Интегрированный урок по теме "Весенние изменения в природе, охрана растений (подснежников), изготовление мозаики из цветной бумаги "Весеннее утро"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обучающие: обобщить и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе и охране растений, учить детей работать в группах, проверить умения детей выполнять мозаику из бумаги.
  2. Воспитательные: воспитывать любовь к природе, прививать навыки культуры поведения, взаимопонимания и взаимопомощи при работе в группах.
  3. Развивающие: развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся.

Оборудование: иллюстрации первоцветов, “ Красная книга”, магнитофон, ватман с иллюстрацией для изготовления мозаики, шаблоны солнца, травы, бабочки, подснежника,   выставка различных мозаик, цветная бумага, клей, ножницы, подкладные листы, коробочки для мусора, эпиграф на доске “ Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Быть должны у вас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки!
А девиз у вас какой?

Дети: Всё что надо - под рукой!

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы выполним мозаику из цветной бумаги, повторим материал о сезонных изменениях в природе и охране растений.

3. Беседа учителя:

Загадка: “ Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?”

Весна – это замечательное время года. Природа оживает и просыпается после долгого зимнего сна. Недаром весну называют “утром года”. Послушайте, как об этом говорится в стихотворении: (читает ученик)

Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели
И весна идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.

Какие изменения в природе происходят весной?

- Назовите весенние месяцы. Какой из них первый?

- (Сообщение ученика) Март – утро года. Хотя и сердитым бывает, снегами да морозцем оборачивается. Но весной пахнет. 21 марта – день весеннего равноденствия. Сыреет, мякнет под ногами податливый снег. На солнышке капель, лужи, первые проталины. Пригреет солнце, и появляются на проталинах первые цветы.

Учитель: Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, что это:

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.

(Подснежник)

- Почему его назвали подснежник?

(Сообщение ученика – сказка о подснежнике.)

Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Пригрело ласковое Солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы. А на поляне под деревом цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот его и назвали Подснежник.

(Показ иллюстраций подснежников, названий их)

- Долго ли живут подснежники? А долго ли они живут в букете?

- Хорошо, что есть на земле растения. Они приносят огромную радость и пользу человеку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Весна, весна! Пришла весна!
(хлопки в ладоши)
Тепло на крыльях принесла
(прыжки на месте)
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордо головой
(ходьба)
Расцвел подснежник голубой
(руки в стороны)
Он весь пушистый, серебристый,
(приседания)
На солнце маленький стоит
(прыжки)
Посланец он весны надежный,
Он не боится холодов.
(наклоны туловища)
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.
(повороты влево – вправо).

4. Работа с учебником, выборочное чтение:

  1. О пользе растений.
  2. Вторжение человека в природу.
  3. Охрана растений. Показ “ Красной книги”.

Учитель: красной она названа потому, что красный цвет- сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку.

Первоцветы тоже занесены в “ Красную книгу”.

(Чтение эпиграфа на доске)

Учитель:

Заботясь о природе, человек становится добрее, показывает свою любовь не на словах, а на деле. Давайте не будем разрушать красоту в природе, а постараемся создавать её своими руками. Создадим мозаику “ Весеннее утро” из цветной бумаги.

- Что такое мозаика?

(Мозаика – узор, выполненный из мелких кусочков различных материалов: бумаги, картона, ткани, камешков, стёклышек.)

(Учитель показывает образцы мозаик)

5. Работа в группах.

Бригадирам проверить подготовку к работе и доложить учителю.

(Бригадиры докладывают: “К работе все готовы”)

6. Повторение правил техники безопасности при работе с клеем и ножницами.

7. Самостоятельная работа в группах.

Распределение обязанностей между учащимися в группах. Планирование последовательности выполнения мозаики. Самостоятельное изготовление мозаики под музыкальное сопровождение.

8. Подведение итогов работы.

9. Анализ работы групп бригадирами.

10. Выставка полученной композиции на доске и её оценка.

11. Уборка рабочего места.

12. Подведение итога урока.