Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • расширение знаний учащихся о безударной гласной в корне слова;
  • формирование умения обосновывать написание слов, распознавать орфограммы;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти, связной речи учащихся,
  • учить работать в парах;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • карточки со словами,
  • карточки с дифференцированными заданиями для работы в группах,
  • фонограмма песни для физкультминутки,
  • иллюстрации животных.

По образовательной цели – это урок повторения.

По типу – проблемно-диалогический.

Форма работы – коллективная, в парах.

Ход урока

1. Организационный момент.

В начале урока применяю упражнения в занимательной форме, которые способствуют повторению правильной посадки детей.

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас друзья не скрою,
Карандаш вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Такие упражнения создают эмоциональный настрой детей на работу.

2. Гимнастика для кисти руки.

Выполняются упражнения:

  • пальчики здороваются,
  • кольцо (с ускорением темпа),
  • растирание ладошек, а затем с карандашом,
  • кулак-ребро-ладонь (с ускорением темпа).

Включение пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развития речи детей, вызывая у них подъем и разрядку нервно-психического напряжения. В 1-м классе постоянно включаю такие упражнения, так как это и игра, и полезно для детей.

3. Минутка чистописания. Актуализация знаний. Минутка чистописания становится “ мостиком ” к теме.

Учитель: Посмотрите на доску. Что вы заметили?
Дети: На доске записаны гласные буквы, есть одинаковый элемент.
На первой строке – гласные, обозначающие твердость согласного, на второй строке – гласные, обозначающие мягкость согласного.
Учитель: А что вы знаете о гласных звуках?
Дети: Гласные образуют слог, бывают ударные и безударные.
Учитель: Запишите эти гласные, но узор придумайте другой.
Упражнения такого вида дают возможность выявить, на что способны ученики, в том числе и “ слабые”, В таких видах учебной деятельности, как наблюдения или практические действия, помочь менее продвинутым учащимся через ответы хорошо успевающих.
Учитель: А с какой целью мы сейчас провели минутку чистописания?
Дети: Потренировались в красивом чистописании, повторили, как пишутся гласные буквы.

4. Создание проблемной ситуации.

На этом этапе использую фронтальную работу с различными приемами обратной связи.
Вступаю в диалог с детьми. На доске слова: д_ма, р_бота, к_рпич, к_рова, с_рока, тр_ва, яг_да, гл_за, в_рона, ст_лы, м_л_ко.
Учитель: Что вы можете сказать о данных словах?
Дети: В них пропущена гласная буква.
Учитель: Сгруппируйте их по разным признакам.
Дети:
Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
– Слова, обозначающие один предмет и много предметов.
– Словарные слова и слова, которые можно проверить.
Обращаю внимание на последнюю группировку.
Учитель: Запишите слова в 2 столбика.

Словарные слова Гласную можно проверить

кирпич
корова
сорока
ягода
работа

дома
глаза
столы
глаза

Возникает новая проблема, в какой же столбик записать слово молоко? Дети выдвигают гипотезы
– В слове молоко можно проверить вторую гласную букву. Проверочное слово молочный. Значит это слово, которое можно проверить.
– А я с тобой не согласен. В этом слове нельзя проверить первую гласную букву.
Учитель: Так какую же букву будем писать в слове?
Дети: А, О.
Учитель: Мнения опять разделились.
Дети: Надо посмотреть в словаре или спросить у взрослого.
Учитель: Правильно, молодцы.

Дети смотрят в словарь. Они сделали для себя хоть и маленькое, но открытие.
Далее дети объясняют, какую букву надо вставить в каждое слово. Взаимопроверка. Дети меняются тетрадями и проверяют работы друг друга.
Задания такого вида требуют от учащихся совершения различных мыслительных операций: обобщения, рассуждения, классификации, переход от конкретного к абстрактному и наоборот.

Учитель: Скажите, хорошо ли вы умеете подбирать проверочные слова? У кого такая работа не вызывает трудностей? А кто чувствует, что проверка идет сложно? Надо ли над этим еще работать? Какие же поставим перед собой цели?

Дети определяют цели урока.

5. Практическая работа в парах.

Цель данного этапа: совместное обсуждение задания, умение доказать друг другу правильность выбранного действия, развитие речи, внимания, мелких движений руки. Дети учатся слушать товарища, объяснять непонятное.

