Правовое воспитание дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из направлений патриотического воспитания детей дошкольного возраста является правовое воспитание. Проблема правового воспитания детей дошкольного возраста, является актуальной. Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек ещё ничего не помнит. Но именно в раннем возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Строим педпроцесс таким образом, чтобы в результате наших усилий воспитанник стал счастливым. Учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и поэтому беречь её, воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе. Человек, не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других.

Мы разработали перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективный план по правовому воспитанию “Мои права”

Старший дошкольный возраст

Тема Цели Содержание

Сентябрь

О дружбе Обратить внимание ребенка на самого себя, уточнить представление о том, что значит – уметь дружить, учить осмысливать ситуацию, оценивать её. Песня “О дружбе” В Шаинский.

Рассказывание С Михалкова “Как друзья познаются”

Пословица “Старый друг лучше новых двух”

Рисование “Это – я!"

Игра “Комплименты” Формировать доброжелательное отношение друг к другу, дать представление об индивидуальных особенностях людей, их внешних и внутренних различиях, пробуждать желание рассказывать о товарищах. Игровое упр. “Комплименты”

Минутка ИЗО “За что я люблю тебя”

Упр-ние “Герои театра”, Маски.

Д/и “Кто придет к тебе на помощь”

Игра-упражнение “Добрые эльфы” Формировать положительное отношение к другим людям Развивать социальные чувства. Упр. “Добрые эльфы”

Этюды “Эльфы”, “Муравей”,

Стрекоза”. Ситуация “На необитаемом острове”

Игра-драматизация “Сказка про трех поросят” Формировать доброжелательное отношение к окружающим.

Расширять представление о дружбе, учить описывать характерные черты друзей.

Сочинение сказки “Три поросенка” на новый лад.

Упражнение “Кто мой друг?

Ручной труд “Друг Ниф-Ниф”

Д/и “Назови ласково”.

Октябрь

Упражнение “Подарок другу” Развивать эмоционально-нравственную сферу.

Учить описывать предметы невербально.

Игра “Именинник”

Расскажи стихи руками Барто А.

“Вовка – добрая душа”.

Рисование “Подарок другу”

Игровое упр. “Письмо заболевшему другу” Учить оказывать внимание и поддержку другу, работать сообща. Коллективная работа “Письмо другу”

Пословица “Не дорог подарок, дорого внимание”

Минутка ИЗО “Картинка для друга”

Беседа-рассуждение “Зло в гостях” Познакомить с понятием “Зло”. Учить давать оценку поступкам людей на примере сказочных героев. Подвести к пониманию, что зло всегда наказуемо и с ним нужно и можно бороться. Лото “Злые и добрые сказочные герои”.

Инсценирование сказки про злого царя Фармолая”

Минутка ИЗО “Уберем зло”

Рисунок-рассказ о детском саде. Научить детей отражать в рисунке свои впечатления и представления воспитывать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам. Коллективно-творческое расуж-

дение “Письмо заболевшему другу”

Минутка ИЗО “Подарок ”

Ноябрь

Игра “Вежливый речеёк” Формировать способы речевой коммуникации, дать понять, что добрые слова вызывают подобную ответную реакцию. Р.н. игра “Ручеёк” (с вежливыми словами “Привет, Оля!”)

Д/и “Слова вежливости?”

Чтение Осеевой “Волшебное слово”

Минутка ИЗО “Вежливые герои мульфильмов”

Познавательное занятие “Мы все знаем и умеем” Учить детей формулировать правила поведения, анализировать собственные поступки. Беседа-рассуждение “Правила, которые помогут жить дружно”

Пословица “Сам пропадай, а това-

рища выручай” Этюд “Обида”. Минутка ИЗО “Радость”

Этическая беседа “Правила поведения в детском саду” Закрепить умение формулировать правила поведения.

Учить анализировать свои поступки.

Обсуждение ситуаций “громкий разговор во время тихого часа, Танцы во время рисования других детей”. Этюд “Что мы делаем сейчас” Разгадывание кроссворда

“Правила безопасного поведения в детском саду.

