Внеклассное мероприятие. Конференция "Наследие краеведов школы № 4. Из опыта работы музея"

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  1. Привлечь внимание учащихся к наследию, созданному краеведами разных поколений школы №4, воспитать уважение к плодам их работы.
  2. Показать актуальность проблемы сохранения фондов музея для современного поколения.
  3. Обратить внимание на наиболее интересные и значимые для истории края экспонаты из фондов музея лицея №4.
  4. Продолжить формировать у учащихся умение использовать компьютерные технологии в работе с краеведческим и историческим материалом, а также применять данные технологии для сохранения печатных фондов музея.
  5. Продолжить формировать умение самостоятельно работать с краеведческой и исторической литературой.

Форма мероприятия: конференция.

Класс предварительно делится на три группы, каждая из которой получает опережающее задание по теме. Отчет о проделанной работе группа представляет на конференции (рассказ, сопровождающийся показом слайдов, демонстрация результатов практической работы и т.д.).

Оформление кабинета:

  1. Плакат: «Наследие старших краеведов – как его сохранить для подрастающего поколения?».
  2. Плакаты с цитатами:
    • «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»
      М. Горький
    • «Несчастлив удел народа, который не любит своей истории»
      Н. Бердяев
    • «Нет ничего более человеческого в человеке, чем потребность связывать прошлое с настоящим»
      Ф. Тютчев
  3. Выставка книг краеведов г. Чехова.
  4. Альбомы с фотографиями походов учащихся школы №4, фотоэкспозиции, экспонаты из фондов школьного музея.

Оборудование: мультимедийные средства для демонстрации слайдов, оборудование для лабораторной работы, ТСО (видео).

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово ведущего.

Приложение №1, слайд №1 «Общий вид музея – центральная экспозиция».

Одна из истин гласит: народ, который не знает и не уважает своего прошлого, не имеет достойного будущего. Музей – это результат работы поколения краеведов (учителей и учеников) конца 50-ых – 70-ых годов. В это время создавался основной фонд музея. Прокин А.М., Улиткина Л.А., Черноруцкая Е.В., Малышева Ю.П. – эти учителя стояли у истоков создания краеведческого музея в нашем лицее. Сегодня мы еще раз обратимся к их наследию, но не только для того, чтобы вспомнить наиболее интересные экспонаты, но и поговорить о проблеме их сохранности для следующих поколений.

3. Основная часть мероприятия: работа групп.

Группа 1. Тема «Главные экспозиции музея».

Цель: привлечь внимание к наиболее интересным и значимым экспонатам и познакомить с историей их появления в музее.

Участник 1.

В историко-краеведческом музее хранится более тысячи интереснейших экспонатов. Некоторые из них свидетельствуют о глубочайшей древности нашего края. Большую часть экспонатов составляют фрагменты костей животных ледниковой эпохи. Некоторые из них состоят на государственном учете, например – череп шерстистого носорога.

В доисторические времена, как и вся европейская часть страны, наш край был покрыт мощным ледником, спускавшимся с севера. При таянии ледника возникла долина реки Оки и ее притоков Нары, Протвы, Лопасни. Ледник оставил по берегам рек песчаные морены, огромные залежи гравия.

Участник 2. Приложение № 1, слайд № 2 «Учитель и краевед А.М.Прокин со своими ученицами у карьера д. Солнышково».

На песчано-гравийном карьере в полукилометрах от г. Чехова землеройные машины вместе с гравием и песком зачастую поднимали на поверхность кости шерстистых носорогов, бивни и зубы мамонтов, рога древних оленей. Этими находками заинтересовались палеонтологи Москвы. В 50-60-ые годы учителя и ученики нашей школы часто посещали карьеры. Фрагменты костей приносили в школу и размещали в кабинетах биологии, географии, истории. На фотографии мы видим А.М.Прокина с ученицами у Солнышевского карьера. В руках они держат находки, которые и станут первыми экспонатами будущего музея.

Ученик 3. Приложение № 1, слайд № 3 «Ученицы А.М.Прокина с фрагментами костей древнейших животных».

На этой фотографии мы видим наиболее активных участниц краеведческих походов. Это ученицы наше школы. Одна из них держит лопатку мамонта, другая – часть конечности шерстистого носорога. Они неплохо сохранились и до настоящего времени украшают центральную экспозицию музея.

