Формирование нравственных ценностей на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Одной из важнейших проблем духовно-нравственного развития в современных условиях является формирование ценностных ориентаций. Целевая установка современного образования должна быть направлена не только на умственное развитие школьников, но и на развитие образа мышления, отношений, взглядов, убеждений, чувств. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине.

Учащиеся, знакомясь с произведениями на уроках литературного чтения, начинают понимать, что любовь к Родине, патриотизм начинаются со знания, уважения и знания памяти о своих родных, близких.

Необходимо раскрывать перед учащимися начальной школы такие моральные ценности, как любовь к своему Отечеству, героизм, стойкость, честь.

Уроки литературного чтения дают возможность учителю сделать так, чтобы мир нравственных богатств увлекал детей. На таких уроках ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций.

Учителем проводится работа над освоением младшими школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений. В процессе урока при анализе литературного произведения, при характеристике положительных и отрицательных героев формируется гуманистическое мировоззрение детей, способность к межличностному диалогу. Задача учителя так выстроить урок, чтобы в результате сопереживания с героем и автором, воссоздания в воображении жизненных картин, размышлений над текстом, вызванных вопросами и заданиями, ребёнок смог воспринять произведение как единое целое.

В работе с детьми применяю специальные упражнения, которые помогают детям высказывать своё мнение, обосновывать свой выбор, тем самым быть полноправными участниками образовательного процесса. На уроке ученики учатся работать с толковым словарём, где находят значения новых слов из текста.

Интерактивная доска, презентации делают урок ярким, увлекательным, запоминающимся. В ходе урока у учеников появляется интерес к литературным произведениям, к истории своей Родины.

Привожу пример одного из уроков литературного чтения (УМК “Начальная школа ХХI века”).

Тема урока. C.В. Михалков “Быль для детей”.

Цель: познакомить учащихся с произведением С.В. Михалкова “Быль для детей”.

Задачи:

  • актуализация знаний в связи с изученным материалом;
  • развивать познавательный интерес к истории своей страны;
  • раскрыть перед учащимися моральные ценности: любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

(В ходе урока учащиеся закрепят знания о нравственных понятиях. Закрепят навык работы с тетрадью на печатной основе. С помощью проблемных вопросов активизируется внимание учеников, что повышает эффективность урока. Ученики приобретут знания по истории, расширят свой кругозор)

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебник “Литературное чтение”, часть вторая. Автор: Л.А. Ефросинина, рабочая тетрадь 2 “Литературное чтение” для учащихся общеобразовательных учреждений. Л.А. Ефросинина, толковые словари, фишки: красная, зелёная, синяя, жёлтая, лента памяти, записи песен “Журавли”, “День Победы”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.

2. Работа над темой урока.

- Чтобы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать.)

-Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы красиво и правильно читать)

- Хотите знать, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Да)

- Смотрите, что я вам приготовила. (показываю режим сортировщика слайдов и быстро закрываю)

- В конце урока мы подведём итог нашей работы: кто чему научился, и какой у нас получился урок.

Презентация. Слайд 1

- Рассмотрите обложки книг и вспомните: кто автор этих произведений?

- Как вы думаете, творчеству, какого писателя будет посвящён урок? Почему?

а) Актуализация знаний о писателе.

Слайд 2

Имя С.В. Михалкова известно читателям всего мира – и детям и взрослым. Он является автором слов Гимна России. Всем известны такие произведения как “Дядя Стёпа”, “А что у вас?”, “Мы с приятелем вдвоём”.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним его произведением.

- Прочитайте тему урока.

С.В. Михалков “Быль для детей”

Слайд 3

б) “Погружение в урок”. Подготовка к восприятию текста.

Беседа о Великой Отечественной войне

- Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Для нас война – история.

Нарушив мирную жизнь, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия 22 июня 1941 года напала на нашу страну.

Фашисты захватили много стран, они убивали людей, сжигали города и деревни.

