Урок-путешествие "Тайна третьей планеты". Повторение материала по теме "Имя прилагательное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Имя прилагательное”;
  • Формировать у учащихся мотивацию к изучению русского языка;
  • Прививать эстетический вкус, учить правильной красивой речи.
  • Развивать воображение

Оборудование урока:

  • карточки с заданиями (для учащихся),
  • детские рисунки на космическую тему,
  • аудиозапись композиции.
  • презентация (Приложение 1);
  • текст на каждую парту

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка цели урока

Это последний итоговый урок по теме “Имя прилагательное” не постой. Пройдет он в форме космического путешествия. Нам предоставляется уникальная возможность заочно побывать в космосе и вместе с тем обобщить наши знания по теме “Имя прилагательное”. Посмотрите внимательно на тему нашего урока. Она вам ничего не напоминает? (“Тайна Третьей планеты” К.Булычева)

3. Обобщение знаний по теме “Имя прилагательное”

Скажите, а в чем заключалось путешествие профессора Селезнева и его дочери Алисы? Мы тоже с вами попробуем разгадать тайну Третьей планеты по-своему. В чем она заключается, мы узнаем в конце нашего путешествия, когда пройдем все испытания на пути к ней. А задания будут связаны с правописанием и употреблением имени прилагательного в речи. Давайте рассмотрим маршрут нашего путешествия.

Издавна людей интересовали космические глубины своими непостижимыми тайнами. По нынешний день космическая Вселенная является самой большой загадкой для ученых. Люди, которые не могли ответить на вопросы, появления планет, движение их вокруг солнца начинали фантазировать, вымышлять то, что не могли объяснить с научной точки зрения. Родилось целое направление в литературе, которое получило название ФАНТАСТИКА. В свое время Кир Булычев сказал слова, ставшие афоризмом. Мы приступаем к первому этапу нашего путешествия – разминке.

  • Первый этап нашей игры – “Разминка команды”.

Обратите внимание на доску. Для начала давайте познакомимся с литературным термином афоризм. Афоризм – это краткое выразительное изречение, содержащее умозаключение.

Фантастика и историческая литература – родные сестры.

Как вы понимаете это высказывание?

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Какой знак препинания пропущен? Почему?

В этом предложении есть прилагательные. Назовем их. Какими членами предложения они являются?

  • Разминка прошла успешно. Следующий этап нашего путешествия называется “Выход в космос”.

Давайте вспомним, что такое имя прилагательное, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении. От правильности ответа зависит, отправимся ли мы в космос. Морфологический разбор имени прилагательного родные (по образцу)

Обобщение прилагательного как части речи.

  • Обратите внимание на экран (слайды + музыка).

В глубины бесконечной дали,
Что мы Вселенною зовем,
Галактик звездные спирали
Плывут в величии своем.

В то сил небесных проявленья,
Но мы не в силах их понять.
Отсюда звезд обожествленье
Ведь нам фантазии не унять.

Имен из мифов в хороводе
Созвездий, звезд или планет
Не счесть на нашем небосводе,
А может боги дарят свет,

Чтоб этой дивной красотою
Воображение будить
И чтобы лунною тропою
На землю ночью приходить.

  • Лексическая работа со стихотворением.

О чем стихотворение? Что хотел показать нам автор в нем? Как бы назвали?

В стихотворении встретилось словосочетание лунною тропою – в прямом или переносном значении употребляется? Как называется такое художественное средство? (метафора). Почему в этом слове пишется 2 буквы -н-? (Вспоминаем правило.)

  • Следующий этап нашего путешествия “Включение скорости света”. Преодолеем его, если справимся со следующим заданием. Правописание н- и –нн- проверим цифровым тестом.

Странный, диковинный, туманный, лунный, сонный, сокровенный, таинственный, земляной, серебряный, стеклянный, кожаный, необыкновенный.

  • Проверка на экране, все слова высвечиваются (взаимопроверка с объяснением)

Обратите внимание на слово необыкновенный, чем оно интересно? Пора вспомнить и другие орфограммы прилагательных.

