Художественная обработка материалов – вышивка крестом

Разделы: Технология


Раздел: Художественная обработка материалов.

Тема урока: Вышивка крестом.

Тип урока: обобщение знаний.

Цель урока: создать условия для повышения интереса учащихся к одному из древнейших видов декоративно-прикладного творчества – вышивке крестом.

Задачи:

  • познакомить учащихся с различными видами вышивки и особенностями вышивки крестом;
  • развивать возможности использования современных информационных технологий в вышивке;
  • воспитывать эстетический вкус, точность и аккуратность

Оборудование: ПК, медиапроектор, интерактивная доска, образцы готовых изделий с вышивкой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

  • Приветствие
  • Проверка готовности учащихся к уроку

II. Сообщение темы урока (Приложение 1)

Учитель: «Не то дорого, что красно, золото, а то, что доброго мастерства», – гласит древняя пословица. Наш народ всегда был богат на таланты. Время не донесло до нас имена многих удивительных мастеров, оставивших памятью себе на века своими прекрасными творениями их работы не утратили свой блеск по прошествии нескольких столетий.
Основным источником вдохновения народных умельцев являлась и является – природа. Технологии декоративно-прикладного искусства складывались на протяжении столетий. От отца к сыну, от матери к дочери передавалось умение чеканить, лепить, ткать, вышивать….
Художественное творчество развивается по законам красоты. Оно даёт каждому человеку возможность оценить свои способности.
Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.
  Вот одним из таких видов декоративно-прикладного творчества и является  – ВЫШИВКА. (Приложение 2)

III. Выступления учащихся

Вышивкой называется украшение изделий  из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, волос, жемчуг и драгоценные камни, ракушки, золотые бляшки и монеты…с появлением стальной иглы усовершенствовались старые и появились новые способы шитья и вышивания.
Наиболее древняя вышивка, дошедшая до наших дней, относится к V-VI векам до н.э.. они выполнены в Китае на шелковых тканях шёлком сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями.
В России вышивка также имеет древнюю историю. На Алтае в курганах хорошо сохранились вышитые украшения изготовленные в III-V в до н.э.
Ровесник Москвы, древний торговый город на Тверской земле, Новый Торг, позднее Торжок, прославившийся как центр златошвейного искусства на Руси, воспет не только Пушкиным но и самим народом – «Привези мне из Торжка два сафьянных сапожка» – посвятили ему восторженные строки.
В посёлке Мстёра Владимирской области сложился особый тип вышивки – так называемые владимирские швы. Это верхошов – односторонняя гладь, образующая застил только на лицевой стороне, а на изнаночной только стежки по контуру.
В Мстёре родилась не только владимирская гладь, но и белая гладь – где растительный орнамент выполняют белыми нитками по белой ткани. Чтобы рисунок получился рельефным – внутри делают настил.
В середине   XVIII века, в г. Александрове, той же Владимирской губернии, возникла цветная гладь, которая получила широкое распространение. Узор вышивают плоской двухсторонней гладью без настила.
Самая интересная и самая эффектная из всех вышивок – художественная гладь. Гладь с вливанием тонов. Изнаночная сторона по чистоте не должна отличаться от лицевой.
Не имеется точных данных о том, где и когда вышивка появилась впервые, и когда вышивание крестом стало отдельным видом рукоделия. Почти совсем не осталось вышитых работ, сделанных ранее ХII века. Но изображения предметов интерьера и одежды говорят о том, что вышивка возникла гораздо более раньше. По разным регионам России вышивание крестиком имело свои приемы и особенности. Но каждая вышивальщица, используя те узоры, которые были характерны для ее области, пыталась сделать их неповторимыми и индивидуальными. Вышивка крестиком делилась на городскую и народную. У городской вышивки не было прочных традиций, потому что она непрерывно видоизменялась под влиянием веяний моды, берущих истоки на Западе. А народная вышивка крестом всегда была напрямую связана с обрядами русского крестьянства и стародавними обычаями.
Учащаяся: Далее вы узнаете много нового об этой технике – «Вышивка крестом». (Приложение 3)

IV. Закрепление знаний

– Для закрепления всего материала по разделу «Вышивка» вам необходимо выполнить тест и определить свой уровень знаний.

Тест в программе «КРАБ» (Приложение 8)

V. Сообщение «Вышивка в современном мире» (Приложение 4, в сокращении)

VI. Физкультминутка

  1. Сидя на стуле – медленно переводить взгляд с пола не потолок и обратно (голова при этом неподвижна) 8-10 раз
  2. Сидя на стуле – медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8-10 раз.
  3. Круговые движения глазами в одном направлении и затем в другом. 4-6 раз
  4. Выполнить четыре моргания в течение 15-20 секунд.
  5. Закончили.

VII. Практическая работа «Создание рисунка вышивки крестом для учащихся 6 класса» (Приложение 7)

Создать сетку на рабочем листе для выполнения схем, выделив столбцы от А до ВV и задав их размер. В меню ФОРМАТ выделить: строка – высота строки 6,75; столбец – ширина столбца 0,75. получится 40страниц на одном листе. Сетку сохранить в меню ФАЙЛ. Создать рисунок с помощью цвета заливки каждой выделенной ячейки (клетки) по схеме.

VIII. Презентация электронной книги созданной учащимися класса в рамках раздела «Вышивка крестом» из серии «Сделай мир ярче»  (Приложение 5)

IX. Показ возможностей при использовании программы «Вышивка крестом» (лицензионный диск)

X. Представление работы кружка «Художественная вышивка» (Приложение 6)

XI. Демонстрация работ учащихся выполненных в технике «вышивка крестом», в рамках творческого проекта.

XII. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня на уроке мы ещё раз вспомнили все виды вышивки. Подробно остановились на одном из них – вышивке крестом. Вы достаточно хорошо освоили этот вид, вы можете украсить свой дом оригинальными, эксклюзивными вещами, доставив радость себе и своим близким. Вы составили рисунок для вышивки крестом, тем самым пополнили нашу кружковую копилку, и, конечно же, особого внимания заслуживает электронная книга, материал для которой вы собирали не один год, а пользоваться ею в дальнейшем могут многие.

Выставление оценок.

XIII. Домашнее задание – продолжить работу по вышивке. Принести для консультации теоретическую часть  проекта. Подобрать новый материал по пройденной теме.

Список литературы:

  1. Вышивка крестом // Валентина – 2007.  № 7, с.17.
  2. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д.Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы  / Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-графф, 2008. 256 с.
  3. В.Д.Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др. Технология: учебник для учащихся 6-9 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-графф, 2007. 240 с.
  4. Узоры вышивок // Узоры вышивок – 2006.  №12, с. 11.