Разработка урока по МХК (5-й класс) "Фольклор – народная мудрость"

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с устным народным творчеством (сказки, былины, мифы) - как одним из ранних видов литературных произведений.
  • Развить чувство, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческие способности.
  • Уметь использовать приобретённые знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, сравнения, эвристический.

Приёмы преподавания: объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы.

Задание на дом:

  • Проиллюстрировать известную былину или сказку.
  • Сочинить частушку на тему школьной жизни.

Зрительный ряд: презентация к уроку.

Ход урока

Актуализация мотивации опорных знаний.

(Слайд №1) Учитель - Тема сегодняшнего урока "Фольклор - народная мудрость". (Слайд № 2) Цель нашего урока: ознакомление с устным народным творчеством (сказки, былины, мифы) - как одним из ранних видов литературных произведений. С литературными произведениями вы знакомитесь на уроке литературы. А что же такое литература?

Ученики - (предлагают разные варианты ответов) школьный предмет, сочинения писателей и поэтов, искусство слова.

Учитель - (Слайд № 3) совершенно верно. Литература - это искусство слова.

Введение нового материала.

Учитель - Литература начиналась тогда, когда человечество ещё не имело письменности. Первые литературные произведения - легенды, сказки, былины, мифы, песни - люди передавали из уст в уста. (Слайд № 4) Устное народное творчество принято называть фольклором - английским словом, которое переводится как "народная мудрость". На русском Севере, на берегах Белого моря, и сегодня ещё есть люди, знающие старинные былины (их ещё называют старинами), которые уже восемь веков передаются из уст в уста народными сказителями.

(Слайд № 5) Любимые герои былин - богатыри. Сразу вспоминается картина В.М.Васнецова "Три богатыря". Вспомните, кого изобразил художник на картине.

Ученики - Добрыню Никитича Алёшу Поповича и Илью Муромца.

Учитель - Совершенно верно. А ведь в русских былинах речь идет не о трёх, и даже не о тридцати трёх богатырях - за дубовыми столами в палатах князя Владимира собиралось по девяносто богатырей, и всех их сказители знали в лицо. (Слайд № 6) Рассказывали о походах Вольги и князе Игоре, (Слайд № 7) о задиристом Чуриле и пахаре Микуле Селяниновиче.

(Слайд № 8) Любимый герой былин - Илья Муромец. Родился он в селе Карачарове, которое и сейчас существует. Родителей его звали Иван Тимофеевич и Епестинья Яковлевна. В детстве был у Ильи паралич ног, и "сидел он сиднем":.

Учитель - О чём же дальше повествует былина?

Ученики вспоминают содержание былины о подвигах Ильи Муромца).

(Слайд № 9) Учитель - А были ли на самом деле богатыри?

Ученики высказывают разные мнения по этому вопросу.

Учитель - Об этом спорят учёные, а народная мудрость говорит: "Не было бы снегу - не было бы следу". Жаль только, что уходят старые сказители, а вместе с ними - и былины-старинушки. Неужели совсем уйдут?

(Слайд № 10) А теперь информация для самых любознательных. Хороший сказитель, чтобы привлечь внимание слушателей, начинал с запева.

БЫЛИННЫЙ ЗАПЕВ

Из-под белого латыря - каменя
Тут повышла, повышла, повыбежала,
Выбегала - вылегала матка Волга-река,
Широка матка - Волга под Казань прошла.
Пошире того она ручьёв пожрала,
Давала плеса она Далинские,
А горы-долы Сорочинские.
И вышла Волга в море Чёрное
Да устьев пустила ровно семьдесят.
Широк перевоз да под Новым Городом
Всё это, братцы, не сказочка,
А всё это братцы прибауточка.

(Слайд № 11) Учитель - У каждого народа в древности было своё объяснение происхождения Вселенной, появления первого человека, богов и героев. Очень интересны древние сказания греков. Они называются мифами ("миф" - значит сказание, предание) и рассказывают о богах, титанах и героях.

(Слайд № 12) Множество богов у древних греков. Главный - Зевс, он повелевает громом и молнией, устанавливает на земле порядок и законы.

(Слайд № 13) От союза богов с людьми произошли герои. Сыном Зевса и земной женщины был Геракл. По велению богов Геракл должен был совершить 12 великих подвигов. За смелость благородство и честность боги даровали ему бессмертие, и он действительно оказался бессмертным - Геракл живёт в прекрасных произведениях художников Древней Греции и последующих веков. А какие подвиги Геракла известны вам?

Ученики - он очистил Авгиевы конюшни, победил Лернейскую гидру, чудовищных птиц, убил немейского льва, поймал лань Артемиды, доставил Эврисфею страшного вепря и критского быка и т.д.

Учитель - (Слайд № 14) Вместе с Гераклом в древнегреческих мифах живу Тезей, победивший минотавра, Дедал и Икар, полетевшие на крыльях из птичьих перьев и воска, Арес - губитель людей и разрушитель городов и многие, многие другие.

Ребята, а вы любите сказки?

Ученики - да.

