"Когда мы были 5-м классом"

Разделы: Классное руководство


Или об особенностях адаптации к пятому классу.

(серия классных часов и родительских собраний в 5 классе)

Я адресую свою работу молодым, начинающим коллегам. Работа классного руководителя тяжела, но очень интересна. У вас есть возможность оказать своё влияние на целую группу ребят – ваш класс. Вашими глазами они будут смотреть на мир, оценивать его. Не даром каждый класс имеет черты своего классного руководителя. Без классного руководства работа учителя пуста, она не захватывает и не приносит удовлетворения. Не будьте сиротами в школе! Примерьте на себя эту удивительную и интересную роль – роль классного руководителя.

Пятый класс – это очень хороший возраст для формирования разных личностных качеств ребёнка. Происходит много открытий у маленького человека в разных областях отношений. Понятия меняются, так как при переходе в пятый класс ребёнок взрослеет. Например, он стоит перед проблемой как поступить? Быть жадным – плохо, а быть нежадным – расточительно. Помочь товарищу, дав списать – это хорошо или плохо? Почему - плохо? Почему - хорошо? Сказать правду – это «стукачество» или смелый поступок? Как реагировать на обиду? Обидеться или не обращать внимания? Отомстить или простить?

Все эти вопросы встают особенно остро в пятом классе.

На все эти вопросы нужно искать ответы вместе с пятиклассниками.

тема: «Мои способности»

Выявление проблемы:

Когда мне дали 5А класс, в нём 3\4 детей были «хорошистами» и «отличниками».

На «Доске почёта», около учительской, два ряда занимали фотографии учащихся из бывшего 3 «А» класса, то есть из моего 5 «А», хотя супер-способных в классе я не заметила. Однако, дети пришли работоспособные, с установкой на успешность. Уже в сентябре стало ясно, что дела в пятом классе пойдут не так успешно, как в 3-ьем. Больше всего было обид на русский язык. На классное родительское собрание я пригласила учителя русского языка и литературы. Она объяснила требования к учащимся 5 класса. Больше всего родителей поразил тот факт, что в случае спорной оценки, учитель ставит меньший балл. Родители всех моих «отличников» были смущены и возмущены. Такое же впечатление оставили и другие учителя. Критика в адрес учителей лилась потоком. Это был тяжёлый период адаптации младших школьников к пятому классу. Ученики и особенно ученицы дули губки и плакали. Назрела необходимость поговорить с ребятами и их родителями о способностях в доступной форме.

Цель:

Помочь учащимся и их родителям адаптироваться в пятом классе. Знание своих способностей позволяет человеку работать над собой и делает человека успешным.

Задачи:

Привести в соответствие представление о своих способностях и возможностях с требованиями старшей школы.

Ход классного часа:

Я начала свою беседу с того, что способности очень разнообразны, что в школе мы сталкиваемся только с одной их группой – интеллектуальными способностями.

После этого я рассказала, из чего складываются интеллектуальные способности школьника.

Вот перечень, который я предложила родителям:

  • память близкая, проявляется в умении быстро запоминать материал,
  • память дальняя, проявляется в умении долго удерживать материал в памяти и быстро его вспоминать,
  • внимание, проявляется в способности не отвлекаться на уроке,
  • организованность, проявляется в том, как ребёнок распоряжается своим временем, в аккуратности, способности настроится на урок,
  • усидчивость, проявляется в умении долго заниматься одним делом,
  • упорство, проявление волевых качеств, способность выполнить задание, не смотря на трудности,
  • сообразительность, выражается в умении понимать материал.
  • умение выражать свои мысли, выражается в умении рассказывать и объяснять прочитанное,
  • любознательность, выражается в желании узнать больше, чем в учебнике.
  • умение пользоваться учебником.
  • воображение, выражается в способности представить абстрактное в виде образов, примеров.

Родителям нужно было оценить способности своего ребёнка по каждому пункту, выставив мысленно ему оценку по пятибалльной шкале. Идеальный вариант – 55 баллов.

