Урок окружающего мира "Страна городов" с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа


Цель: дать представление о становлении и развитии городов Древней Руси

Задачи:

  • выяснить, где и каким образом строились города в древней Руси; дать первоначальное представление об истории образования Киева и Новгорода;
  • развивать умение работать по карте, обобщать и делать выводы;
  • воспитывать любовь к истории.

Оборудование: карточки, тест, кроссворд, учебник “Мир вокруг нас 4 класс” А. Плешаков, тетрадь, презентация “Страна городов”

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания – дифференцированный опрос;
  3. – индивидуальная работа по карточкам;
    – индивидуальная работа с тестом;
    – сообщение учащегося – ответ на вопрос.

  4. Сообщение темы – разгадывание кроссвордов.
  5. Работа над новым материалом.

– словарно-лексическая работа;
– сообщение учителя;
– работа с учебником;
– работа в тетрадях;
– работа с учебником;

5. Физминутка – упражнения для глаз.

6. Продолжение работы над новым материалом.

– индивидуальные сообщения учащихся по плану;
– сравнительный анализ;

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

– Опрос домашнего задания будет проходить в устной и письменной форме.

– Двое ребята будут работать по карточкам. (Сильные учащиеся)

Карточка №1 (Приложение 1)

А) Почему территория Древней Руси в 11 веке увеличилась?

Б) Где проходили торговые пути? С чем это связано?

Карточка №2

А) Как государство получило название “Русь”?

Б) Назовите положительные стороны принятия христианства.

– А другие двое ребят ответят на вопросы теста. (Слабоуспевающие учащиеся)

Тест по теме: “Во времена Древней Руси” (Приложение 2)

Если согласны с выражениями, ставьте “+”.

Если не согласны с выражениями, ставьте “-”.

  1. Древней Русью правил царь.
  2. Первым принял крещение князь Владимир.
  3. С принятием христианства на Руси стало развиваться строительство.
  4. Первым правителем у славян был Рюрик.
  5. Князя Владимира народ прозвал Вещим.

– Пока ребята работают по карточкам, хотелось бы услышать ответ на мой вопрос: “Почему князя Владимира народ прозвал Красным Солнышком?

Сообщение уч-ся.

– Став христианином, Владимир, как рассказывает древняя летопись, совершенно преобразился: из сурового и жестокого сделался добрым и щедрым. Боясь греха, он не хотел казнить даже разбойников. По христианским праздникам он устраивал пиры, на которые сходились люди. Больным и тем, кто не мог придти на пир, князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мед. Очень любил за эти качества Владимира народ. В песнях, былинах народ воспевал князя, называя его Красным Солнышком.

III. Сообщение темы

– Чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на уроке, вам предстоит разгадать кроссворды. Посмотрите на слайд. (Слайд 1-3)

Кроссворд №1

  1. Совершали набеги на Древнюю Русь.
  2. Защитник Родины в былинах.
  3. Там князь Олег повесил свой щит, когда брал Царьград.
  4. Этот князь прославился своими военными подвигами.
  5. Советники князя.
  6. Важное событие для Руси в 988 году.
  7. Здания для молитв, которые стали строить после Крещения Руси.
  8. При каком князе было принято христианство.

Кроссворд №2

  1. Первый правитель Древней Руси.
  2. Войско князя.
  3. Река, на которой происходило Крещение Руси.
  4. Как прозвали князя Олега.

– Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

(Сегодня речь пойдет о городах Древней Руси Киеве и Новгороде)

IV. Работа над новым материалом

– На нашем уроке будут встречаться слова, которые вы уже знаете и слова, значение которых вам предстоит узнать. А теперь внимание на доску. (Ребята объясняют лексическое значение известных слов, а новых учитель.)

1. Словарно-лексическая работа. (Слайд 4)

Купец – богатый торговец, успешно торгующий у себя в стране или за границей.

Ремесленник– человек, который владеет профессиональным ремеслом.

Варяги – так называли в Древней Руси наемных дружинников и купцов, пришедших из Скандинавии.