Приложение № 1, слайд № 4 «Первая экспозиция музея».

Как уже было сказано, первоначально находки приносили в кабинеты истории, географии, биологии. Краеведческий музей в школе появился только спустя 10 лет в конце 60-ых годов. Огромную роль в оформлении экспозиций и помещения музея сыграл Подольский И.В. – художник нашего города.

А так экспозиции выглядят сейчас: Приложение № 1, слайд № 5 «Животный мир ледниковья».

Участник 4. Приложение № 1, слайд № 6 «Древнейшее море на территории нашего края».

Кроме фрагментов костей доисторических животных в музее есть еще примечательные палеонтологические экспонаты. В тех же самых карьерах, но на глубине около 5 метров землеройные машины поднимали на поверхность раковины, зубы акул. Это говорит о том, что на территории Московской области миллионы лет тому назад плескалось теплое море. Хорошо сохранившиеся раковины аммонита, брахиоподы, кораллы представлены в нашем музее.

Ведущий: возникает вопрос, каким образом кости доисторических животных, раковины, кораллы смогли сохраниться до нашего времени, почему они, пролежав около миллиона лет, не рассыпались в прах?

Группа 2. Тема «Окаменелости – путеводная нить истории».

Цель: сообщить, как образуются окаменелости и какую информацию они могут сообщить палеонтологам.

Участник 1. Приложение № 1, слайд № 7 «Этапы образования окаменелостей».

В фонде нашего музея есть уникальные образцы окаменелостей. Окаменелости представляют собой останки и отпечатки растений и животных, живших на земле в давно минувшие эпохи. У позвоночных животных в ископаемом состоянии чаще всего сохраняются кости и зубы, т.е. твердые части организма. В окаменелости превращаются лишь ничтожная часть вымерших животных и растений. Это происходит, если останки оказываются погребенными в земле очень быстро, еще до того, как успели разложиться. Чтобы умершее животное оказалось быстро захороненным, необходимо, чтобы над ним образовался осадочный слой, состоящий из песка или ила, глины, известняка, обломков других пород. Тогда его останки вскоре лишаются доступа воздуха и в результате не загнивают. Погибший организм быстрее покрывается осадочными породами, если он попадает во влажную среду.

Участник 2. Накапливаясь, осадки все глубже погребают под своей толщей останки животного. Со временем химические элементы (минералы), содержащиеся в осадочных породах, замещают ткани животного. Так, ископаемые кости состоят из кристаллов, по химическому составу сходных с окружающими породами, но сохранивших форму и структуру самой кости. Несмотря на то, что ископаемые образуются в результате наслоений осадочных пород, их обнаруживают на поверхности. Это объясняется тем, что в период образования горных цепей осадочные породы поднимаются. А под действием ветра и воды происходит медленное разрушение этих слоев, эрозии, что приводит к обнажению ископаемых, содержащихся в породах.

Участник 3. Какую же помощь могут оказать окаменелости ученым? С их помощью можно воссоздать картины минувшего. Наука, изучающая их, называется палеонтологией, что в переводе с греческого означает «изучение древней жизни», а ученые – палеонтологами. Окаменелости позволяют определить тип окружающей среды, в которой сформировалась горная порода. По окаменелостям можно судить о характере климата данной местности в глубокой древности. Они позволяют проследить, как изменялись биологические формы на протяжении миллионов лет, помогают установить возраст содержащих их горных пород, а также проследить за перемещением материков. Все палеонтологические экспонаты нашего музея – окаменелости.

Участник 4. В нашем музее есть примечательный экспонат – бивень мамонта (фрагмент бивня лежит на экспозиционном столе). Это также окаменелость. Какую информацию он может сообщить ученым? Бивни способны рассказать о жизни мамонтов практически все. Это - измененные резцы, не имеющие корней и обладающие неограниченным ростом. Они замечательны не только по размеру и форме, но и по своей структуре. Слои дентина, вещества, из которого состоит бивень, организованы как серии опоясывающих конусов, это своеобразный «ежегодник животного». Если расшифровать этот узор, то можно проследить жизнь животного от рождения до смерти. Слои дентина, как годовые кольца на деревьях, хранят информацию о физическом состоянии мамонта в определенный период жизни. Бивень нарастает от периферии к центру, и каждый год – это новая прожилка на кости. Количество дентина зависело от того, насколько благополучно складывалось в тот момент жизнь гигантов. Более тонкие слои, как правило, означают, что животное болело или голодало. Кроме того, необычные структурные изменения в узоре бивня говорят об изменениях в поведении животного (пересечение линий, либо смена их направлений).