Женщины бурно обсуждали информацию и пришли к выводу, что даже при субъективном родительском подходе, оценки получились не те, на которые они претендовали. От силы пять человек нашего класса соответствуют прошлогодним высоким оценкам. (Надо сказать, что 11 А класс закончили 4 медалистки, то есть настоящими отличниками могли стать только 4 человека) Вопрос о занижении оценок потихоньку сгладился, родители смогли оценить способности детей объективно.

По такой схеме, но в более доступной форме, я провела классный час и с ребятами. Ценности младших школьников ориентированы на хорошую учёбу. Это для них главный критерий в оценке одноклассников и себя. Поэтому закончили мы с ними на оптимистичной ноте: какие способности и как развивать в себе, чтобы хорошо и отлично учиться. Недостаток одного должен компенсироваться преобладанием другого. Главное достоинство победителей - большая работоспособность, то есть работа над собой.

Следующая проблема, которой надо посвятить классный час - учёба. Как учить уроки?

тема: «Умеешь ли ты учиться?»

Выявление проблемы:

У младших школьников понятия «запомнил» и «понял» - взаимозаменяемые. В пятом классе с ребят требуется осмысление материала. Не все готовы к пятому классу. Даже высокие оценки не свидетельствуют о полной готовности к учёбе в пятом классе, так как хорошая механическая память и аккуратный почерк заменяли несформированность другого умения - умение понимать материал, то есть умения перекодировать полученную информацию на свой, доступный для себя язык. Большинство детей, пришедших в пятый класс, плохо рассказывает. А если и хорошо рассказывает, то не может ответить на вопросы по изучаемому материалу, то есть материал не поняли, а запомнили. Больше всего дети мечтают о прекрасной памяти. Я это называю «мечта лентяя», или синдромом Алёши из сказки «Чёрная курица». Нужно было поговорить с ребятами о том, что только трудолюбие и работа над собой ведут к успешности.

Когда в нашем пятом классе у большинства ребят понизились оценки, то объясняли они это по-всякому. Было много обид, обвинений в сторону учителей. Но никто не искал причины в себе. Пришлось провести родительское собрание и классный час о способностях. Об этом я уже рассказывала. Теперь надо было выяснить, что же они понимают под словом «учиться», и как они выполняют домашние задания. Что же я выяснила?

учится – это значит хорошо отвечать на уроках, получать хорошие оценки. Что же нужно делать дома, чтобы эти хорошие оценки получить на уроке? Как выполнять домашние задания? В процессе выявления проблемы выяснились следующие недостатки:

  • учат в первую очередь письменные задания, причём сначала пишутся, а потом учится правило.
  • не выполняются задания в упражнении,
  • списывают,
  • устные предметы читаются по 2-3 раза, но не рассказываются,
  • уроки учатся в спешке, при работающем телевизоре или включённой музыке.
  • времени на уроки затрачивается мало.

Конечно, это относится не ко всем. Но к трети класса – относится.

Цель: Добиться понимания того, чтобы ребята поняли, что значит учиться. Умение учиться и хорошее образование – залог успешности человека.

Краткое содержание классного часа.

  1. Я попросила нескольких «сильных» учениц рассказать о том, как они учат уроки. Девочки отозвались на мою просьбу охотно. Некоторые из мальчиков поверить не могли, что наши отличницы так тщательно готовят уроки. Девочки дома читали и рассказывали материал. У некоторых детей было много «открытий»: «А я только читаю», «Я и так запомню», «мне хватает того, что в классе прослушаю». Я сравнила их ответ у доски с выступлением артистов. Ведь артисты не выступают без репетиции. Ребята согласились, что без репетиции артисты выступят плохо, а после репетиции – лучше. Так и ребята, которые дома готовятся к ответу. Они хотят ответить, они уверены в себе. Они не прячутся за соседа впереди. А когда человек не уверен? Когда он не отрепетировал и боится, что забудет. Он волнуется, старается, чтобы его не заметили на уроке. Отвыкает выступать публично. И теряется в классе. Ребята поняли, что надо учить – это читать и воспроизводить материал.
  2. В нашем классе все дети с хорошей механической памятью и вопрос о запоминании у нас не стоял. Стоял вопрос о понимании. Они очень негодовали, когда их спрашивали не по подзаголовкам. Обижались на дополнительные вопросы по параграфу. И вообще пытались диктовать что и кому ставить. Тогда вместе с учебным сектором мы переработали нормы оценок из старой программы и вывесили в классный уголок. Именно эти нормы мы и проработали на классном часе. Больше всего ребят удивило, что на «2» тоже надо что-то ответить, что «5» можно получить и за короткий и правильный ответ. И, конечно, каждую оценку я старалась комментировать.