Вече – в Древней Руси: собрание горожан для решения общественных дел.

Князь– военный вождь славянских племен.

Кремль – городская крепость в старинных русских городах.

Ладья – большая лодка.

Мозаика– узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали.

Собор-главная церковь в городе, в монастыре.

Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке.

Ров – широкая и глубокая канава.

2. Сообщение учителя (Слайд 5)

– Чтобы начать разговор о городах, надо узнать, как появились города. У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости. Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другу заостренных дубовых бревен. Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять. Такие поселки-крепости со временем стали называться городами. В городах жили князья со своими дружинниками, купцы, ремесленники.

3. Работа с учебником стр.46.

– Как славяне защищали свои поселения? (Строили поселки-крепости, которые окружали крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные поселки были надежными убежищами.)

4. Работа в тетрадях (Слайд 6)

– Откройте тетради и, используя условные обозначения, показанные на слайде, постройте в нужном месте на берегу реки город.

– Покажите свои рисунки.

– С какой целью города были огорожены стенами?

5. Работа по учебнику стр.41.

– Найдите на карте города Киев и Новгород. На какой реке стоят эти города? (На реке Днепр).

– К какому морю ближе расположен Киев? (К Черному морю).

– А Новгород? (К Балтийскому).

– Ребята, у нас есть группа, которая самостоятельно работала с дополнительной литературой и приготовила материал по теме: “Страна городов” по следующему плану. Слайд Слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: что общего, и какие различия между Киевом и Новгородом?

V. Физминутка – упражнения для глаз

1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед –выдох.

2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.

3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

4. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки (5-6 раз)

VI. Продолжение работы над новым материалом

1. Индивидуальные сообщения учащихся по плану (Слайд 7)

План.

– История названия города

– Расположение и укрепление города

– Способы управления

– Архитектура городов

– Первое упоминание о городах

– Народное название городов

История названия города

Киев

Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.

Новгород

Почему же один из древнейших русских городов носит такое название на берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.

Расположение и укрепление городов

(Слайд 8)

Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути-и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в 11 веке. Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон

город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

Способ управления

Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым. Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече– это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам. На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил,

и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.

Архитектура городов

(Слайд 9-10)

Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками.

Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством. Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси. Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота главные ворота Киева. Они окованы листами

позолоченной меди и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей.

Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.

На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.

За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы.

Первое упоминание о городах

Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году. Город Новгород известен в истории с 859 года.

 

Народное название

Киев – “мать городов русских” Новгород – “господин Великий Новгород”

2.Сравнительный анализ

– Что общего между этими городами, и какие отличия? (Общее-укрепление городов. Отличия: разные легенды о происхождении, по-разному управляли городами, различные памятники архитектуры и год создания и другие.)

VII. Итог урока.

– Как произошло слово “город”? Докажи, выбрав из списка однокоренные слова к данному слову. Город, горка, огораживать, гореть, ограда, горевать, ограждение, горький.

– Перечисли, как славяне укрепляли свои города.

– Какие сооружения украшали Киев? А Новгород?

– Как управляли Новгородом? А Киевом?

– Что еще ты хотел бы узнать об этих городах?

VIII. Домашнее задание.

Знать лексическое значение слов: купец, ремесленник, варяги, вече, князь, кремль, ладья, мозаика, собор, фреска, ров.

Учебник стр.53-54, самостоятельно (обзорно), подготовиться к блиц – опросу по материалам учебника на стр.46-52.

Литература:

  1. А.А.Плешаков. Окружающий мир, 4 класс; Москва: Просвещение, 2007 г.
  2. О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”, 4 класс; Москва: ВАКО, 2007 г.
  3. У.А.Ляшенко. Окружающий мир, 2-4 классы. Дополнительный материал к разделу “Общество”, Волгоград: Учитель, 2007 г.
  4. Т.А.Соловьева. Исторические темы курса “Окружающий мир”,4 класс; Москва: ВАКО, 2006 г.