Но наша армия разгромила фашистов, освободила родную землю и другие страны, в том числе и Германию. Но Победа – это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных. Они пали за свободу и независимость нашей Родины. Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной.

Этой странице истории и посвящается стихотворение С. Михалкова “Быль для детей”.

в) Первичное восприятие текста.

Слайды 4-6.

Обмен впечатлениями после чтения.

- Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, тревога, ликование?

г) Словарная работа.

- Кто из вас может объяснить словосочетание “советские люди”, фронт, рейхстаг.

Слайд 7

(Советские люди – народ, который жил в Советском Союзе.

Фронт – место военных действий.

Рейхстаг – главное место в Берлине)

д) Аутотренинг под музыку песни “Журавли”.

- Представьте не вернувшихся с полей солдат, вспомните своих родственников, которые не вернулись с войны.

е) Вторичное воспроизведение текста. Самостоятельное чтение.

Слайд 8

- Перед тем, как приступить к самостоятельному чтению, повторим правила выразительного чтения.

- Читайте медленно.

- После каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку – паузу.

- Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства. (Cамостоятельное чтение стихотворения в полголоса)

- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами.

- Как вы думаете, какое чувство появляется у человека после прочтения данного стихотворения? (Чувство гордости за свою Родину, народ)

- Как вы считаете, для чего автор написал это произведение? Выберите свой вариант ответа и обоснуйте свой выбор.

Слайд 9

- Чтобы напомнить нам о людях, которые защищали нас от фашистов.

- Чтобы передать радость.

- Чтобы привлечь внимание читающего к истории России.

- Чтобы вызвать взаимное переживание

Физминутка

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

ж) Работа с эпитетами. Работа по учебнику с. 84.

- Прочитайте первое задание.

- Кто “встал” против врага?

- При помощи, каких слов автор передаёт своё отношение к народу?

(И от моря и до моря встали русские полки, показал себя на деле богатырский наш народ)

Такие слова называются ЭПИТЕТАМИ. Найдите значение этого слова в толковом словаре.

Слайд 10

Эпитет – образное художественное определение свойств предмета.

Для чего нужны эпитеты?

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, красивой, выразительной.

- Какое значение вкладывает в эти эпитеты автор? (Показать мощь и силу армии, народа, страны)

- Давайте попробуем представить май 1945 года и переживём этот день с теми, кто принёс нам Победу. Какие чувства, вы, испытали? (Звучит песня “День Победы”)

з) Работа в тетради на печатной основе. С. 50.

Задание 1. Кого прославляет поэт? Кого должны всегда помнить люди? Подчеркни ответы - самостоятельно.

- Прочитайте слова, которые подчеркнули.

(После выполнения задания дети выходят к ленте памяти и прикрепляют к ней заранее приготовленные или фотографии родственников, воевавших или листок, на котором написаны данные о них.)

Задание 2. Какая пословица подходит к этому произведению? Запишите.

- Если затрудняетесь, то обратитесь к учебнику (с.30).

  • Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
  • Тот герой, кто за Родину горой.
  • Каковы дела, такова и слава.

Обоснуйте свой выбор.

Слайд 11

3. Рефлексия деятельности на уроке.

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что вы не знали, а теперь знаете?

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Продолжите предложения.

Слайд 12

- Мне понравилось…

- Мне было трудно…

4. Самооценка. Проверь себя сам.

Слайд 13

(У детей фишки четырёх цветов: красная – на уроке мне всё было понятно и в моей работе нет ошибок; зелёная – на уроке мне всё было понятно, но в моей работе 1–2 ошибки, синяя – я многое не понял на уроке и допустил много ошибок, жёлтая – я ничего не понял на уроке, у меня не было правильных ответов. После оценки своей работы ученики сдают фишки учителю)

5. Домашнее задание.

Подготовить рассказ на тему “Они сражались за Родину”.

Слайд 14

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На последующих уроках использовать полученные знания для анализа стихотворения С. Баруздина “Салют” и для сочинения рассказа о защитниках Родины с применением домашних заготовок на тему “Они сражались за Родину”.