№ 1

Запишите слова в 2 столбика: в первый – с ударением на 1 слоге, во второй – на втором слоге.

Мячик, мосты, кубик, рыбак, рыба, моряк.

  1. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
  2. Сделай звуковой анализ всех слов.
  3. Составь предложение с 2 словами.

“Слабые” дети выполняют только первое задание, “средние” – 1 и 2 задания, “сильные” – все 3 задания.

Последнее упражнение носит творческий характер, что способствует развитию воображения, фантазии, развитию связной речи.
По окончании работы предлагаю детям оценить, на сколько дружно работали в паре, сумели ли договориться, правильны ли были найдены ответы. Такая работа сплачивает детей, учит совместной деятельности.

6. Физкультминутка.

Дети младшего школьного возраста быстро утомляются, поэтому вовремя проведенная минутка отдыха делает чудеса. Физминутки делаем под музыку, чтобы ребята могли не только проговаривать их текст, а спеть, потанцевать, расслабиться и получить заряд энергии для дальнейшей работы.

Дети поют, показывают движения и прыжки.

Уселась кошка на окошко
И стала лапой уши мыть.
Понаблюдав за ней немножко
Ее движенья можно повторить.

Припев.

Раз, два, три, ну-ка повтори – 2р.
Три, четыре, пять, повтори опять – 2р.

Очень хорошо!

Ползет змея лесной тропою,
Как белка по земле скользит.
А мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.

Физкультминутку связываю с темой урока и обращаюсь к детям с вопросом:

– Скажите, куда уселась кошка? (На окошко) Поставьте ударение в этом слове. Как проверить безударную гласную в корне? (Окошко – окна)
– Кто полз по тропе? (Змея)
– Змея – змеи.
– Так какое слово является проверочным? (С ударением на данном слоге)

К концу урока работоспособность ребят снижается, и поэтому использую на каждом уроке “ яркое пятно”. Это” удивлялки”. Вначале я сама подбирала интересный познавательный материал, а затем дети сами захотели удивить друг друга. Они стали более наблюдательными, научились работать с книгами, выискивая что-то увлекательное.
На данном уроке 2 девочки, по моей просьбе, подготовили небольшие сообщения о животных из физкультминутки.

7. Сообщения. “Удивлялки”.

Это удивительно. Фрегат – “ Кошачий остров”

В Индийском океана находится небольшой остров Фрегат, который заслуживает название “кошачий остров”, так как коты и кошки являются его единственными жителями. На острове более 10 тысяч котов. Днем они прячутся в норах и выходят из них лишь ночью, чтобы во время отлива половить рыбу. Иногда коты вплавь отправляются за рыбой далеко в море, они умеют не только прекрасно плавать, но и нырять. Предполагают, что первые коты попали на остров, при гибели какого-то корабля много лет тому назад:

Это удивительно где змеи ищут пищу.

В поисках добычи змеи заползают не только на деревья. Они могут ловко лазать по скале. А узорчатый полоз часто заползает на чердаки домов. Там он любит ловить воробьев.

Учитель: Что вы нового узнали о животных? У кого дома есть животные? Как вы за ними ухаживаете?

Упражнения данного вида позволяют повысить познавательную активность детей и побуждает их к познанию нового, а это одна из воспитательных целей подобного задания.

8. Отработка умения подбирать проверочные слова. Самостоятельная работа по вариантам.

№ 2

Вставь пропущенные буквы

1 в. море – м__ря волны – в_лна дождь – д_жди л_с – л_са
2 в. шар – ш_ры грач – гр_чи след – сл_ды кит – к_ты

Последнее слово рассматривается коллективно, так как есть два варианта вставления буквы.

лис – лиса
лес – леса

Стараюсь направить детей на то, что иногда существует не один вариант решения. После выполнения каждого вида работы, повторяем правило о безударных гласных в стихотворной форме, потому что это нравится детям, они быстрее запоминают нужные правила. Если буква гласная вызвала сомнение, Ты немедленно ее ставь под ударение.

9. Подведение итога урока.

Учитель: Вспомните, какую цель мы поставили сегодня на уроке? Как думаете, удалось ли достичь результата? Почему? Кто считает, что сегодня он работал лучше, чем вчера? Как вы в целом оцениваете работу класса?

Учитель: Большое спасибо вам за работы, Вы активно работали. Молодцы.