Литературное чтение по программе З.Н. Новлянской, Г.Н. Кудиной. 3-й класс. "Запись текста как средство выразительности"

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 3


Тема: Запись текста как средство выразительности.

Цели учителя на данном уроке: создать условия, при которых у учащихся возникнет потребность выступить в роли редактора  или члена редакционного совета, и в процессе работы на практике применить теоретические знания по теме: «Способы записи текста как  средство выразительности».

Цели урока:

  • Работа учащихся в различных позициях – «теоретика», «критика»,  «редактора».  Проанализировать записи текстов и  применить закон художественной формы к разным художественным текстам.
  • Использовать теоретические знания записи текста, как необходимого  средства, при выполнении практических и творческих заданий. Попробовать свои умения при записи диалога,  в записи стихотворного текста,   в определении границ предложения, при расстановке порядка предложений в тексте с нарушенным порядком.  При творческой работе с текстом , через слова – признаки создать настроение рассказчика.
  • Вызвать познавательный интерес к работе редактора, повысить мотивационную сферу правильной записи текста.

Этапы урока.

  1. Вход в игру.
  2. Анализ текстов с дефектами записи. Выявление недочётов в записи предъявленных текстов.
  3. Постановка цели урока.
  4. Работа по группам  в редакционных советах.
  5. Презентация результатов работы, обсуждение.
  6. Выход из игры.
  7. Домашнее задание.

Психолого-педагогический замысел игры соответствует возрастным особенностям учащихся, позволяет прививать ученикам навыки общения при работе в группе.

Дидактический материал:

Стенгазета, в которую помещены не редактированные тексты: диалог с нарушенной формой записи диалога и пропуском знаков препинания, прозаический текст без соблюдения границ слов и предложений, стихотворный текст с нарушением порядка предложений, рифмы и ритма.

Термины: редакция, редактор, редактирование

ХОД УРОКА

1. Вход в игру

Учитель:На перемене вы прочитали, посмотрели газету, посвящённую первому зимнему месяцу – декабрю, этот  месяц  все ждут с нетерпением, так как в конце месяца нас ждёт праздник встречи с новым годом, и наступают долгожданные новогодние каникулы. Давайте подпишем, что эту газету выпустил наш 3 В класс, пусть все учащиеся школы и родители прочитают рубрики этой газеты, узнают о чём говорят ученики в декабре, какие пишут тексты о зимних забавах, какие стихи посвятили русские поэты зиме.

Учащиеся высказывают свои мнения, обращая внимания на неверную запись текстов
Если учащиеся не обратили  внимание на запись текстов на перемене, то необходимо   увеличить тексты  или показывать через проектор на уроке. Увеличенные тексты нужны и для анализа, и для выявления недочётов при фронтальной работе. Все   в классе должны увидеть недочёты записи.

Декабрьские разговоры

  • Андрей закричал на весь класс ура декабрь наступил а чему ты так радуешься удивилась Ира впереди каникулы и новогодний праздник ты сначала вторую четверть успешно окончи я буду стараться молодец

Снежная семейка

  • Ввоскресеньеслепилятрёхзамечательныхснеговиководинполучилсяогромнымисерьёзнымдругойпоменьшеиоченьдобрыйатретийсовсемкрохотныйивесёлыйстоятснеговичкиирадуютпрохожиххорошочтозимойестьснег.

Поэты о зиме.

  • Поёт зима – аукает,
  • кругом с тоской глубокою
  • мохнатый лес баюкает
  • седые облака.
  • стозвоном сосняка.
  • плывут в страну далёкую
  • ковром шелковым стелется,
  • прижались у окна.
  • воробышки игривые,
  • а по двору метелица
  • но больно холодна,
  • как детки сиротливые,

2. Анализ текстов с дефектами записи. Выявление недочётов в записи предъявленных     текстов.

Учитель: Выслушав ваши мнения, я поняла, что  вы не согласны подписаться под газетой, в которой выявлены недочёты. Давайте укажем, какие же неточности есть в работе этих авторов.