Рисование “Эмблема моей семьи” Учить осмысливать и отражать в рисунке свои положительные нравственные качества. Обсуждение девиза “Узнавать! Творить!”, характерных нравственных черт семьи.

Рисование эмблемы семьи

Выставка эмблем. Защита их.

Декабрь

“Занятие рассуждение “Что такое милосердие” Формировать представление о милосердии. Побуждать проявлять милосердие к окружающим. Чтение сказки Одоевского “Мороз Иванович”

Минутка ИЗО “Добрые дела Мороза Ивановича”

Игровое упр-е  “Я поступаю хорошо!” Закрепить представление о культуре отношений между людьми. Беседа “Право на любовь”

Обсуждение ситуаций “Хорошо ли я поступил?” Этюды “Птичка замерзает”. “Согрей птичку”

Игра “Хорошо – плохо”

Плакат “Мои права”

Ручной труд “Коробочка добрых дел” Побуждать детей к проведению нравственных дел. Уметь вести счет добрым делам. Этюды “Угадай мое доброе дело”

Игра “Четвертый лишний”

Инд. беседа с детьми “Твои добрые дела для семьи”

Изготовление коробочки добрых дел.

Беседа “О происхождении фамилии” Формировать представление о происхождении фамилии, воспитывать отрицательное отношение к словесным оскорблениям. Беседа “Моя фамилия”

Рассказ воспитателя о происхожде-

нии фамилии Чернов, Мячин и др.

Чтение Н. Носова “Приключения Незнайки”

Защита проекта “Родовое древо”

Январь

Игровое упр. “Снежная королева” Помочь увидеть в каждом человеке положительные черты характера. Беседа по сказке Андерсена

“Снежная королева”

Игра “Можно – нельзя”

Этюд “Мои защитники”

Рассматривание альбома “Мои права дома на игру, занятие, труд, на защиту, на здоровье”

Игровое упражнение “Угадай, кто это” Формировать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, говорить о себе без стеснения, давать объективную оценку своим поступкам, закрепить умение распознавать эмоции. Игровое упражнение “Угадай, кто это”

Рисунок-тест “Несуществующее животное”

Минутка ИЗО “Портрет друга”

Словесная игра “Порадовать маму – как это просто”

Чтение обсуждение рассказа Осеевой “Сыновья” Развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали. Рассказ Осеевой “Сыновья”.

Игра “Азбука настроения”

Пьеса Чайковского “Болезнь куклы” Минутка ИЗО по мотивам пьесы “Болезнь куклы”

Игровое упражнение “Ругаемся овощами” Формировать умения преодолевать личностную незрелость, агрессивность. Дать понятие, что в одной и той ж ситуации можно вести себя по-разному. Игра “Ругаемся овощами”

Обсуждение дразнилок.

Рисование “Дразнилка моего друга – овощ” Создание книги о себе “Кто и какой я?”

Февраль

Беседа “Что такое право” Познакомить детей с понятием “Право” Воспитывать уважение к правам человека. Формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих принципов морали Способствовать воспитанию правовой культуры. Показать детям единство прав и обязанностей. Беседа “Что такое право?”

Игра “Признаки”

игра “что такое обязанности”

Игра “Круговая беседа”

Обсуждение ситуаций “Не собрал игрушки, не вымыл посуду”и др.

Этическая беседа “Что бы ты сделал, как поступил” Выяснить, как дети относятся к сверстникам

Формировать социальные способы поведения в различных ситуациях

Этическая беседа “Что бы ты сделал, как поступил?”

Обсуждение ситуаций “В автобусе”, “уступи дорогу”.

Словесная игра “Сказки”

Ручной труд “Мастерская добрых дел”

Альбом “Моя семья” Формирование представлений о семье, как о людях, которые живут вместе.

