"Город N в комедии "Ревизор" и петербургские миражи героев". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Задачи:

  1. Сформулировать вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города.
  2. Вызвать желание бороться со всем “дурным России”, пороками людей.
  3. Открыть глубинный смысл гоголевского произведения.

Оборудование:

иллюстративный материал к комедии (портреты чиновников); ромашка, на лепестках которой написаны фамилии чиновников; цилиндр с “записками”, карточки с заданиями.

Эпиграф: “ В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу всё дурное в России,  какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем…  Сквозь смех… читатель услышал грусть…”

Ход урока

I. Организационный момент

На доске размещены портреты героев комедии, ромашка, записан эпиграф

II. Объявление темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы попробуем открыть истинный смысл комедии.

III.

1)

– Где происходит действие комедии?

– Почему у этого города нет названия?

– Что вам известно об этом городке?

2) Во главе каждого городского заведения стоят чиновники.

– Кто такие чиновники?

Словарь С. И. Ожегова.

Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание.

– Чиновники – виновники всех событий, происходящих в городе, а также  “виновники” нашего сегодняшнего урока.

Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам и поведению тех, кто управляет им.

Все чиновники на протяжении всего действия комедии держатся вместе и  только, когда дают взятку, разъединяются. Почему?

– Мы разъединим их сегодня второй раз.

3) Ученики разбирают из цилиндра свернутые записочки с характеристиками чиновников города N.

– Найдите хозяина художественной детали.

Антон Антонович Сквозник– Дмухановский

  • Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;
  • “ Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека”;
  • купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай”;
  • в немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростертыми руками и запрокинутой назад головой;
  • ему принадлежит фраза: “ Чему смеетесь? над собой смеетесь!..”
  • женат, имеет взрослую дочь.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

  • “ Человек, прочитавший пять или шесть книг”;
  • берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;
  • “ говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют”;
  • судья, коллежский асессор;
  • с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;
  • предлагает “подсунуть” деньги Хлестакову.

Артемий Филиппович Земляника

  • У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя;
  • Попечитель богоугодных заведений;
  • “ очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут”;
  • “ Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”;
  • “совершенная свинья в ярмолке”.

Лука Лукич Хлопов

  • Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты;
  • Смотритель училищ;
  • Имеет чин титулярного советника;
  • “ протухнул насквозь луком”;
  • один из его подчиненных “ никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу”.

Иван Кузьмич Шпекин

  • “ Точь – в – точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую”;
  • “ простодушный до наивности человек”;
  • “совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживает”;
  • в разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: “ Так точно– с”;
  • почтмейстер, надворный советник

Узнав чиновника. Ребята собираются по группам и получают задание.

Один человек соединяет детали “записочек” и создает характеристику чиновника. Остальные обсуждают предложенные вопросы. Секретарь записывает основные положения и готовит связанный ответ. (Роли в группе учащиеся распределяют сами)

Задания:

Земляника

– Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе?

– Почему Земляника не доносит на городничего?

– Почему он представился ревизору последним?

Шпекин

– Как обстоят дела на почте?

– Почему он распечатывает письма?

– Почему Гоголь в “Замечаниях для господ актеров” дает ему такую характеристику: “Простодушный до наивности человек”? Докажите это.

Ляпкин-Тяпкин

– Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую?

– Как обстоят дела в присутственных местах?

Сквозник-Дмухановский

– Он говорит: “Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов”. Какие грешки водятся за городничим?

– Почему городничий поверил, что Хлестаков – ревизор?

Хлопов

– Почему Хлопову не дается характеристика в “Замечаниях для господ актеров”?

– Составьте “Замечания” к его образу.

5) Ответы детей

6) Возвращение к эпиграфу урока

– Прочитайте эпиграф и ответьте письменно на вопрос: “О чем грустит Гоголь”?

Итогом урока являются ответы детей, которые зачитывает учитель, отмечая вместе с классом самые удачные из них

IV. Домашнее задание:

“Сильные” ученики знакомятся с Развязкой “Ревизора” и пишут мини – сочинение “Каким я хочу видеть свой душевный город”? Остальные – сочинение-миниатюру “Что будет рассказывать Хлестаков соседям-помещикам о своем пребывании в городе N”?

Н. В. Гоголь. Развязка “ Ревизора” ( 1846)

“ Всмотритесь – ка в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, – ведь не светский человек произнес над нами суд, – взглянем хоть сколько – нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого – нибудь из нас тогда духу спросить: “ Да разве у меня рожа крива?” Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе! “…” не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия “…”.Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто это ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется “…” Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города,– в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть все, что ни есть в нас,– настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! “…” Клянусь душевный город наш стоит того, чтобы подумать о нем, как думает добрый государь о своем государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их “…” Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти! Смехом который создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека…”