Программа курса окружающего мира "Мы здесь живем"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

  В основе предлагаемой программы лежит определенная  концепция курса краеведения т.к. любая дисциплина в общеобразовательной школе должна играть свою роль в формировании фундаментального общего образования, в развитии психики, интеллекта,  духовного мира школьников, в углублении их общей культуры. Опыт краеведческой работы педагогов Кемеровской области и предложения новых программ по краеведению подсказали необходимость такой работы в начальной школе. Поскольку в младшем школьном возрасте наглядно-образные и наглядно-действенные формы мышления преобладают над сугубо абстрактными, краеведение является эффективным для развития интеллекта и психики ребёнка. Использование местного исторического материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, формирования любви к “малой” родине, чувства патриотизма, твёрдых убеждений, умений и навыков.

Сохранился и основной структурный принцип программы географического краеведения - его сопряжённость со школьным курсом окружающего мира, что способствует расширению и углублению знаний учащихся.

Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие, развивающие функции. Краеведческая работа может носить одновременно исследовательский и прикладной, общественно-воспитательный характер. С учётом этого курс построен таким образом, чтобы практическая деятельность учеников не была изолирована от умственной.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержание курса.

Формы организации занятий по курсу “Мы здесь живём” в начальной школе могут быть разнообразными: занятия в классе, экскурсии, походы в музеи, культпоходы, проведение природоведческих праздников. Всё это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

Занятия могут быть различными по типу деятельности, например: рассказ учителя, беседа, практическое занятие, сбор материала, анализ собранного материала; игровые моменты –природоведческие праздники, игры, викторины, кроссворды и  т. д.

Использовать материал  можно по-разному: в изложении учителя, в работе с книгой, музейным экспонатом и т.д. При работе по курсу необходимо опираться на фонды музея, привлекать родителей учащихся, использовать их знания.

Новизна программы состоит в том, что в ней систематизированы формы и методы работы по воспитанию и обучению школьников – патриотов своего родного края, разработаны последовательность и содержание тем, приемлемых для освоения учащимися начальной школы.

Целью данного курса является создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей начальных классов.

Задачи:

1. Сформировать системное представление о Кемеровской области как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.

2. Развивать  познавательные процессы и приёмы познавательной деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.

4. Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о Кузбассе, развивать умения работать с источниками информации.

5. Приобщить учеников к богатой культуре Кемеровской области. 

6. Пробуждать гордость за свою родину, давшую множество талантов.

7. Расширить представления о своём родном крае.

  Вся программа обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем о родном крае, той местности, где живут дети. Они постепенно усложняются от класса к классу, изменяется только содержание, объём познавательного материала и сложность, а следовательно, и длительность изучения. Работа по каждой теме включает в себя уроки, игры, экскурсии, нерегламентируемую деятельность учащихся, по некоторым темам – праздники. Продуманное использование схем. Таблиц, карт. Дидактического материала развивает у учащихся логическое мышление, память, внимание, умение делать умозаключения, анализировать и сравнивать, классифицировать предметы. Продвижение учащихся происходит постепенно от одного блока к другому, но в то же время, оно не является строго линейным. Скорее, наоборот, освоение большинства программных проблем в силу их глубины и разносторонности строится по концентрическому принципу, и школьники с разной степенью проникновения сталкиваются с ними на разных ступенях единого курса. Главным в процессе обучения является передача, выстраивание связей с современностью.

