Разработка урока по литературе Восточной Сибири в 5-м классе по рассказу С.К. Устинова "Любопытный бурундук"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомиться с произведением современного писателя, формировать знания о биографии писателя; учить выразительно читать, соблюдая нормы литературного языка; научиться выявлять авторскую позицию;

  • воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, показав познаваемость мира и его закономерности; привлечь внимание к уникальности прибайкальской природы; побудить детей задуматься о необходимость бережного отношения к животному и растительному миру;

  • развивать мышление через выделение главного в тексте, через сравнение и выявление общего и отличительного; развивать связанную речь, эмоциональность, любознательность; развивать творческое мышление, воображение.

Оборудование урока:

  • цветные репродукции или фотографии бурундука в природе;

  • сведения о биографии писателя; фотография писателя.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию.

На доске:

Снег замел пути-дорожки,
По тайге проходу нет.
Но, смотрите, на обложке
Кеши-лешего портрет.
Он к такому непривычен,
Он смущается слегка.
До чего же симпатичен
Леший – друг Сибирячка.
(Марк Сергеев. “Над облаками – облака”. Из записных книжек)

Вопрос для обучающихся:

– Как вы думаете, почему Марк Сергеев так пишет о писателе, чье произведение мы сегодня будем читать?

II. Слово учителя о С.К. Устинове

Эти стихи о Семене Устинове написал поэт Марк Сергеев, когда они вместе сотрудничали в журнале “Сибирячок”.
Весело работалось в журнале. Персонажи “Сибирячка”, озвученные Марком Сергеевым, пришли к своим читателям целой компанией, и среди них – неутомимый леший Кеша – Семен Климович Устинов. Как и положено лесному жителю, он знает о таежных обитателях все, а главное, любит все живое на земле. Он так и утверждает: “Пусть все живое живет”. Почему он стал своим в лесу? Как все начиналось?
Все начиналось с детства.
Семен Климович Устинов родился в Бурятии 1 сентября 1933 года в селе Унэгэтэй Заиграевского района.
Когда он был маленьким, в лес его брал отец, который был охотником, и поэтому тайга для мальчика стала родным домом. С тех пор прошло много времени. За эти годы Семен Климович окончил факультет охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института и стал биологом-охотоведом. Он получил назначение на работу не куда-нибудь, а в знаменитый Баргузинский заповедник, существующий на берегах Байкала с 1916 года.
Пять лет отдал Семен Устинов этой заповедной земле: был исследователем, полевым зоологом, старшим научным сотрудником. Будущий писатель свято оберегал все, что создано природой, одновременно наблюдая и изучая ее. “...Под ногами ползали крошечные муравьишки. Мы заинтересовались их жилищами, маленькие муравейнички почти целиком состоят из мелких камешков. Как же эти трудяги натаскали их, ведь камешки весят для них “сотни тонн”? – записал в своем дневнике 10 мая 1959 года Семен Устинов.
Наверное, с такого удивления перед природой и возникает в человеке желание поделиться с другими своими душевными открытиями, – так является в мир писатель. Менялись места работы.
Семен Устинов участвовал во многих экспедициях, работал в различных научно-исследовательских институтах, защитил диссертацию, получив ученую степень кандидата биологических наук. Об одной такой экспедиции пишет Валентин Распутин в своей книге “Сибирь, Сибирь...”: “...В нашу небольшую экспедицию согласился войти заместитель директора заповедника по науке Семен Климович Устинов. Лучшего товарища и желать было нельзя, мы имели возможность убедиться в этом и раньше. Для него любая тайга – дом родной...”
Как ученый Семен Устинов хорошо известен в научных кругах. Он член Байкальской комиссии Всероссийского общества охраны природы, состоит в Совете по природопользованию Сибирского отделения Академии наук, член американского общества териологов (исследователей млекопитающих), его работы опубликованы в Японии и США, в Скандинавских странах и в Швейцарии.

Но что такое кандидатская диссертация, научные статьи, рассчитанные на узкий круг специалистов, если о соболе – красавце сибирской тайги – большинство людей знают только как о “золотом” звере, царе дикой пушнины. Его нет даже среди персонажей русских народных сказок, о нем почти ничего не знают дети.
А Семен Устинов мечтает об умной, талантливой книге для детей об этом замечательном животном.
Может, поэтому на страницах “Сибирячка” и появился лесной персонаж леший Кеша со своими рассказами для детей.

– Что интересного о писателе вы узнали?
– Как вы думаете, почему именно образ лешего Кеши выбрал С.Устинов, работая в журнале “Сибирячок”?

III. Подготовка к восприятию рассказа. ТРИЗ-прием “Отсроченная отгадка”

– В произведении, которое мы сегодня будем читать, речь пойдет о животном семейства беличьих. Оно распространено в лесах, живет в норках, в пустотах среди корней или камней, в дуплах поваленных деревьев. На зиму запасает семена. Зимой впадает в непродолжительную спячку. Зверек хорошо лазает по деревьям, но в случае тревоги прячется в своих подземных или наземных убежищах. Активен в светлое время суток...
– Как вы думаете, о каком зверьке мы прочитаем рассказ? (О бурундуке.)

IV. Уточнение вводимых понятий

На доске: Рассказ – жанр эпоса; небольшое произведение, основу которого обычно составляет одно событие или происшествие.

– Давайте познакомимся с рассказом С.К. Устинова, в котором говорится об удивительных зверях. Возможно, вы узнаете что-то новое для себя о бурундуках.

V. Чтение рассказа вслух

VI. Беседа по вопросам

– Понравился ли вам рассказ?
– Какие чувства вы испытывали при чтении произведения?
– Как вы думаете, любит ли автор рассказа таежную жизнь и таежных животных?
– Где встречаются бурундуки?
– Что они предпочитают есть?
– В каком месяце рождаются бурундучата? Сколько их бывает в семье? Как долго они живут с мамой?
– Как оповещает бурундук о надвигающейся непогоде?
– Кто является врагами бурундука?
– Какие раскраски диких зверей существуют? Какова раскраска шерстки бурундуков?
– Что нового вы узнали о жизни бурундука в тайге?
– Как вы думаете, почему рассказ С.К.Устинова называется “Любопытный бурундук”? Какие еще определения можно подобрать, характеризуя этого зверька?
– Как автор относится к изображаемому? Найдите в тексте те места, где отношение автора проявляется наиболее ярко.

VII. Составление устных рассказов по своим воспоминаниям на основе предложенных фотографий

– Рассмотрите фотографии.
– Вспомните свои наблюдения за бурундуками в природе. Составьте устный рассказ по своим воспоминаниям.

VIII. Итог урока

– Вы узнали об особенностях поведения бурундука в природе и его отношении к встрече с человеком. Причем надо отметить, что это такой зверек, который может приручаться.
– Какие еще звери часто встречаются в лесах нашей местности?

IX. Домашнее задание

– Подобрать народные приметы, связанные с поведением животных.

Литература:

  1. Хрестоматия для 5–6 классов общеобразовательных школ “Писатели Восточной Сибири” / Автор-составитель: О.Н. Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007. – 304 с.
  2. Шахерова О.Н. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5–6 классов общеобразовательных школ. – Иркутск: ИПКРО, 2009. – 112 с.