Ученик 5. Масштабное изучение бивней древних животных только сейчас набирает обороты. Ученые строят более точные модели климата той эпохи, поскольку благодаря бивням можно узнать, каковы были температура и влажность воздуха в местах обитания животных. Высверливая небольшие отверстия вдоль бивня, ученые берут вещество для последующего анализа. Как установили ученые, мамонты в последние годы своей жизни чувствовали себя не очень хорошо. Лабораторные исследования бивней показывают, что гиганты часто и много болели, что подтверждает гипотезу о том, что их сразила неизвестная эпидемия.

Участник 6. Ответ на вопрос: каковы причины вымирания мамонтов, является актуальным в наше время. Он поможет избежать глобальных природных катастроф в будущем, привлечет внимание к решению проблем, связанных с экологией. В настоящее время существует примерно четыре объяснения причин вымирания мамонтов:

  • климатические изменения, которые влияют и на изменения флоры (корма)
  • сокращение популяции вида
  • загадочный вирус
  • «человеческий фактор», охота

Но видимо истина состоит в соединении всех причин вместе.

Ведущий: Эти уникальные экспонаты пролежали более 40 лет в нашем музее. Конечно таких специальных условий, как в палеонтологическом музее Москвы у нас нет. Ученые из Москвы, посещавшие за все это время наш музей, не раз просили администрацию школы и лично А.М.Прокина отдать им экспонаты. Но наш краевед отказался. За 40 с небольшим лет собранный материал под воздействием света, влаги, воздуха постепенно разрушался. В настоящий момент мы задумались над способом его защиты.

Участник 7. При посещении палеонтологического музея в Москве по этому вопросу мы проконсультировались с научными сотрудниками музея. В музее есть специальная лаборатория для этих целей. Оказывается способов защиты много. Нам предложили самый простой и доступный.

(Далее участник на практике показывает, как можно защитить экспонаты от воздействия окружающей среды – для этой цели используется фрагмент кости).

Сначала мы очищаем от пыли и посторонних частиц поверхность кости с помощью щетки. А затем обрабатываем поверхность раствором ПВА (в него входя: вода, гидроксиэтилцеллюлоза, антисептик, антифриз, пеногаситель, пластификатор). Мы видим как кость активно впитывает в себя данный раствор. После высыхания раствор образует эластичную прозрачную защитную пленку. Мелкие трещинки склеились.

Ведущий: Мы возвращаемся к работе группы 1. Какие еще примечательные экспонаты есть в нашем музее?

Группа 1. (продолжает работу)

Участник 6. Приложение № 1, слайд № 8 «Поселение славян вятичей на территории Лопасненского края».

В нашем музее представлены материалы археологических раскопок. В 1971 году недалеко от села Молоди были вскрыты три славянских кургана. В работах, которыми руководила археолог Н.Г.Недошивина, приняли участие ребята нашей школы. Музей пополнился новыми экспонатами: фрагмент каменного топора, черепки посуды славян вятичей, наконечники копий, скребки.

Участник 7. Приложение № 1, слайд № 9 «Предметы крестьянского быта».

Данная экспозиция посвящается жизни, быту, занятиям простого народа. Коллекция, состоящая из элементов одежды, предметов домашнего обихода, орудий труда, собранная учащимися школы №4, помогает нам воссоздать картину жизни простой крестьянской семьи ХIХ – начала ХХ века. Предметы быта, которые использовали наши прабабушки:

Прялка- была неотлучной спутницей женщины. Осенними и зимними вечерами молодежь собиралась на посиделки. Игры и танцы начинались лишь после того, как иссякала принесенная из дома работа. Чаще всего это кудель волокна из льна, из которых приготавливается пряжа, которую надо спрясть. Прясть – значит крутить и сучить нить из волокон. В нашем музее представлена – самопрялка, или прялка ножная – это более поздний вариант. При помощи самопрялки прядут без веретена. Одна рука тянет нить из кудели, а нога при помощи педали вращает колесо.