Наша малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузнецкий регион, Земля Кузнецкая… Мы здесь родились, живём, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда. Основа этой программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края: землепроходцами и рудоискателями, учёными, тружениками промышленности и сельского хозяйства – всеми, кто создавал и создаёт славу Кузбасса в России и за её пределами. Краеведение воспитывает чувство патриотизма, любви к историческому прошлому Земли Кузнецкой, её неповторимой природе, памятникам архитектуры. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, её природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. В этом главный смысл слов величайшего поэта, русской земли А.С.Пушкина: “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, - стержень интереса ко всему остальному. Оно помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Любой объект, явление природы или человек, живущий в обществе и знающий своё дело, могут и должны быть в поле зрения краеведа – и учителя, и ученика. Недра Кузбасса уникальны по концентрации и разнообразию природных ресурсов. Вместе с тем большинство из этих богатств исчерпаемо, а значит, и невосполнимо. Но и то, что восполнимо, требует к себе самого бережного отношения. Эти естественные ресурсы и условия, созданные природой, принадлежат не только ныне живущим, но и тем поколениям, которые будут жить после нас. К великому огорчению, нынешнее поколение не по-хозяйски использует богатства Кузбасса: сплошь и рядом допускается “экологический разбой”, от которого уже в настоящее время страдают все, а в особенности дети и старики. Им в первую очередь необходим свежий и чистый воздух, нужны прогулки в лесу и парках, отдых на лоне природы. В настоящее время в Кузбассе сложилось крайне тяжёлое положение в сферах обитания всего живого. Правительство Российской Федерации признало наш край зоной экологического бедствия. В связи с этим мы все должны самым активным образом бороться за сохранение природы, помогая ей восстановиться. Данная программа не претендует на раскрытие всех вопросов, касающихся биосферы нашего края. Вместе с этим, мы надеемся, что, ознакомившись с разнообразием пока ещё живой природы Кузбасса, вы, дорогие учащиеся, будете с пониманием относиться к вопросам её охраны. Мы полагаем, что вы также заинтересованно будет изучать другие пособия и книги по краеведению и на практике способствовать сохранению уникальных естественных ресурсов родного Кузбасса, не забывая, что наша область – это Россия в миниатюре.

Объём программы рассчитан на 4 года.

Ожидаемый результат

Учащиеся 1 класса:

- познакомятся с понятием “символика”;

- научатся выбирать наиболее безопасный путь от дома до школы;

- закрепят знания о многообразии природы своей местности;

- научатся различать деревья по листве;

- освоят элементарные знаки дорожного движения.

Учащиеся 2 класса:

- расширят знания о родном городе, его местоположении;

- уточнят представления об особенностях жизни в городе и на селе;

- получат представление о нравственных нормах взаимодействия с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, отзывчивости;

- научатся налаживать взаимоотношения, общаться с окружающими их сверстниками и взрослыми;

- познакомятся с символикой Кемеровской области;

- продолжат знакомство с животным и растительным миром;

- научатся вести сезонные наблюдения за природой своей местности;

- познакомятся с Красной книгой Кузбасса;

- познакомятся с местоположением нашей области на карте.

Учащиеся 3 класса:

- расширят знания о животном и растительном мире Кемеровской области;

- познакомить с экологией своего посёлка;

- продолжат знакомство с Красной книгой Кузбасса;

- узнают о способах добычи полезных ископаемых родного края, их охране.

Учащиеся 4 класса:

- научатся узнавать свой край по контурной карте;

- уточнят и конкретизируют свои знания о родном крае, городе Прокопьевске;

- познакомятся с коренным населением Кузбасса;

- познакомятся с промышленностью и сельским хозяйством области;

- осознают значение праздника Победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

- уточнят представление о назначении Государственного герба, флага и правилах прослушивания Государственного гимна;

- узнают о культурном наследии нашей области;

- глубже изучат животный и растительный мир Кемеровской области.

Учебно-тематический план “Мы здесь живём”