Об умении учиться шёл разговор и на родительском собрании. План такой же. Я попросила мам «сильных» учениц рассказать о том, как дочери учат уроки. Некоторых, даже девочковых мам удивило, что «отличницы» рассказывают дома материал вслух, тратят много бумаги на черновики и не имеют решебников. Надо отдать должное родителям нашего класса: настаивать на якобы «выдающихся» способностях своих детей никто не стал, никто не демонстрировал пренебрежения к трудолюбию чужих детей. И, если в начале собрания я слышала рассуждения о том, что дети уже большие и сколько же их можно контролировать, то после откровенного разговора на собрании об успешности учебной деятельности ребёнка, разговоры такие стихли.

Чего я добилась:

  • Мы определились с понятием «выучить»: обязательно дома воспроизвести материал.
  • Все: и родители, и дети в понятие «учиться» вкладывали одинаковый смысл.
  • Ребята и родители поняли, за что и какие оценки ставят.

И это понимание сохранилось вплоть до 11 класса. Хорошие и отличные знания в классе ценились, лентяев всерьёз не воспринимали, хорошая учёба была главной ценностью. Мне запомнился случай, который произошёл в 10 классе. Одна из учениц, которая в начале года стала учиться не в меру своих способностей, но претендовала на отличные оценки и откровенно завидовала на отличные оценки своих одноклассниц, на мой совет пересказывать дома материал, огрызнулась: «Кому я его буду рассказывать». На что один из мальчиков ей ответил: «Себе. Я тоже сам себе пересказываю». Обида у неё погасла. И уже игриво она восхитилась: «Ну, ты даёшь!»

Она сделала для себя выводы и сдала ЕГЭ по моему предмету на «Отлично».

тема: «Об аккуратности»

Выявление проблемы:

В пятом классе активно формируются деловые качества ребёнка:

умение вести своё небольшое хозяйство, распределять своё время. Я заметила, что в классе было принято, что одна «стирашка» гуляла по всему ряду, одним корректором пользовались несколько человек, часты были случаи, когда ребёнок забывал тетрадь и весь день работал в одной тетради. Я такую тетрадь называю «всехняя». Началась «мода» на «всехние» тетради у 2-3 мальчишек, но остальными это не осуждалось, а воспринималось как должное. Такие одноклассники сочувственно снабжались ручками, линейками, учебниками. Нужно было обязательно поговорить об аккуратности.

Цель: Обратить внимание учащихся, что такие неаккуратные одноклассники им мешают, что они пользуются их добротой. Добиться понимания, что аккуратность – это деловое качество, которое делает человека успешным в будущем.

Содержание классного часа. Очень им нравился классный час «О чём рассказал портфель».

