Урок-путешествие в сказку по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи" в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Важной стороной этого урока являются возрастные особенности учащихся 5 класса, где будет проводиться урок. Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Нам, учителям русского языка и литературы, приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 5 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, можно увлечь детей и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Итак, учитывая возрастные особенности детей, для проведения урока мною выбрана игровая технология. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи: помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть; помогая Елисею, мы должны обобщить знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры: ребята работают в группах – отрядах, выполняют задания и набирают жетоны. На доске отслеживается, чей отряд быстрее и качественно поможет Елисею. За быстрый и правильный ответ отряду будет выдаваться жетон. В конце урока подведутся итоги.
  • учебный материал используется в качестве средства (на различных препятствиях Елисея встречаются задания, связанные с темой урока);
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом: отряды помогли Елисею преодолеть очередное препятствие.

Для обеспечения активности учебного процесса, для достижения высокого уровня овладения грамматическим материалом на уроке также вы увидите элементы групповой технологии (групповая деятельность на уроке). Все задания ребята выполняют, работая в группе. Основные идеи этой работы – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Индивидуальная ответственность означает, что успех всего отряда (всей группы) зависит от вклада каждого ученика, каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и сильный, и слабый ученик затрачивает максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что когда оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех гораздо выше, чем на традиционных уроках.

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи”.

Форма урока: Урок-путешествие в сказку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация”.

Задачи урока:

  • Повторить теоретические сведения о главных и второстепенных членах предложения, их признаках;
  • Закрепить умение составлять словосочетания изученных видов, находить грамматическую основу и второстепенные члены предложения; безошибочно ставить запятую при однородных членах, при обращении, между частями сложного предложения, тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; знаки препинания при прямой речи;
  • Развивать словарный запас, коммуникативные умения.

Для проведения урока выбрана игровая технология. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи: помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть; помогая Елисею, мы должны обобщить знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры: ребята работают в группах – отрядах, выполняют задания и набирают жетоны. На доске отслеживается, чей отряд быстрее и качественно поможет Елисею. За быстрый и правильный ответ отряду будет выдаваться жетон. В конце урока подведутся итоги.
  • учебный материал используется в качестве средства (на различных препятствиях Елисея встречаются задания, связанные с темой урока);
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом: отряды помогли Елисею преодолеть очередное препятствие.

Для обеспечения активности учебного процесса, для достижения высокого уровня овладения грамматическим материалом на уроке также использованы элементы групповой технологии (групповая деятельность на уроке). Все задания ребята выполняют, работая в группе. Основные идеи этой работы – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Индивидуальная ответственность означает, что успех всего отряда (всей группы) зависит от вклада каждого ученика, каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и сильный, и слабый ученик затрачивает максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что когда оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех гораздо выше, чем на традиционных уроках.

Ход урока

Организационный момент

Ребята! Сегодня у нас открытый урок русского языка. Посмотрите, к нам пришли гости. Мы покажем им, как мы с вами работаем на уроках. Урок сегодня будет необычный – урок-путешествие в сказку “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”. Итак, начнем.

(Для эмоционального настроя звучит музыка из м/ф “Добрыня Никитич и Змей Горыныч”)

Палаты княжеские.

Давным-давно это было. На Руси правил князь. Была у него племянница – Любава. Полюбила Любава Елисея <Рисунок 1> – гонца княжеского. Князь был против их женитьбы. И чтобы разлучить Любаву с Елисеем, князь договорился с купцом Колываном <Рисунок 2> о похищении Любавы. А после объявил: “Кто Любаву спасёт, за того я отдам её замуж!” Узнав об этом, Елисей сразу помчался её спасать. Давайте поможем ему в этом.

Вы поделены на три группы. А так как в княжеской Руси дружина состояла из отрядов, то ваши группы будут называться отрядами. Задача каждого отряда - как можно быстрее помочь Елисею спасти Любаву и завоевать княжескую почесть. Мы на доске будем отслеживать, чей отряд быстрее и качественно помогает Елисею. За быстрый и правильный ответ отряду будет выдаваться жетон. В конце урока мы подведем итоги.

Проверим вашу готовность.

Задание 1

Кроссворд

Цель: отгадав этот кроссворд, вы узнаете по какой теме будут задания, с которыми столкнется Елисей.

Каждому отряду даются одинаковые кроссворды Приложение 1. Кто быстрее отгадает слово по горизонтали? (выдается жетон)

- Молодцы, … отряд.

Итак, все задания сегодня будут по теме “Синтаксис и Пунктуация”. Ребята, а что изучает синтаксис? (Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение) Что изучает пунктуация? (расстановку знаков препинания) Сегодня на уроке, помогая Елисею, мы должны обобщить знания по этой теме. Это наша цель.

Работа в тетради:

- Запишите в тетради дату, тему урока.

(В это время на доске открыть первую картинку с изображением реки <Рисунок 3>)

- Долго ли, коротко ли ехала дружина с Елисеем и вот вышла к реке.

Задание 2.

Река

Через реку мост, но огромный камень закрыл дорогу. А на камне – надписи с четырех сторон. Если воины по этим надписям правильно составят предложение, то камень откроет путь.

Ребята, на какие две группы делятся члены предложения? Что такое грамматическая основа предложения? Перечислите второстепенные члены предложения. Следующее задание помогает закрепить умение находить главные и второстепенные члены в предложении.

Выдается карточка с заданием каждой команде. Один ученик читает задание вслух:

Составьте предложение. Запишите его в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения:

  • из предложения Камень – преграда на твоем пути взять подлежащее (камень);
  • из предложения Этот камень упал с высокой скалы взять сказуемое (упал);
  • добавить определение из предложения Через глубокую реку не перейдешь (глубокую);
  • из предложения В одну реку не войдешь дважды взять обстоятельство, выраженное существительным с предлогом (в реку).