  • Впереди самое трудное препятствие на пути к Третьей планете – “Метеоритный дождь” (дифференцированная работа: карточка раздается на ту орфограмму, которая западает у ученика, для сильных учеников комплексный набор орфограмм)

Необыкновенное растение, туманно – мглистое пространство, звездно- синяя даль, ярко-лазурное небо, неземная красота, безграничные своды, безбрежный луг, беззвучное очарование, недлинный, а короткий стебель, беспредельные возможности, отнюдь не высокое дерево, неимоверная тишина, бледно-лиловый кустарник, труднодоступная местность, северо-западное направление, иссиня-черная земля, необычные обитатели.

  • Самопроверка с объяснением по экрану. Все слова распределены в три столбика. Почему? (правописание сложных прилагательных, правописание не с прилагательными, правописание приставок).

3. Подведение итогов

– Давайте вспомним, с какими орфограммами правописания прилагательных мы познакомились (схема).

Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.

  • Пятый этап: Третья планета (весь маршрут путешествия)

Вот мы и добрались до Третьей планеты.

На экране высвечивается серое изображение Третьей планеты. Что-то печально она выглядит, сравним ее с Землей. Что же поможет ей стать яркой и пленительной? (Красочное описание)

Не для кого из нас не секрет, что именно прилагательные украшают нашу речь. Напомните, а как называются красочные прилагательные в художественном тексте? (эпитеты). Посмотрите на выполненное задание. Что общего есть во всех этих словосочетаниях? (тема, эпитеты) Конечно, все эти словосочетания можно использовать в описании планеты, именно это позволит сделать из серой и туманной планеты яркую и пленительную.

Обратите внимание на ваши рисунки. У каждого планета получилась своя, необычная. Теперь попытаемся нарисовать планету словом, этим мы и раскроем ее тайну.

4. Работа над отрывком рассказа Рея Бредберри

В художественной литературе мы найдем массу описаний таинственных, неизведанных планет. Посмотрите, какая необыкновенная планета получилась у писателя-фантаста Рея Бредберри. Я прочитаю отрывок из его рассказа, а вы подумайте, как можно назвать текст.

Дождь шел уже семь лет: тысячи дней, наполненных дождем, сплошь состоящих из дождя; гул и дробь ливня, хрустальные водопады града, неистовые ураганы, словно цунами, что затопляют острова. Тысячи лесов истребил дождь, и тысячу раз они возрождались, чтобы снова погибнуть. Так всегда было на планете Венере, и такой ее знали собравшиеся в классе школьники… Вдруг дождь перестал. Появилось солнце. Оно было очень большое, цвета пламенной бронзы. Его окружало ослепительно голубое небо. Лес горел в лучах солнца. Деревья росли прямо на глазах, неистово, буйно. Подстёгнутые быстротечной весной, мясистые ветви тянулись вверх, расцветали, извивались, как щупальца осьминога. Лес много лет лишенный солнечных лучей, был цвета резины и тепла, камня и сыра, чернил и луны. Но всё это продолжалось лишь мгновение… Прогремел гром. Миг – и, словно листья, подхваченные порывом ветра, взлетели в высь. Тучи, толкая друг друга, понеслись по небу. Засверкали молнии, ближе, ближе… внезапно стало темно, как в полночь. Упала тяжелая, холодная капля дождя…

Как бы назвали? А вот Рей Бредберри назвал свой рассказ “Лето в один день”.

К какому стилю относится текст? Докажите. Тип текста?  Что хотел сказать автор?

Прочитайте еще раз по себя и подчеркните карандашом яркие выражения, которые вы могли бы использовать в своем описании таинственной планеты. (Называют эпитеты, метафоры.) Скажите, а чего коснулся автор в своем описании? (Лес, деревья, небо, солнце, растения.) Что еще может быть необычно на фантастической планете? (План.)

В описании важно еще и то, чтобы он был непохожим на все другие. Постарайтесь найти что-нибудь свое в описании пейзажа загадочной планеты. Послушайте, как это сделал Антуан де Сент-Эзюпери в своем произведении “Маленький принц”

На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они снят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная, сорная трава, надо вырвать ее с корнем, как только узнаешь. И вот на планете маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражены ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он понижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов очень много, они разорвут ее на клочки.

Что необычного было на планете Маленького принца?

Итак, приступайте к работе над черновиком. Чтобы легче было начать свое описание, вот вам начальные предложения.

(экран) Наконец, мы добрались на таинственную Третью планету. Наш космический корабль удачно приземлился. Удивительное зрелище открылось нашим глазам…

(За 3 минуты до конца урока зачитать удачные черновики.)

5. Домашнее задание

Доработать черновики.