Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы (сценарий)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Ход мероприятия

Ученики стоят на сцене в два ряда, не по центру, чтобы в дальнейшем было место для исполнителей песни и жанровой сценки. Одеты строго: белый верх, тёмный низ, пилотки со звёздами. Очень важно, чтобы во время исполнения учащиеся стояли не шевелясь. Все перемещения по сцене не должны привлекать внимания основной группы учеников.

Начинает звучать метроном (на фоне слайда, изображающего вечный огонь)

Приложение 1. Слайд 1

Ученик 1 (отрывок из “Реквиема” Р.Рождественского)

Окончание демонстрации слайда

Ученик 2 (С.Васильев “Весна и Победа”)

Весна и Победа. Дни песен и света.
Два солнечных, дивно скрещённых луча.
Два счастья. Два свежих, два ярких букета,
Завязанных крепкой тесьмой кумача.

Ученик 3

Не длинные вопли воздушной сирены,
Не темень, не брызги стекла и камней –
Набухшие почки весёлой сирени,
Летучие гроздья салютных огней.

Ученик 4

Не ужас пожара, не мрак подземелья,
Не тяжесть тревожных холодных ночей –
Поток ликованья, раскаты веселья,
Хозяйский приветливый гомон грачей.

Ученик 5

Не горечь разлук, не прощальные речи,
Не тайные вздохи предчувствий глухих,
А близкие, полные радости встречи,
Не письма, а руки, писавшие их.

Звучит фрагмент песни (ПК) “Дымилась роща под горою…”
Демонстрация группы слайдов №2 (на время звучания песни, идёт подборка чёрно-белых военных фотографий)

Ученик 6 (В.Сидоров “Чем дальше мы уходим от войны…”)

Чем дальше мы уходим от войны
И нас с тобою тишина объемлет,
Тем всё сильней и явственней слышны
Её раскаты, вздыбившие землю.

Ученик 7

Чем дальше мы уходим от войны
И чем спокойней синие закаты,
Тем резче нам в закатной мгле видны
Огнём обугленные хаты.

Ученик 8

Чем дальше мы уходим от войны,
Сполна всю горечь этих лет познавши
Не понаслышке, не со стороны,
Тем ближе нам воспоминанья наши.

Ученик 9

Чем дальше мы уходим от войны
И чётче обнажаются вершины,
Чем полнозвучней Голос тишины,
Тем всё понятней, что мы совершили.

Жанровая сценка “В госпитале”.
Под музыку “Вьётся в тесной печурке огонь…”
Фонограмма (звучит один куплет и припев)

На сцене несколько юношей, переодетых ранеными бойцами, их перевязывают медицинские сёстры. Один из бойцов ранен легко (перевязана голова). Он поочерёдно приглашает на вальс сестричек. Важно, чтобы было действие: кто-то из бойцов пишет письмо, кого-то перевязывают, одна из медсестёр смотрится в зеркальце и т.п.

Ученик 10 (О.Дмитриев “Ещё о войне”)

От войны отвыкают.
Видят мирные сны.
Новых песен от нас время требует властно.
Но когда замелькают
Кинокадры войны,
То душа моя с этим никак не согласна.

Ученик 11 (А.Дементьев “Где-то около Бреста”)

Где-то около Бреста
Вдруг вошла к нам в вагон
Невесёлая песня
Военных времён.

Шла она по проходу
И тиха, и грустна.
Сколько было народу –
Всех смутила она.

Подняла с полок женщин,
Растревожила сны,
Вспомнив всех не пришедших
С той, последней войны.

Как беде своей давней,
Мы вздыхали ей вслед.
И пылали слова в ней,
Как июньский рассвет.

Песня вновь воскрешала
То, что было давно,
Что ни старым, ни малым
Позабыть не дано.

И прощалась поклоном,
Затихала вдали…
А сердца по вагонам
Всё за песнею шли.

Звучит песня “Журавли” в исполнении ученицы под аккомпанемент ученицы.

Ученик 12 (Ю.Мельников “Пока он жив и почести достоин”)

Пока он жив и почести достоин,
Пока крепит отечество своё.
Но будет день – уйдёт последний воин
Далёкой той войны в небытиё.
Вы, юные, позиций не сдавайте,
Для вас он рвал захватчиков кольцо…
Смотрите и навек запоминайте
Живого Победителя Лицо.

Ученик 13 (В.Фирсов “Первый учитель”)

Я помню сожжённые сёла
И после победного дня
Пустую,
Холодную школу,
Где четверо, кроме меня.

Где нам однорукий учитель
Рассказывал про Сталинград…
Я помню
Поношенный китель
И пятна – следы от наград.

Ученик 14

Он жил одиноко при школе.
И в класс приходил налегке.
И медленно
Левой рукою
Слова
Выводил
На доске.

Мелок под рукою крошился.
Учитель не мог нам сказать,
Что заново с нами
Учился
Умению ровно писать.

Ученик 15

Ему мы во всём подражали –
Таков был ребячий закон.
И пусть мы неровно писали,
Зато мы писали, как он.

Зато из рассказов недлинных
Под шорох осенней листвы
Мы знали про взятье Берлина
И про оборону Москвы.

Ученик 16

В том же самом году сорок пятом
Он как-то однажды сказал:
– Любите Отчизну, ребята, -
И вдаль, за окно, указал.

Дымок от землянок лучился
Жестокой печалью земли…
– Всё это, ребята, Отчизна,
Её мы в бою сберегли.

Ученик 17

И слово заветное это
Я множество раз выводил.
И столько душевного света
В звучанье его находил!

…А после
Поношенный китель
Я помню, как злую судьбу, -
Лежал в нём
Мой первый учитель
В некрашеном светлом гробу.

Ученик 18

Ушёл, говорили, до срока.
Все беды теперь позади.
Рука его
Так одиноко
Лежала на впалой груди.

Могилу
Землёй закидали,
И женщины
Тихо рыдали,
И кто-то негромко сказал:
– Медалей-то, бабы, медалей!
Ить он никогда не казал…

Ученик 19

Мой первый учитель!
Не вправе
Забыть о тебе никогда.
Пусть жил ты и умер не в славе –
Ты с нами идёшь сквозь года.

Тебе я обязан
Всем чистым,
Всем светлым,
Что есть на земле,
И думой о судьбах Отчизны,
Что нёс ты на светлом челе!

Звучит песня о войне (фонограмма) – фрагмент “Бери шинель…”
Демонстрация группы слайдов №3 (на время звучания песни, использованы чёрно-белые фотографии последних дней войны)

Ученик 20 (А.Твардовский “9 Мая”)

Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня.
Салют победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня.
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям, павшим и живым, –

Все: САЛЮТ!

Звучит песня “День Победы”. Демонстрация группы слайдов №4 (на время звучания песни, использованы цветные фотографии ветеранов, Парада, памятников и т.д.)