Урок русского языка в 3-м классе Тема: "Часть речи – прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • уточнить представления учащихся об имени прилагательном;
  • познакомить с ролью имён прилагательных в речи;
  • воспитывать любовь к природе.

1. Организационный момент.

Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее. Думаю, и урок наш сегодня пройдёт интересно, слаженно, с пользой.

2. Чистописание.

Калькирование. (“Клён ты мой опавший”. Сл. С.Есенина)

- Названия каких деревьев встретились в тексте песни? (Клён, верба, сосна)

3. Словарная работа.

1) Узнайте дерево по описанию.

Тонкая, стройная, кудрявая, белоствольная … . (Берёза)

- Запишите словарное слово. Образуйте однокоренные слова. (Берёзка, подберёзовик, берёзовый)

- Разберите слова по составу. (Один ученик выполняет работу на доске, дети в тетради). Проверка.

- Какое слово лишнее? Почему? (Берёзовый – прил.)

4. Сообщение темы и цели урока.

- У нас на уроке гость.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны

Я украшаю нашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

- Какая это часть речи? (Прилагательное)

- Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос Почемучки:

- С какой целью в нашей речи используются имена прилагательные?

Будьте внимательными на уроке. За правильно выполненное задание вы будете прикреплять к дереву берёзовые листочки. В конце урока посмотрим на ваши красивые деревья.

5. Работа по теме урока.

1) Повторение.

а) Что вы знаете об имени прилагательном? Тест.

Вывод: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

б) Работа по таблице.

- С какой частью речи употребляется имя прилагательное? (С именем существительным)

2) Задание выполняется на доска и в тетради.

- Подберите подходящие имена существительные. Запишите словосочетания. Определите род число имён сущ.

Берёзовая … (кора, листва, роща).

Берёзовый … (ствол, сок, веник, отвар, лист, настой).

Берёзовое … (полено).

Берёзовые … (листья, почки).

Проверка.

3) Упражнения в выделении имён прилагательных.

Выборочное списывание. (C комментированием, по предложению)

- Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопрос.

Выпишите прилагательные.

Четыре художника

Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
У второго – синие
Небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная,
Голубая есть.
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые
плоды.
Всюду бусы - ягоды
Спеют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам.

- Кто же те художники? (Времена года)

- Что такое нивы? Поле, возделанное для посева, пашня. (“Большой толковый словарь современного русского языка” Д. Н. Ушаков)

- Какими цветами можно заменить урожайные? (Золотые, жёлтеющие)

Запись в тетради: Белой, синие, жёлтая, зелёная, голубая, урожайные, спелые.

Звуко-буквенный разбор слова синие.

4) А какое время года нравятся вам?

- Нашему гостю нравятся все времена года.

Диктант. (Запись с комментированием 1 предложения)

Золотая осень пришла в рощу у речки. У осинки на земле вырос удивительный нарядный ковёр. Красавец дуб стоит пока в летней зелёной шубе. Резные листья клёна далеко выделяются красными пятнами. (Разбор последнего предложения по членам и частям речи)

Прочитайте текст без прилагательных. Какой текст вам понравился больше? Почему?

5) Игра. Название какого дерева состоит из 4 предлогов? (Cосна)

Ребус.

6) Самостоятельная работа.

1 уровень.

- Определите границы предложений. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Ч…десен ру…кий лес зимой белым пуш…стый снег повис на ветвях д…ревьев смолистые ш…шки укр…шают в…рш…ны елей.

2 уровень.

- Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. Вставьте пропущенные буквы.

В…сной д…рев…я одеваются в (какой?) ______ наряд.

- Осина свесила серёжки с (какой?) ______ пыльцой.

Б..рёза и топол… поз…нее покрываются (какими?) ______ серёжками.

3 уровень.

- Напишите мини-сочинение “Самое красивое время года”.

Проверка.

6. Итог урока.

- С какой целью используются в нашей речи имена прилагательные? (Ответы детей)

Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. Каких только нет форм, размеров, окрасок. Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных.

Без них наша речь бедна и невыразительна.

- Какой снег? (Снег белый)

А всегда ли он белый? Он бывает голубой, синий, серебристый. На закате даже красный, а ещё пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, колючий, свежий.

Запишите пословицу: Где труд, там и радость.

- Как понимаете смысл пословицы?

Вывод: Мы испытываем радость от результатов своей работы.

Радость – это чувство удовлетворения. Она облегчает труд в школе.

- Покажите свои красивые берёзки.

7. Домашнее задание.

Выполнить задание другого уровня.

Тест

Имя прилагательное.

Имя прилагательное – это

а) часть слова;

б) часть речи.

2. Имя прилагательное обозначает

а) признак предмета;

б) действие предмета;

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы

а) какой? какая? какое? какие?

б) кто? что? какое? какие?

4.Укажите прилагательные:

а) зелёный, пушистая, высокий, резной;

б) зеленеет, ель, клён, красавец.

5. В предложении имя прилагательное является

а) второстепенным членом предложения;

б) главным членом предложения.

Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопрос.

Четыре художника

Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Всё подряд один.
У второго – синие
Небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная,
Голубая есть.
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые
плоды.
Всюду бусы - ягоды
Спеют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам.

Выпишите имена прилагательные.