Учитель - (Слайд № 15) Появились сказки очень давно. "Сказка" - от слова "сказывать", "рассказывать". Так оно и было раньше - сказку обязательно рассказывали, а не читали по книге, как чаще всего делают сейчас.

Сказки бывают разные: о животных, которые очень похожи на людей, - хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк:

Очень древние сказки о животных, но ещё более древние - волшебные сказки. Их герои летают на коврах-самолётах, пользуются шапками-невидимками, добывают живую и мёртвую воду, побеждают Змея-Горыныча. Помогают сказочным героям Сивка-бурка, Серый волк, Щука:

Авторы многих сказок нам не известны - затерялись их имена в глубине веков. Такие сказки называются народными.

(Слайд № 16) Но есть сказки, авторы которых известны точно. Кто сочинил "Сказку о рыбаке и рыбке", "Аленький цветочек", "Конёк-горбунок", "Дюймовочка"?

Ученики вспоминают авторов перечисленных сказок.

Учитель - Такие сказки называются авторскими или литературными.(Слайд № 17) Наряду с небольшими сказками писатели создают сказочные повести - вспомните "Приключения Незнайки" Н.Н.Носова, "Рони - дочь разбойника" А.Линдгрен или "Снежную королеву" Г.Х.Андерсена.

(Слайд № 18) А знаете, чем все сказки, даже очень разные, похожи между собой?

Ученики - Все сказки учат нас добру. Все сказки хорошо кончаются. (приблизительные ответы детей).

Учитель - Совершенно верно. В любой сказке обязательно побеждает добро.

Первичное закрепление изученного материала.

(Слайд № 19) Вопросы для закрепления изученного материала:

Когда зародилось искусство слова? Перечислите первые литературные произведения.

Что такое фольклор?

Какие виды сказок вам известны?

Можно ли пословицы, загадки, скороговорки назвать составной частью фольклора и почему?

Викторина.

Класс делится на три команды. Результаты конкурсов фиксируются на классной доске в таблице.

Первый конкурс "ЗАЧИН" (Участникам нужно вспомнить начало сказок).

Задание "Сказка о царе Салтане:".

Ответ:

"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком..".

Задание "Сказка о рыбаке и рыбке"

Ответ:

"Жил старик со своею старухой
У самого синего моря".

Задание "Сказка о попе и работнике его Балде".

Ответ:

"Жил - был поп толоконный лоб
Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару".

Второй конкурс "СКАЗОЧНЫЙ ТЕСТ"

Вопросы:

1. Где жили тридцать три богатыря?

В пруду;

В море;

В реке.

2. В чём плыли по морю царица и Гвидон?

В бочке;

В ведре;

В лодке.

3. Что у царевны Лебеди сияло на лбу?

Жемчуг;

Звезда;

Сапфир.

4. Кто был врагом Царевны-Лебедь?

Коршун;

Ястреб;

Гадюка.

5. Кто сообщил королевичу Елисею, где находится царевна?

Ветер;

Месяц;

Речка.

6. Чем торговали корабельщики?

Златом;

Серебром;

Мехами

Третий конкурс "ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ".

Задание:

1. Утро вечера:.(мудренее)

2. Сказка ложь, да в ней намёк:.(добрым молодцам урок)

3. Ворон ворону: (глаз не выклюет).

4. Береги честь: (смолоду).

5. Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки: (будет и кузов).

Четвёртый конкурс "ЧЁРНЫЙ ЯЩИК". (Представители от каждой команды должны отгадать по описанию предмет, лежащий в ящике).

Задание:

1. В чёрном ящике лежит то, что указывало путь-дорожку не только Ивану-царевичу, но и одному герою из древнегреческого мифа. (Клубок ниток).

2. Предмет, с помощью которого можно изготовить красивые вещи, а можно уничтожить самого страшного персонажа русских народных сказок. (Иголка).

3. Угадайте предметы, с помощью которых можно увидеть события на расстоянии. (Тарелочка и наливное яблочко).

Пятый конкурс "НАЗОВИ АВТОРА СКАЗОК".

"Горшочек каши". (Братья Гримм).

"Рони, дочь разбойника". (А.Линдгрен).

"Золотой ключик, или приключения Буратино". (А.Н.Толстой).

"Золушка". (Ш.Перо).

"Дикие лебеди". (Г.Х.Андерсен).

"Серебряное копытце". (П.П.Бажов).

Шестой конкурс "В МИРЕ СКАЗОК АНДЕРСЕНА". (По ключевым словам необходимо узнать сказку).

Солнце, снег, санки, стекло, розы, разбойники, верность, ворона, олень, дружба. ("Снежная королева").

Лебедь, яйцо, утка, мечта, мороз, вода. ("Гадкий утёнок").

Море, ветер, колдовской напиток, боль, корабль, принц. ("Русалочка").

Дупло, ведьма, собаки, солдат, кремень, принцесса. ("Огниво").

Роза, соловей, горшочек, принцесса, трещотка. ("Соловей и роза").

Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши. ("Калоши счастья").

Подведение итогов урока:

Подведение итогов конкурса и поздравление победителей.

Объяснение задания на дом.