Рубель (валек) – брусок из дерева с ручкой, с одной стороны с зубьями. Использовался для катания белья на скалке или при полоскании белья на речке.

Утюг «угольный» чугунный с откладной крышкой. В утюг закладывали уголь и он раскалялся до красна.

Участник 6. Приложение №1, слайд № 10 «Народные промыслы Лопасненского края».

В ХIХ веке в с. Стремилово процветает кружевной промысел. Кружева плелись коклюшками – деревянные палочки каплевидной формы 8 см с намотанными на них нитками. Плелись они на специальных подушечках с наколотыми на них иглами. Перебирая коклюшки с нитками кружевницы выплетали узоры. Образец узора накалывался на скобы (картонки). На работу брали девочек с 6-7 лет, т.к. нежные детские пальчики хорошо чувствуют нить. И к 16 годам девушка уже становилась мастерицей. У нас в музее представлены фрагменты кружев.

Участник 5. Приложение № 1, слайд № 11 «Дореволюционные печатные издания».

В музее представлены следующие дореволюционные печатные издания: фрагменты журналов, газет, открытки. Наибольший интерес представляет газета «Утро России» от 4 марта 1917 года. Издатель - московский банкир, предприниматель, политик – П.П. Рябушинский. На первой полосе издания помещен текст отречения Николая II от престола. В газете помещены отзывы на это событие, комментарии, сводки событий. Большое количество разнообразной рекламы (газета выражала интересы, главным образом, торгового и промышленного капитала). Главное, газета позволяет понять нам умонастроения людей той эпохи.

Далее показываются слайды, на которых размещены фотографии экспонатов музея.

Группа 3. Тема. «Сохранение наследия».

Цель: показать актуальность сохранения наследия для современного поколения и использование современных технологий для сохранения печатных изданий, фотографий.

Группа состоит из трех человек. В обязанности ребят входило:

  1. Создание презентации краеведческого музея лицея №4 (слайд-шоу), подготовка мультимедийных средств, организация показа слайдов;
  2. Ретуширование фотографий из музея и демонстрация готового результата на конференции, одновременно сообщают использованные компьютерные программы;
  3. Предварительная организация и проведение интервью с И.В.Подольским – бывшим учеником школы №4, участником краеведческих походов, оформителем школьного музея. Демонстрация интервью на видео.

Участник 1. В нашем архиве хранится более 500 фотографий. Со временем, в результате внешних воздействий (солнечного света, повышенной влажности воздуха, повреждений и т.д.) фотоснимки приобретают дефекты. Но, благодаря современным компьютерным технологиям, мы можем хотя бы частично решить эти проблемы. В нашем случае мы использовали программу Photoshop. Это очень емкая по своим возможностям программа, незаменимый инструмент для реализации творческих и художественных замыслов, создания анимации и фотомонтажа. Программа позволила нам частично восстановить поврежденные фотоснимки.

Далее мы покажем вам две фотографии (они попали в музей в начале-середине 60-ых годов), с которыми заранее поработали, используя программу Photoshop. Третью фотографию будем редактировать перед вами сейчас, чтобы наглядно продемонстрировать возможности программы.

Участник 2. Приложение № 2. Показывает слайды с фотографиями: «Встреча с ветераном» и «Ученица краеведа А.М. Прокина демонстрирует лопатку доисторического животного», акцентируя внимание на дефектах (царапина, потеряна четкость, снимок пожелтел, погнутые, рваные края). Затем показывает эти же фотографии, отредактированные с применение программы Photoshop (показ фотоснимков сопровождается комментариями).

Участник 3. Показывает слайд с фотографией «Старое Венюково», указывает на дефекты – царапины, снимок пожелтел, погнутый край. Далее редактирует снимок, комментируя свои действия участникам конференции.

4. Заключительная часть. Подведение итогов мероприятия.

Ведущий: обращается к плакатам с цитатами.

Поколение 50-60-ых – летописцы земли Лопасненской собрали интереснейшие коллекции, поколение 70-80-ых – пополняло их. Наша задача – сохранить накопленный материал для будущих поколений, используя современные технологии. Сохраняя фонды нашего музея, мы сохраняем память об истории края.