Способствовать сплочению семьи

Рассматривание семейных фотографий, Игра “Герои семейных сказок” Составление игр-загадок “Моя семья” Досуг “Спорик”
Беседа “Все мы родные” Закрепить понятие о том. Что в одной семье могут жить разные люди с разными вкусами. Вызвать желание отражать в рисунке свои впечатления, чувства. Беседа “Все мы разные”

Обсуждение Ю Ермолаевой “Два пирожных”

Минутка ИЗО “Мой характер”

Март

Досуг “Порадовать маму - как это просто!” Формировать положительное отношение к соблюдению и отрицательное к нарушению нравственных норм и правил, с которыми дети сталкиваются в жизни. Игра “Порадовать маму - как это просто!” Чтение Благининой “Посидим в тишине” Инсценирование сказки “Коза-дереза”

Минутка ИЗО “Мамочка моя”

Праздник

“Мама, папа я – дружная семья”

Обеспечивать эмоциональный комфорт родителей и детей в совместной деятельности. Защита проекта “Моя спортивная семья”

Игры-эстафеты, игры забавы по сценарию.

Интегрированное занятие “Ты – доктор Айболит” Научить разрешать споры бесконфликтным путем. Поощрять детскую инициативу. Инсценирование отрывков “Доктор Айболит” Чуковского.

Игровое упр-ние “Милосердие”

Познавательное занятие “Все мы разные, но все мы равные” Формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать уважение к различным расам на земле. Развивать художественные способности. Игра “Спиной друг к другу”

Решение ситуаций практического выбора.

Коллективная аппликация

“Хоровод дружбы”

Упражнение “Лунные люди”

Апрель

Беседа “Декларация прав человека. Декларация прав ребенка” Дать общее представление о Декларации. Познакомить с творчеством русских художников . Рассказ Усачева “Приключения зеленого человечка”

Рассматривание картины Перова “Тройка”. Этюды “Радость”, “Обида”, “Зло”

“Что означают наши имена” Формировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя. Учить называть полные имена своих родителей. Игра “Что означают наши имена”

Игра “Обратись ко мне”

Д/и “Имена”

Чтение книги “Загадки наших имен” О.В. Никитина.

Драматизация “Если что у Вас болит, вам поможет Айболит” Формировать представление об условиях сохранения и укрепления здоровья конкретного ребенка.

Замечать красоту жизни.

Игра “Если что у вас болит, вам поможет Айболит”

Игровое упражнение “Цветик-семицветик”

Этюд “Я на солнышке лежу”

Фотографии семейного альбома. “Как мы отдыхаем”

Аппликация “Права мои”

Рисование “Непосильное задание” Формировать представление о том, что тяжелый непосильный труд может нанести вред здоровью. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе. Развивать творческие способнос-ти, закрепить представление о правах детей. Инсценирование сказки

“Золушка”

Настольная игра “Исправь ошибку”

Май

Занятие “Право на любовь” Показать право на заботу и любовь, научить анализировать ситуацию, воспитывать любовь и уважение к людям разных национальностей, принадлежности, языка. вероисповеданию Беседа “Право на любовь”

Этюд “Боль”, “Любовь”, “Радость”

Упражнение “Дети Земли”

Драматизация “Обязанности Пети дома” Учить определять права героев сказок. Формировать социальные способы поведения. Инд. беседа “Какие обязанности ты выполняешь дома?”

Драматизация “Обязанности Пети дома” Этюды мимические.

Литературно-правовая викторина “Калейдоскоп сказок” Способствовать развитию правового сознания детей. Закреплять представления детей о своих правах. Викторина “Калейдоскоп сказок”

Эстафета “Защитники прав своих друзей в сказке”

Этюды “Герои сказок с нарушенными правами”

Итоговое Досуг “Поговорим о защите прав” Обобщить знания детей по разделу программы “правовое воспитание” Воспитывать чувство благодарности к тем, кто заботится о них, несет ответственность об их гражданских правах и обязанностях. Защита проектов “Мои права в семье, в детском саду”

Эстафета “Назови правильно”

Эстафета “Светофорики”

Игра “Право на здоровье”

Игра “Право на радость”

Игра “Право на образование”