Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения. Из опыта работы

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Цели и задачи обучения зависят от уровня и темпа развития общества, и от потребностей и возможностей общества, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики, то есть, напрямую связаны и зависят от требований, выдвигаемых государством к подрастающему поколению.

В новом тысячелетии наше государство развивается не в том направлении, как в XX веке, так что все отрасли его, так или иначе, меняют курс, согласуя его с общегосударственным. Изменения коснулись и образования. На смену традиционным методам обучения приходят новые. Но это не принципиально новые методы и технологии, а принципиально новый подход к процессу обучения, то есть, новые технологии достаточно свободно вписываются в традиционную систему, но при условии, что учитель изменит сам подход к процессу обучения, отношение к ученику, осознает, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не он; деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности. Уважение к личности и должно появляться в процессе общения с учеником в любых ситуациях, а не назидание и менторство; учёт особенностей физического, духовного, нравственного развития целостной личности ребёнка, а не отдельных его качеств.

Развитие образования должно идти эволюционно. Революционные преобразования ему противопоказаны. Необходимо, чтобы каждое нововведение было тщательно подготовлено и, в первую очередь, осознано и освоено учителями.

Личностно-ориентированное обучение, по самой своей сути, предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств. Уместно было бы понять, что имеется ввиду, когда мы говорим о личности обучаемого, будь то школьник, студент или умудрённый некоторым опытом взрослый человек, желающий повысить свою квалификацию через призму обучения.

Личность можно рассматривать через призму философского восприятия, психологического, социального и т.п. Но в данном случае нас в большей мере интересует структура личности, с тем, чтобы сориентироваться на ту или иную личностно-ориентированную систему обучения. Что бы обучение можно было считать личностно- ориентированным и наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:

  • уровень обученности в данной области знания и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретённый опыт;
  • особенности психического склада личности (память, мышление, восприятие, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);
  • особенности характера, темперамента.

Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным.

Проблеме разработки критериев оценки умственного развития ребёнка в отечественной и зарубежной психологии традиционно уделялось большое внимание (работы Н.А. Мечинской, Д.Н. Богоявлинского, Л.В. Занкова, Н.Д. Левитова, Д.Б. Эльконина и других).

Основные критерии оценки умственного развития школьников включают такие критерии, как: самостоятельность мышления, быстрота и точность усвоения учебного материала, быстрота умственной ориентировки при решении нестандартных задач, глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений, критичность ума, отсутствие склонности к необоснованным суждениям.

Личностно-ориентированный подход можно применить во многих современных методах и технологиях, главное, как уже было сказано выше, центрирование процесса обучения должно быть на ученика.

Как реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, например, в методе проектов? Прежде чем ответить на этот вопрос нужно сказать, что метод проектов, в сущности, не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 20е годы прошлого столетия в США. Его называли тогда “методом проблем”, который подразумевал необходимость показать детям их собственную заинтересованность в приобретении знаний, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Таким образом в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и “модным”, что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идёт о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И всё это называют “проектом”. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод проектов, то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то это технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проекты характеризуются по типологиям:

  • по количеству участников проекты бывают индивидуальные, парные, групповые;
  • по продолжительности- краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев);
  • по предметной содержательности- монопроекты (в рамках одного предмета), межпредметные;
  • по характеру контактов- внутренние, региональные, междугородние;
  • по доминирующей в проекте деятельности- исследовательские, творческие, ролевые(игровые), информационные, практикоориентированные.

Метод проектов может использоваться как во время уроков(урочная деятельность), так и внеурочно.

В своей работе я достаточно широко применяю метод проектов. С моей точки зрения этот метод в свете личностно-ориентированного обучения наиболее эффективно проявляет себя во внеурочной работе исследовательского характера,направленной на повышение интереса учащихся к предмету. Так, мне хотелось бы привести пример такой работы с учащимися Гимназии Екатериной Грабишиной и Надеждой Лаврухиной. Нашими проектами стали научные работы по стилистике языка: “Английский и Американский — варианты одного языка или разные языки?” (Е. Грабишина), “Некоторые стилистические особенности перевода произведения А.Конан Дойля “Затерянный мир” (Н. Лаврухина). Необходимо отметить, что эти гимназистки проявляли интерес к английскому языку не только как к средству общения (что является целью изучения иностранного языка в школе), но и как к сфере научно-исследовательской деятельности. Свою работу мы начали с выбора темы, чему предшествовали просмотр и обсуждение нескольких направлений и тем научных работ. Мы придерживались плана, который предусматривает работа над проектом:

  • постановка цели;
  • обсуждение возможных вариантов;
  • самообразование и актуализация знаний;
  • продумывание хода деятельности;
  • исследование;
  • обобщение результатов;
  • анализ успехов и ошибок.

Используя метод проектов в личностно-ориентированном подходе в обучении я увидела ряд положительных сторон. В нашем случае наиболее актуально то, что данная технология отвечает интеллектуальным возможностям и позволяет в полной степени реализовать потенциал учащихся.

Вашему вниманию предлагается мультимедийная презентация <Приложение 1> одной из выше указанных работ.

Вывод

Что же даёт метод проектов в системе личностно-ориентированного обучения?

Конечно же, в первую очередь, результативность, которая проявилась в том, что учащиеся, во-первых, имели возможность представить свои работы на разных уровнях - от школьного до регионального. Во-вторых, считаю, что проделанная работа стимулировала предметный интерес и, в определённой степени, повлияла на выбор профессии и учебного учреждения. Екатерина Грабишина является студенткой третьего курса Гуманитарного Факультета Тольяттинского Государственного Университета, а Надежда Лаврухина - студенткой третьего курса Филологического Факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета.