Логопедическое занятие: "Постановка звука Р с помощью БОС технологий"

Разделы: Логопедия


Цель: Постановка звука Р с помощью БОС технологий.

Задачи:

  • автоматизация звука [л] и [л’] в слогах, словах, предложениях;
  • развитие диафрагмально-релаксационного типа дыхания;
  • развитие речевой моторики;
  • уточнение артикуляции звука Р;
  • развитие фонематических процессов;
  • постановка звука Р и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении;
  • закрепление связи звука и буквы Р;
  • развитие зрительного восприятия, мышления, слуховой памяти.

Оборудование: картинка “Рак”, картинки с изображением предметов имеющих звук [Р], артикуляционный профиль, компьютер, сигнальная карточка, звуковая линейка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, они хотят посмотреть чем мы с тобой занимаемся на уроке. Пожалуйста не волнуйся, но будь внимательна и следи за тем что я тебе буду говорить.

II. Проверка домашнего задания.

1. – Давай проверим домашнее задание. Что ты должна была выучить к сегодняшнему уроку? (Стихотворение)Читай стихотворение чётко, громко, не спеши.

Зиму всю мели метели.
Клёны, липы поседели.
А весной повеселели,
Зацвели, зазеленели.

– Молодец! Я сейчас буду читать скороговорки, а ты повторяй за мной.

2. Автоматизация звука [л], [л’] в слогах и словах.

а) Ал-ал-ал! Ал-ал-ал!
Котик бантик завязал!

Ло-ло-ло! Ло-ло-ло
Солнце село за село!

Лу-лу-лу! Лу-лу-лу!
Воют волки на луну.

Оль-оль-оль! Оль-оль-оль!
Мы купили соль.

б) Чистоговорка.
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.

– Следующее задание. Я буду произносить начало слова, а тебе нужно добавить слог.

в) Добавь слог со звуком [л] или [л’]

– добавь слог -ла- или -ля-

ми.. пи.. пу.. си.. смо.. стре..

– добавь слог -лок- или -лёк-

васи.. потол.. угол.. узел.. котел.. затыл..

3. – Каким звуком отличаются слова угол - уголь? Правильно, в слове угол на конце звук [л], а в слове уголь на конце звук [л’].

III. Сообщение темы занятия.

1. – А теперь переходим к теме занятия.

На доске – несколько картинок (кошка, паук, рак).

Я загадаю загадку, а ты должна показать картинку с отгадкой.

Логопед читает загадку:

Обо мне говорят,
Будто пячусь я назад,
Не назад, а вперед,
Только задом наперед.
(Рак)

2. Найди картинку-отгадку (Рак). Да, это рак. Покажи букву с которой начинается слово рак. (Буква Р вывешивается на доске). Эта буква обозначает звук Р. Этот звук напоминает рычание собачки: Р-Р-Р-Р-Р. Сегодня мы будем закреплять произношение звука Р. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Но еще нужно хорошо и правильно дышать. В этом нам поможет наш компьютерный тренажор.

IV. Работа с кардиостимулятором (БОС).

Общая продолжительность сеанса 12 минут, в т.ч. 1 минута записи фона (набор слайдов по теме «Вода».)

Состоит из трёх чередующихся между собой периодов работы: одного длительностью 2 минуты и двух по 3 минуты каждый и двух периодов отдыха продолжительностью 1 и 2 минуты соответственно.

Сюжетная линия периодов работы:

«Столбик» —> «Забор» —> «Окно» —> «Природа».

Сюжетная линия периодов отдыха: набор слайдов по темам «Животные» – «Природа».

V. Артикуляционная гимнастика.

Ты хорошо поработала за компьютером, а сейчас пересядем к зеркалу и поработаем с язычком.

– Сейчас мы будем выполнять артикуляционную гимнастику. Переходим к зеркалу.