(По мере того, как ученики будут озвучивать недочёты, предварительно  зафиксированные недочёты,   учитель вывешивает  на доске)

 Неверная запись диалога
Пропуск знаков препинания
Нарушение порядка предложений
Не сохранён ритм записи стихотворного текста
Не соблюдены границы предложений
Не разделены слова в тексте или слитное написание всех слов
  Каждая строка стихотворного текста начинается с большой буквы

3. Постановка цели урока.

Учитель:Сможем ли мы исправить обозначенные нами недочёты? Умеем ли мы это делать?  В роли кого же мы должны выступить, чтобы исправить  эти недочёты?
Версии учеников: критики, авторы, читатели,…редакторы.
Редакторы – проверяют и исправляют текст,  прежде  чем пропустить текст в печать.
Чтобы не стыдно  подписаться под этой газетой,  наш класс превращаем в РЕДАКЦИЮ.
Редакция – отдел издательства, который готовит рукопись к печати.
– Чем же вы будете сегодня заниматься на уроке? Какую роль вам необходимо выполнить?
Для того,  чтобы легче вам справиться с новой для вас ролью вы будете работать в редакционных советах. Каждый совет отвечает за определённый вид текста, определитесь,  в каком совете желаете поучаствовать вы.

4. Работа по группам  в редакционных советах

Редакционный совет № 1 работает с текстами, построенными в форме диалога;
Записывают предложенный текст на ватмане в редактированном виде, в форме диалога.
Редакционный совет № 2  работает со стихотворными текстами;
Стихотворный текст дан в отпечатанном виде, но строчки перепутаны, учащиеся собирают текст, основываясь на рифму, облегчить  работу можно, отпечатав четверостишия на разной по цвету бумаге.
Редакционный совет № 3  работает с прозаическим  текстом;
Можно предложить данную работу выполнить на компьютере, а на экране предложить для обсуждения. Если такой возможности нет, можно записать текст на ватмане, отделяя слова, друг от друга,  расставляя знаки препинания.

Определяется место работы каждого совета, выдаются тексты для редактирования, учащиеся корректируют недочёты и готовят редактированный текст для общего обсуждения.
В каждом совете работают по 4-5 учащихся, в зависимости от количества обучающихся формируется  количество советов, по желаниям учащихся можно определить с какими текстами им хочется работать, а с какими видами затрудняются работать.

5. Презентация результатов работы. Обсуждение

Выполненные на ватманах редактированные тексты вывешиваются на доске, советы предъявляют результат работы.  Другие советы дают оценку, задают вопросы.

6. Выход из игры

– Определите, каждый для себя, какой для вас сегодня была работа на уроке? Выберите из предложенных определений то, которое соответствует вашему ответу, и поясните, почему? Можно добавить своё определение.

Работать мне на уроке  сегодня   было: ____________________________________
Сложно, т.к. __________________________________________________________
Неуверенно т.к. _______________________________________________________
Легко  т.к. ____________________________________________________________
Скучно т.к. ___________________________________________________________
Интересно т.к. ________________________________________________________
Познавательно т.к. ____________________________________________________

– Вы  узнали, чем занимаются работники редакций, сами поработали в роли редакторов. Каждый для себя сделал вывод, что для каждого вида текста существует своя форма записи,   важно знать правила записи текстов, быть внимательными при  записи текста и следить не только за содержанием мысли, но и за изложением её на листе.  Прошу вас не забывать роль редактора и всегда редактировать свои авторские работы перед предъявлением учителю.

7. Домашнее задание

Всем выдан одинаковый текст.

Наступил декабрь. Вот и пришла зима. Выпал снег. Подул ветер. Земля накрыта одеялом. Тишина. Мороз кусает щёки. На катке девчонки и мальчишки. Малыши катаются с горы на санках.

Цель работы с текстом:

Отредактировать текст,  создав настроение, при помощи слов признаков, которые вы добавите в текст.  А какое вы решите передать настроение, вычитают из вашего текста на следующем уроке одноклассники.

Приложение