сказал: “я не волшебник, а только учусь”.

Я тоже не волшебница, но мне кажется, я немножко угадала ваши желания и приготовила вам маленький сюрприз (угощу всех детей сладостями, которые “вдруг оказались” в корзинке).

д) возьмите это стихотворение домой, дайте прочитать родным, а ещё лучше – повесьте его на видном месте и время от времени всей семьёй читайте вслух!

(Л.Охотницкая, “Жизнь прекрасна”) (Приложение 2)