  • Упражнение “Накажем непослушный язычок”. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки ”пя-пя-пя…” Удерживать широкий язык в спокойном состоянии при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
  • Упражнение “Блинчик”. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счёт от одного до пяти- десяти.
  • Упражнение “Часы”. Улыбнуться, зубки хорошо видны. Вытянуть узкий язычок (он будет часовой стрелкой, а зубки – цифрами) и четко, не спеша передвигать кончик языка из одного уголка рта в другой, слева-направо. Количество повторов от 4-8 раз.
  • Упражнение “Чьи зубки чище”. Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
  • Упражнение “Подуем на чай”. Предлагается подуть на широкий кончик языка, просунутый между губами, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи и формированию по середине языка желобка, необходимого для правильного произношения.

Параллельно осуществляется постановка речевого дыхания. Используется тактильно-вибрационный контроль (ладонью или тыльной стороной руки).

  • Упражнение “Вкусное варенье”. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
  • Упражнение “Маляр”. Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка проводить поглаживающие движения по небу (назад- вперед) от резцов в глубину рта и обратно. Следить, чтоб язык не сужался.
  • Упражнение “Лошадка”. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.
  • Упражнение “Барабан”.Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Улыбнуться, открыть рот, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

VI. Уточнение артикуляции.

Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.

Повторение правильной артикуляции глядя на профиль артикуляции по плану:

– Посмотри внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губки так же. Молодец.

– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку)

– Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Поработай нёбом, смыкай и размыкай.

– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути ее.

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

– Молодец. А сейчас мы с тобой выполним упражнение барабанщики с помощью пальчика.

VII. Постановка звука Р.

Используется приём постановки звука от звука Д.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

VII.Развитие фонематического анализа. 

а) Игра «Подними флажок».

Логопед называет слова: рыба, жаба, парта, лампа, лопата, жираф, ёжик. Ребёнок поднимает букву Р, если в слове есть звук Р.

б) Игра «Распредели картинки».

Молодец. Следующее задание. На доске схемы слов, чёрный кружок обозначает место звука в слове (начало, середина, конец).

На доске выставляются картинки: розы, ромашка, забор, костер, рыба, помидор, сыр, сахар. Ребёнок распределяет картинки на три группы: слева положить картинки, в названии которых звук Р в начале слова, а справа те картинки в названии которых звук Р в конце слова. Логопед при этом четко называет сначала все картинки, выделяя голосом звук Р в слове.

в) Игра «Какой звук по счету?»

У ребёнка цифры 1, 2, 3, 4. Логопед произносит слова, ребёнок определяет, какой по счету звук Р в слове (первый, второй, третий, четвертый), и поднимает соответствующую цифру.

Примерные слова: рак, рука, марка, гора, крот, рот.

VIII.Отгадай загадку и нарисуй отгадку.

А теперь переходим к графическому диктанту. Но сначала я сейчас загадаю загадку, а ты должна ее отгадать.

Я румяную матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду пока матрёшка
Упадёт сама в траву.
(Груша)

– Молодец! А давай проверим, правильно ли ты отгадала загадку. Сейчас мы выполним графический диктант. Я буду диктовать тебе сколько клеточек нужно нарисовать, а ты будешь чертить карандашом на бумаге. Когда мы выполним работу на бумаге останется изображение предмета о котором говорится в загадке.

– Отступи от рисунка две клеточки вниз. Поставь точку. Нарисуй столько кружочков, сколько звуков в слове груша. Для этого сначала назови по порядку звуки (г, р, у, ш, а). Дай характеристику каждому звуку (согласный, твердый, звонкий и т.д).

IX.Подведение итога занятия.

– Молодец! Ты хорошо сегодня работала. Чем мы сегодня занимались? Какой звук учились выговаривать? (звук Р). Домашнее задание сегодня будет такое, ты должна заштриховать грушу горизонтальными линиями. Линии должны идти справа налево. Посмотри внимательно —>. Дома не забудь выполнить артикуляционную гимнастику и поработать с пальчиком.