Тема Примечание
  1 класс  
1 Мир вокруг нас, его многообразие. Экскурсия
2 Наша школа. Дорога от дома до школы. Экскурсия
3 Камни, их разнообразие и красота. Сбор коллекции
4 Распознавание деревьев своей местности по листьям. Гербарий
5 Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Конкурсная программа
6 Знакомство с государственными символами Кемеровской области: флагом, гербом, гимном. Наш посёлок – часть большой страны. Урок-знакомство
2 класс
1 Где мы живём. Наш “адрес” в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города, что мы называем родным краем. Флаг, герб, гимн Кузбасса. Урок-путешествие
2 Горные породы и минералы. Уголь и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Встреча с людьми угольной промышленности
3 Какие бывают растения: деревья, кустарники ,травы, произрастающие в Кемеровской области. Экскурсия
4 Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, живущие в Кемеровской области. Просмотр видеофильма
5 Сезонные изменения в природе: осенние явления. Наблюдения
6 Красная книга Кузбасса: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Фотовыставка
7 Город, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории Экскурсия в краеведческий музей
8 Промышленные предприятия города Прокопьевска. Строительство в городе. Просмотр видеофильма
9 Магазины города Прокопьевска, посёлка Финский Экскурсия в магазины посёлка
10 Культура и образование в Кемеровской области: музеи, театры, школы, вузы. Посещение Драматического театра
11 Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Наблюдения
12 Правила безопасного поведения на улицах нашего посёлка. Конкурсная программа
13 Правило экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах. Экскурсия
14 Съедобные и несъедобные ягоды и грибы Кемеровской области. Урок-проект
15 Поверхность Кемеровской области: равнины и горы, холмы, овраги. Фрагмент урока
16 Разнообразие водоёмов Кемеровской области: река, озеро. Части реки; притоки. Фрагмент урока
17 Изображение нашего края на карте. Практическая работа с картой
18 Знакомство с городами нашей области. Практическая работа с картой
3 класс
1 Природа Кемеровской области, её разнообразие. Растения, животные, грибы. Связи в природе. Экскурсия
2 Источники загрязнения воздуха в Кемеровской области. Охрана воздуха от загрязнений. Фрагмент урока
3 Источники загрязнения воды в нашем посёлке. Охрана воды от загрязнений Экскурсия
4 Почвы Кемеровской области. Практическая работа
5 Растения Красной книги Кузбасса. Охрана растений. Фрагмент урока
6 Животные Красной книги Кузбасса. Охрана животных. Фрагмент урока
7 Грибы Красной книги Кузбасса. Охрана грибов. Фотовыставка
8 Ядовитые растения и грибы Кемеровской области. Фрагмент урока
9 Полезные ископаемые Кемеровской области, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Работа по карте
4 класс
1 Кузбасс на карте Родины. Карта Кемеровской области. Практическая работа по карте
2 История нашего края. Кузнецкая земля от древних времён до ХVI века Видеофильм
3 История нашего края. Наш край в ХVII – ХХI веках Видеофильм
4 Поверхность Кемеровской области. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами. Урок-путешествие
5 Поверхность Кемеровской области. В горах Кузнецкого Алатау Работа с картой
6 Путешествие по Горной Шории и Салаирскому кряжу. Работа с картой Видеофильм
7 Западно – Сибирская равнина и Кузнецкая котловина Работа с картой. Видеофильм
8 Полезные ископаемые Кузбасса, их основныё свойства, практическое значение, места и способы их добычи. Охрана недр в нашем крае. Работа с картой.
9 Водоёмы Кемеровской области, их значение в природе и жизни человека. Охрана водоёмов нашего края. Работа с картой
10 Самая большая и полноводная река - Томь Просмотр слайдов.
11 Почвы Кемеровской области. Охрана почв нашего края. Экскурсия
12 Погода и климат Кемеровской области. Осень. Зима. Презентация.
13 Погода и климат Кемеровской области. Весна. Лето. Презентация.
14 Животные и растения лесов Кемеровской области. Урок-проект
15 Животные и растения лесостепей и степей Кемеровской области Видеофильм.
16 Животные и растения гор Кемеровской области. Урок-проект
17 Растения и животные водоёмов Кемеровской области. Урок-проект
18 Растения и животные лугов, полей и садов Видеофильм.
19 Зелёная аптека Кузбасса. Урок-проект.
20 Красная книга Кузбасса. Фотовыставка
21 Открытие и заселение области. Коренные народы Сибири. Просмотр видеофильма
22 Города Кузбасса. Видеофильм.
23 Промышленность Кемеровской области. Встреча с интересными людьми
24 Чем занимаются люди земли Кузнецкой. Занятия городских жителей Посещение музея.
25 Сельское хозяйство и таёжные промыслы. Беседа о профессиях
26 Чем занимаются люди земли Кузнецкой. Занятия сельских жителей. Встреча с жителями села.
27 Люди земли Кузнецкой. Встреча с известными людьми
28 Чем удивительна Кемеровская область. Просмотр видеофильма
29 Я знаю свой родной край Урок-викторина
30 Государственная символика Кемеровской области Урок-игра