Развитие связной речи у дошкольников старшего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Методы и приемы, способствующие запоминанию смыслового содержания текста:

  1. Вопросы к детям.
  2. Рассуждения о происходящих событиях в рассказе.
  3. Вопросы друг другу. Ответь на вопросы.
  4. Инсценировка рассказа «Три котенка» с использованием заместителей.
  5. Драматизация рассказа «Три котенка».

Старший возраст дошкольников

Пересказ – это повествовательное высказывание. Дети знакомятся с его структурой (начало, середина, конец). В инсценировках и драматизациях происходит творческое преобразование текста от лица разных героев.
Пересказ от лица разных героев в старшем возрасте вполне уместен, так как у детей появляется способность представлять себя на месте другого лица.
Работа с готовыми текстами и их пересказ – это большие возможности в качестве средства речевого и языкового развития детей.

Задание 1. Пересказ рассказа «Три котенка» Сутеева.

Задание для детей: Послушайте, а затем расскажите, что вы узнали нового из этого рассказа. Чем больше вы будете рассказывать, тем больше вы получите фишек.
Ребенок рассказывает, используя заместители: черный, белый, серый кружочки для котят, серый овал – для мышки, белый овал = для банки, зеленый круг – для лягушки, черный цилиндр – для трубы, голубой овал – для пруда.

После пересказа детям задаются вопросы:

1. Что нового вы узнали из этого рассказа?
2. Почему котята не поймали мышь?
3. Куда прыгнула лягушка?
4. Почему она это сделала?
5. Что происходит с телом лягушки, когда она чувствует опасность?

После рассуждений и ответов на вопросы дети подсчитывают фишки и складывают их в шкатулочку.

Задание 2. Рассуждение над происходящими событиями в рассказе.

Эта форма работы способствует улучшению и более подробному, связному пересказу. Благодаря продуманным вопросам (воспитатель накануне продумывает вопросы), дети припоминают отдельные факты из личного опыта, у них формируется умение доказывать свое суждение. Дети учатся говорить сложноподчиненными предложениями. Дети с удовольствием слушают, как рассуждает их сверстник. А ребенок гордится собой, если он смог заинтересовать других.

Рассуждения детей над происходящими событиями в рассказе «Три котенка» Сутеева.

1. Ребята, вы помните рассказ «Три котенка»?
2. Какие происходили события в этом рассказе?
3. Почему мышь, лягушка, рыбка не подождали котят?
4. Что можно было сделать котятам, чтобы мышь не убежала от них; лягушка не ускакала от них?

Воспитатель: Для животных такое поведение возможно только в сказках или в жизни тоже?

Итог: У природы свои законы и правила.

Задание 3. Вопросы друг другу. Ответь на вопросы.

Воспитатель: Ребята, вспомните рассказ «Три котенка» Сутеева и немного подумайте над вопросами, которые зададите друг другу по содержанию этого рассказа.

Вопросы и ответы на них:

Дети задают примерно такие вопросы:
– Почему котята не догнали мышь?
– Почему лягушка ускакала от котят?
– Почему рыбка уплыла от котят?

Задача взрослых: научить ребенка задавать более сложные вопросы, способствовать тому, чтобы вопросы были более осмысленные.

Например:

– Что надо было сделать котятам, чтобы мышь не убежала от них?
– Ребята, сейчас мы с вами поучимся задавать другие вопросы, чтобы узнать, что делали персонажи рассказа более подробно. Поможет мне Полина. Полина, спроси у меня о том, что делала мышь, когда ее увидели котята.
– Котята увидели мышь. Она сидела в уголочке и грызла зернышко, поглядывая по сторонам.
– Этот же вопрос Полина задает любому из вас, но нужно ответить по-другому, не так как я ответила.
– Егор, что делала мышь, когда ее увидели котята?
– Она пробегала вдоль стеночки.
– Егор ответил по-другому, он справился с заданием.
– О том, что делала лягушка, когда ее увидели котята, спросит Ваня. Расскажи.
– Ага: она прыгала из травки на дорожку.

Дети просят рассказать друг другу о том, что делали персонажи рассказа.

Итог: Сегодня вы учились задавать друг другу вопросы о том, что делали персонажи в рассказе. На следующий раз поучимся рассказывать о том, как чувствует себя животное, когда оно испугалось другого животного.

Задание 4. Инсценировка рассказа «Три котенка» Сутеева, используя заместители: 3 белых кружочка, 3 черных кружочка, 1 серый кружочек – для котят, 1 белый овал для банки, 1 черный цилиндр для трубы, 1 серый овал для мыши, 1 зеленый круг для лягушки, 1 оранжевый овал для рыбки.

Воспитатель: Сейчас мы поучимся инсценировать рассказ, используя заместители. Вы будете котятами – вот вам кружочки. Ты будешь держать в руках банку. Что из этих фигур тебе понадобится? – белый овал. Какую фигуру используем для трубы?
– Черный цилиндр (Возьми, Настя, эту фигуру).
– А вот этот голубой овал используем для пруда, в котором жила рыбка. Для рыбки нам пригодится оранжевый овал.
– В инсценировке котята влезают в банку, проползают по трубе, прыгают в воду – выполняют движения, соответственно образу. Лягушка, мышь, рыбка – выполняют движения, имитирующие этих животных. Банка, труба, пруд – являются для детей ориентирами.

Инсценируя рассказ с помощью заместителей, дети лучше вживаются в роль, у них осмысленно развивается выразительная речь: повествовательная, вопросительная, восклицательная. Дети учатся следить за смысловым содержанием и стараются не допускать пауз.
В инсценировках обязательно взрослый или ребенок говорит слова автора. Участники ориентируются на реплики автора.

Задание 5. Драматизация рассказа «Три котенка» Сутеева.

Для участников нужны: 3 шапочки для черных котят, 3 шапочки для белых котят, 1 шапочка для серого котенка.

Для декорации нужны 3 полотна с аппликациями:

  • банка с мукой,
  • плетень с цветами, травой, трубой,
  • пруд с рыбками.

Для более эмоциональных впечатлений – музыкальное сопровождение.

В драматизациях взрослый или ребенок исполняет роль автора. Зрители следят за продолжением событий, благодаря исполнителю роли автора и получают информацию к дальнейшим событиям.

Драматизация – очень эффективный прием обучения пересказыванию. Он требует определенной подготовки (шапочки, элементы костюмов, заучивание ролей).
Ценность этого приема: Зрители и слушатели видят выразительные движения, слушают грамотную речь, понятные высказывания, следят за смысловым содержанием. Участники стараются играть так, чтобы понравиться своим сверстникам, охотно идут выступать в другую группу.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3