Использование ресурсов информационно-поисковой системы как средства оптимизации процесса обучения иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Одним из важных аспектов в деятельности педагогов МОУ г. Мурманска гимназии № 4 является поиск самых доступных, перспективных и интересных для учащихся методов и приемов обучения.

Тема работы гимназии: “Интеграция как условие реализации компетентностного подхода в образовании”.

В гимназии реализуются следующие профили:

  • физико-математический (10–11-е классы);
  • информационно-технологический (10–11-е классы);
  • социально-экономический (10–11-е классы);
  • химико-биологический (11-й класс)

Внедрение ИКТ в учебный процесс – одно из ведущих направлений в работе педагогов гимназии.

Гимназия – активный участник регионального проекта “Школа информатизации”.
Основные задачи в рамках регионального проекта “Школа информатизации”:

  • Обеспечение развития сложившейся методологии образования гимназии за счет использования преимуществ ресурсов сети Интернет
  • Внедрение ресурсов сети Интернет в образовательную и управленческую деятельность
  • Обучение педагогических и руководящих кадров
  • Повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся
  • Формирование у участников образовательного процесса навыков использования ресурсов сети Интернет для решения творческих образовательных программ
  • Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе
  • Создание условий для персонального доступа к ресурсам сети Интернет обучающимся и сотрудникам гимназии

Цели:

  • Получение нового качества образования
  • Создание модели системного внедрения ресурсов сети Интернет в образовательный процесс

Уроки, проводимые с использованием образовательных ресурсов сети Интернет, всегда подразумевают активную творческую деятельность обучающихся, в рамках которой новые знания, умения и навыки приобретаются ими самостоятельно за счет достижения требуемого результата с использованием средств информатизации.

Ключевыми направлениями в работе МО учителей английского языка в условиях информатизации образования являются:

  • создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих процесс внедрения информационных технологий в образовательный процесс и вхождения в глобальное информационное пространство;
  • организация активной “внепрограммной” информационно– поисковой деятельности гимназистов;
  • участие в сетевом взаимодействии учителей

Члены МО прошли курсы обучения по программам:

  • “INTEL: обучение для будущего” (Токарева Е.В., Овчинникова М.Г, Столоногова Ю.Н.);
  • “Создание интерактивных учебных пособий во Flash” (годичные курсы под рук. Томиловой Е.А. при поддержке АПК и ППРО г. Москва и Microsoft – Добряк С.Н.);
  • “Новые технологии в преподавании иностранного языка и методика их использования” (дистанционные курсы учителей и преподавателей англ. языка, владеющих основами работы на ПК – Токарева Е.В., Волченкова Г.И.);
  • “Learning Technologies. Teacher training course (British Council, Russia)” (дистанционно заочно + on-line – г. Москва – Добряк С.Н.)

Состав МО и основные аспекты деятельности в рамках обозначенной темы

Волченкова Галина Ивановна – учитель английского языка высшей квалификационной категории, заместитель директора по УВР, куратор МО учителей иностранного языка гимназии, Заслуженный учитель РФ.
Успешно внедряет в учебный процесс инновационные технологии обучения, является разработчиком Концепции лингвистического образования в многопрофильной гимназии неязыкового типа, имеет печатные работы по проблеме организации методической и научно-исследовательской деятельности педагогов гимназии

Токарева Елена Владимировна – учитель английского языка высшей квалификационной категории, руководитель методического объединения учителей иностранного языка гимназии.
Много внимания уделяет организации активной “внепрограммной” информационно-поисковой деятельности гимназистов.
Тезисы выступления “Использование Интернет-технологий и Интернет-ресурсов в обучении ИЯ” на городской НПК РО “Информатика – 2009” опубликованы в Материалах конференции (отмечена в приказе комитета по образованию администрации г. Мурманска № 575 от 02.04.09. за активное участие в работе НПК, актуальность и практическую значимость представленных материалов по использованию ИКТ в ОП).
Организатор создания собственных информационных ресурсов членами МО.
Имеет публикации на сайте Сети творческих учителей России

Зорина Наталья Николаевна – учитель английского языка первой квалификационной категории, руководитель секции “Лингвистика (английский язык)” школьного научного общества “Радикал”.
Одной из первых освоила технологию развития критического мышления учащихся на уроках английского языка.
Опыт работы “Внеурочная деятельность: использование дистанционного обучения для развития мотивации учащихся к познанию и творчеству” представлен на городском семинаре “Использование ресурсов информационно-поисковой системы как средства оптимизации процесса обучения ИЯ” – 09.02.09.