Команде, которая первой назовет предложение – жетон. Во время выполнения задания на доске перевернуть табличку с изображением избушки Бабы Яги <Рисунок 4>.

Итак, у вас получилось предложение Камень упал в глубокую реку. Назовите грамматическую основу предложения. Молодец, отряд… . Вы показали свои умения находить главные и второстепенные члены предложения. Таким образом, путь свободен, и мы можем идти дальше.

Задание 3

Избушка Бабы Яги

Перешел Елисей реку, а за ней – дремучий лес. В этом лесу стоит Избушка Бабы Яги. Выполняя задание от Бабы Яги, мы закрепим умение заменять словосочетание одного вида другим, будем развивать свой словарный запас.

Каждому отряду выдается карточка с заданием:

Замените сочетания двух существительных сочетаниями существительных с прилагательными. Запишите в тетрадь полученные словосочетания. Обозначьте главное слово в словосочетании.

Образец: хоромы князя – княжеские хоромы.

Лучи солнца, жители города, изба из дерева, сила богатыря, указ царя.

Отряд, выполнивший первым называет первое словосочетание, второй отряд – второе словосочетание, третий – следующее и так далее. За каждое правильно составленное словосочетание – жетон.

Во время выполнения задания на доске перевернуть табличку с изображением пещеры Змея Горыныча <Рисунок 5>.

Молодцы! Вы справились с заданием. Отряд … показал лучшие умения составлять словосочетания нужного вида. Баба Яга указала Елисею дальнейший путь.

Задание 4

Пещера Змея Горыныча

Долго Елисей искал Любаву и вот перед ним оказалась пещера Змея Горыныча, а вход в нее закрыт.

Давайте вместе с Елисеем поищем Любаву в пещере. Но чтобы открыть вход в пещеру, нужно выполнить задание на карточке. Цель этого задания – поупражняться в расстановке знаков препинания в соответствии с изученными правилами, обосновать их выбор.

Каждому отряду выдается карточка с заданием:

Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните постановку знаков препинания. Задание выполнять на карточке.

  1. Пещера следующее препятствие.
  2. Змей Горыныч помоги нам отыскать Любаву.
  3. Отдохните в пещере а утром продолжите путь.

Во время выполнения задания на доске перевернуть табличку с изображением терема купца Колывана <Рисунок 6>.

Отряд, выполнивший задание первым, отвечает первый.

При проверке задается вопрос:

- Какой еще знак препинания можно поставить во втором предложении?

За каждый правильно поставленный знак препинания – жетон. За существенные добавления другой команды – жетон.

Итак, выполняя это задание, мы вспомнили постановку тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными; постановку запятой в предложении с обращением; постановку запятой в сложном предложении. Лучше всех в этот раз потрудился … отряд.

В пещере Змея Горыныча Любавы не оказалось. Отправился Елисей дальше. Дошел он до терема купца Колывана.

Задание 5

Терем купца Колывана

Чтобы открыть ворота этого терема, надо выполнить следующее задание.

Цель этого задания: повторить знаки препинания при прямой речи.

Каждому отряду выдается карточка с заданием:

К словам автора допишите прямую речь, правильно расставьте знаки препинания при прямой речи.

1) Змей Горыныч сообщил: ______ .

2) _______ ! – возмутился Колыван.

3)______ ? – спросил Елисей.

Отряд, который выполнил задание первым, начинает отвечать, затем остальные отряды. Другим отрядам можно исправлять ошибки, допущенные соперниками. За это отряд получает дополнительный жетон.

Итак, мы повторили знаки препинания при прямой речи. С этим заданием лучше всех справился … отряд. Благодаря этим ребятам ворота терема Колывана открыты.

Задание 6

Цветочная поляна

Освободив Любаву от злого Колывана, решил Елисей набрать букет цветов и подарить его Любаве. И мы с вами в этом ему поможем.

Букет цветов.

Каждому отряду надо подобрать нужные лепестки к своей серединке и объяснить свой выбор. Цель этого задания – изобразить в виде схемы-цветка признаки второстепенных членов предложения.

На доске висит три серединки цветов, на них изображены: пунктирная линия, волнистая линия и пунктирная линия с точкой. Каждому отряду даются лепестки (12). На лепестках перечислены вопросы, значение этих второстепенных членов предложения, их название. Необходимо выбрать нужные лепестки к своей серединке, а затем вывесить их на доску к своей серединке и объяснить свой выбор. За каждый правильный ответ - жетон.

С этим заданием лучше всех справился … отряд. Молодцы! Красивый букет получился. Любаве он очень понравился.

Итог урока.

Вернулись наши герои к князю и приказал он созвать людей знатных, да гостей почётных и сыграли они свадьбу Елисея с Любавою.

Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Окинем на прощание мысленным взором еще раз наш путь.

Сегодня на уроке мы с вами обобщили и систематизировали знания по теме “Синтаксис. Пунктуация”. Мы многое успели сделать, помогая Елисею: повторили теоретические сведения по этой теме, составляли предложения, словосочетания, вспомнили правила расстановки знаков препинания, признаки всех членов предложения. Молодцы! Я довольна, что вы многое помните, вы хорошо поработали.

Подведем итоги: какой отряд набрал наибольшее количество жетонов.

Награждение победителей.

Всем выдается благодарность от Елисея и Любавы.

Отряд, который занял I место получают за урок “пятерки”, отряд, который занял “второе” место, получает “четверки”, третий отряд получает утешительный приз. Думаю, что они себя проявят в следующий раз.

Урок окончен. Всем спасибо.

Приложение