Технологически это очень просто: по жребию выбираем чей – либо портфель. Выходит хозяин со своим портфелем и показывает, что же там лежит. Я комментирую. Например: «Сразу видно, что это портфель мальчика. Он очень удобен. Здесь много кармашков. Но, почему-то все принадлежности лежат в одном отделе. А найди-ка ты в нём ручку? Ручку ты искал полминуты, а в армии полностью солдат одевается за 40 секунд. Надо распределить всё по отделам. А вот тетради. Мы видим, что ты ждал учебный год, готовился к нему. Но у тетрадей загнутые уголки, они помяты. Что можно сказать об их хозяине? Что он - неаккуратный ученик». И так далее. Весь мой экспромт сводится к призыву к аккуратности. К тому, что о человеке говорят его вещи. Что в жизни очень важна аккуратность: в бизнесе, в политике, в быту, на работе. Ребята очень отзывчивы на такие примеры. Человек, который забывает нужные для уроков вещи дома, мешает себе и окружающим. С этой привычкой он может остаться на всю жизнь. О нём идёт слава необязательного человека, ему трудно удержаться на работе, он разоряется в бизнесе, он может причинить ущерб домашним. Таких классных часов бывает несколько за год. Конечно, стопроцентного результата не получается, но что-то в душе остаётся. Ребята даже просят сами провести такие часы. Это значит, что надо заметить положительные изменения. Ведь в силу своего возраста, они всё делают «для меня», а не для себя. Сознательная дисциплина ещё только формируется. Формируется привычка к аккуратности, ответственности.

Чего я добилась: наши забывчивые одноклассники сталкиваются с отказом снабдить их в очередной раз забытыми вещами. Нравы нашего класса осуждают такое поведение. Начинаются возмущения: «Почему мы должны тебе что-то постоянно носить?» Такого отпора «забывчивые» явно не ожидали. Появились и радостные сообщения: «Наконец-то Илясов со своими принадлежностями пришёл». Кстати, был случай, когда этот мальчик забыл всю сумку дома. Но забыл, что он её забыл и объявил, что сумку у него украли. Вся школа искала его сумку, собирали общешкольную линейку. Канитель улеглась только тогда, когда его мама позвонила в школу, сообщив, что сумка лежит дома. Самое удивительное в этом примере, что нашлись свидетели, что Дима пришёл в школу с сумкой. Это наглядный пример того, что дети – ненадёжные свидетели.

Тема: «О бережливости»:

Выявление проблемы:

Я заметила, что дети очень равнодушно относятся к потере или порче своих вещей. Чужим фломастером рисуют все, чужим и своим корректором разрисовываются ручки, тетрадки, и даже руки. Ломаются просто так карандаши и линейки. Вырываются листки из тетрадей, теряются и разрисовываются тетради. Это не осуждалось, а считалось нормой. Такое положение требовало разъяснений с моей стороны. Классный час о бережливости назревал.

Цель: обратить внимание ребят на бережное отношение к своим письменным принадлежностям. Внушить, что бережливость – важное качество успешного человека.

Содержание классного часа.

  1. Классный час я начала с вопроса: как вы относитесь к людям, которые крадут деньги из кошелька родителей? Мои умные рассудительные дети высказали массу осуждений в сторону таких «воров».
  2. Второй вопрос был конкретнее: сколько стоит сейчас тетрадь? Ручка? Корректор? «стирашка»? На какую сумму сейчас лежат вещи в вашем портфеле? Стоимость учебников мы не подсчитывали. Школьный народ старательно считал и подсчитал.
    Во сколько же обойдётся потеря корректора родительскому кошельку? А потеря ручки? Альбома? Красок? Кроссовок?
  3. Ребята рассуждали, удивлялись, подсчитывали. Как-то само собой деньги стали переводить в стоимость жвачек, потом шоколадок, и даже колбасы, мороженного и так далее.
  4. Можно ли назвать нормальным человека, который добровольно бросает деньги? Сломал карандаш или ручку – это значит, что он бросил 2-5 рублей, порвал тетрадь – выбросил – 15-17 рублей, исписал корректор – выбросил -35 рублей.
  5. Ребята, значит, такие небережливые дети подобны воришкам, которые таскают потихоньку деньги из кошелька родителей. Такие мелкие грабители.

Ребята, я думаю, что вы сделаете для себя вывод. Бережливость – путь к успешности и процветанию.

Чего же я добилась. Наш разговор на классном часе не прошёл бесследно. Умышленное уничтожение и порча школьных принадлежностей стала идти на убыль. В классе стало осуждаться такое варварство по отношению к школьным принадлежностям.

Так проходил тернистый путь адаптации пятиклассников. Большую роль в этом играет гражданско-правовое становление личности маленького человека. Но об этом в следующей работе.