Овчинникова Марина Георгиевна – учитель английского языка первой квалификационной категории.
Активно использует технологию проектного обучения в образовательном процессе (в том числе и Интернет – проекты)
Опыт работы “Информационная поддержка ЕГЭ” представлен на городском семинаре “Использование ресурсов информационно-поисковой системы как средства оптимизации процесса обучения ИЯ” – 09.02.09.

Добряк Светлана Николаевна – учитель английского языка первой квалификационной категории.
Является координатором в Сети творческих учителей по Мурманской области; имеет публикации на сайте Сети творческих учителей России.
Опыт работы Интернет – сообщества профессионального общения педагогов в Сети творческих учителей” представлен на городском семинаре “Использование ресурсов информационно-поисковой системы как средства оптимизации процесса обучения ИЯ” – 09.02.09. и на городской НПК РО “Информатика-2009” (отмечена в приказе комитета по образованию администрации г. Мурманска № 575 от 02.04.09. за активное участие в работе НПК, актуальность и практическую значимость представленных материалов по использованию ИКТ в ОП).
Участник рабочих семинаров Microsoft для координаторов портала “Сеть творческих учителей” (г. Москва).

Столоногова Юлия Николаевна – учитель английского языка второй квалификационной категории.
В системе использует модули ФЦИОР на уроках английского языка в начальной и основной школе.
Опыт работы “Методические рекомендации по работе с порталом ФЦИОР. Работа с модулями” представлен на городском семинаре “Использование ресурсов информационно-поисковой системы как средства оптимизации процесса обучения ИЯ” – 09.02.09.

Угаркина Юлия Юрьевна – учитель английского языка, молодой специалист (стаж работы 1 год).
Является соискателем кандидатской степени на кафедре методики обучения и воспитания средствами иностранного языка при Российском государственном педагогическом университете имени А.Герцена.
В системе использует модули ФЦИОР и другие Интернет-ресурсы на уроках английского языка в основной школе.
Участник городской декады молодого специалиста “Педагогическая надежда” (декабрь, 2009)

Девиз учителей иностранного языка гимназии:

  • учить быстро;
  • учить с верным успехом;
  • учить основательно;
  • учить с ориентацией на личность гимназиста
    “Обучаем, развиваем, воспитываем…”

Методические темы членов МО в 2009–2010 учебном году

  1. Методика создания и использования интегрированных компьютерных презентаций на уроках англ. языка
  2. Создание программных электронных ресурсов по предмету в среднем звене
  3. Использование технологии развития критического мышления на уроках англ. языка (с применением электронных программных ресурсов)
  4. Интернет – технологии в работе учителя
  5. Создание интерактивной анимации с помощью Flash-технологий для начальной школы

Деятельность МО выстраивается в рамках внедрения современной модели образования (Проект государственной программы “Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 гг.”):

I. Обновление содержания и технологий образования
1.1. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов; реализация компетентностного подхода
1.2. Модернизация методов и форм обучения. Эффективное использование возможностей современных ИКТ

II. Обновление типологии и структуры образовательных учреждений

III. Расширение круга дополнительных образовательных услуг

IV. Создание механизмов обратной связи образования и общества

V. Использование механизмов кадрового обновления

Модернизация методов и форм обучения. Эффективное использование возможностей современных ИКТ:

  • использование проектных методов, вовлекающих школьников в практическую деятельность
  • создание библиотек цифровых образовательных ресурсов
  • использование модели дистанционного обучения
  • использование информационно-коммуникационных технологий
  • использование новых методов оценивания, отражающих индивидуальные творческие образовательные достижения ребенка
  • использование специфических методов и подходов к обучению на разных возрастных ступенях

Общероссийские образовательные порталы, используемые в работе учителей МО:

  • Сайт Министерства образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru
  • Федеральный портал “Российское образование”: http://www.ed.gov.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://eor.edu.ru
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru
  • Федеральный портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”: http://www.ict.edu.ru
  • Поисковые системы российского сегмента сети Интернет: интеллектуальная поисковая система NIGMA: http://www.nigma.ru
  • Международные поисковые системы: поисковая система Live Search: http://www.live.com
  • Ресурсы для обучения чтению, письму, аудированию, говорению
    http://www.eslgold.com
  • Ресурсы для обучения говорению, возможно использование системы Skype
    http://www speak-English-today.com

Система обучения иностранному языку на всех ступенях обучения в МОУ г. Мурманска гимназии № 4

Инвариантная часть учебного плана

Классы 2–4 5–11
Количество часов в неделю 2 3

Начальная школа (2–4-е классы)

Авторская программа Биболетовой М.З. УМК “Enjoy English” – 2, 3, 4

Основная школа: 5 – 9 классы

Авторская программа Биболетовой М.З. УМК “Enjoy English” – 5–6, 7, 8, 9

Старшая школа (10–11-е классы)

Примерные программы по иностранному языку (базовый уровень)
УМК под редакцией Кузовлева В.П. “English – 10-11”

Дополнительно:
“Оксфордские тесты по английскому языку для подготовки к Единому государственному экзамену” (Одобрено Федеральным институтом педагогических измерений)– сост. Mark Harrison; консультант В.Н. Симкин. – Oxford University Press, 2007.

Примечание: ко всем курсам членами МО разработаны собственные информационные ресурсы, сделаны отбор и классификация готовых цифровых образовательных ресурсов по изучаемым темам

Вариативный компонент учебного плана

5 “А Б В” классы – факультатив “Enjoy English” – I полугодие
7 АБВ классы – факультатив “Дружеские встречи с английской грамматикой”
9–11-е классы – элективные курсы (по выбору учащихся):
 English on Business
** Many Men – Many Minds
** Friendly Meeting with English Grammar
** Every Day English in Dialogues
2–11-е классы – дополнительная внеурочная деятельность
** участие в олимпиадах, конференциях, телекоммуникационных конкурсах и викторинах

Итоги педагогической деятельности МО учителей английского языка гимназии

Методическое объединение учителей английского языка достигает значительных результатов в обучении гимназистов, которые успешно участвуют в различных Всероссийских телекоммуникационных олимпиадах, викторинах и конкурсах; в городском фестивале творчества школьников на иностранных языках “Вдохновение”, в городских и региональных олимпиадах по предмету. Учащимися подготовлены всевозможные электронные презентации по изучаемым темам.
Несмотря на то, что гимназия не является языковой, качество знаний по английскому языку достаточно высокое: 75-80% гимназистов обучаются на “4” и “5” по итогам года.
Гимназисты подтверждают высокий уровень подготовки по предмету на переводных и выпускных экзаменах, в том числе и в формате ЕГЭ.
Методическим объединением накоплен разнообразный дидактический материал по предмету по разным видам речевой деятельности (в том числе и в электронном виде); внедряются современные образовательные технологии: проектная, информационные, технология развития критического мышления, процессуально-ориентированная, “обучение в сотрудничестве”. Большое внимание уделяется работе педагогов над методической темой и повышению их методического мастерства.

Качество знаний по английскому языку
(уровень образованности – количество обучающихся на “4” и “5”)

Результаты олимпиад

Научно-практические конференции школьников

Городской фестиваль школьников на иностранных языках “Вдохновение”

  

Рейтинг образовательных учреждений г. Мурманска по результатам ЕГЭ
по английскому языку в 2009 году
Средний балл по городу – 71, 3
Средний балл по гимназии № 4 – 89
(учителя Волченкова Г.И., Овчинникова М.Г.)

Следует помнить!!!

  • современные информационные ресурсы не станут действенным инструментом, поддерживающим учебный процесс, пока сам учитель не начнет активно использовать эти возможности
  • максимальный педагогический эффект достигается лишь при условии разумного включения ресурсов информационно-поисковой системы в сложившуюся методическую систему работы учителя и создания особой увлекательной среды учебного познания

“Отдайте человеку – человеческое, а вычислительной машине – машинное. В этом должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин” /Н. Винер/ Оптимизация – выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных

В презентации использованы материалы учителей английского языка МОУ г. Мурманска гимназии № 4: Волченковой Г.И., Токаревой Е.В.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

3.02.2010