Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

Разделы: Биология


Задачи.

Развивающая:

  • развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

Образовательная:

  • изучить особенности строения цветка;
  • формировать навыки работы с раздаточным материалом;

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к растениям;
  • прививать навыки коммуникативного общения;

Оборудование:

  • кроссворд с иллюстрациями цветов;
  • живые цветки комнатных растений, муляжи цветков;
  • кодопроекции строения цветка, раздельнополых цветков, таблица строения цветка;
  • гербарный материал, лупы ручные.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный, лабораторная работа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Разгадывание кроссворда, мотивирующее творческую деятельность учащихся.

На доске располагается кроссворд “Мифы и быль о цветах”, который сопровождается рисунками цветов. Ученикам предлагается разгадать его.

По горизонтали:

1. В честь этого весеннего цветка во Франции еще в начале ХХ века устраивали праздник, а П.И. Чайковский посвятил ему свою музыку.

4. Этот цветок по древнегреческим мифам появился из морской пены вместе с богиней красоты Афродитой.

7. Этот цветок связан с эмблемой революции.

8. Название этого цветка связано с легендой о самовлюбленном юноше.

По вертикали:

2. Название этого цветка связано с легендой, в которой говориться о верности девушки своему любимому.

3. По-латински этот цветок называется “меч”.

5. Легенда гласит, что бог запретил работать в воскресенье, а пчелы его ослушались и теперь они не питаются нектаром этого цветка, а опыляют его только шмели.

6. По греческим сказанием этот цветок является цветком бога сна.

II. Изучение нового материала.

(Беседа с учащимися с демонстрацией органов цветка на таблицах)

- Какая наука занимается изучением растений?

Ботаника – это наука о растениях и растительном покрове.

(На партах учащихся лежат гербарии растений)

- Покажите органы цветкового растения? (Корень, стебель, лист, цветок)

- Цветок служит для семенного размножения растений.

- Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Подумайте, у всех ли растений они образуются? (Дети говорят). Цветки образуются только у цветковых растений. Наиболее яркое и значительное явление в растительном мире – цветение. Цветки самой разнообразной формы и окраски привлекают внимание человека. Ранней весной ветер далеко разносит их желтую пыльцу. К первым барашкам ивы, которые начинают зеленеть и желтеть летят первые пчелы. На пригретых солнцем склонах появляются ярко-желтые цветки мать-и-мачехи. Они развиваются на толстых подземных стеблях за счет питательных веществ прошлого года. Цветки отцветают, а уж потом появляются большие листья. Так каждый год начинается цветение растительного мира. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, есть и те, что цветут поздней осенью. Например, безвременник. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но всеони имеют единый план строения. Давайте познакомимся со строением отдельных частей цветка.

- Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложе, а чашка, венчик, тычинка и пестик – это видоизмененные листья. (Учащиеся слушают учителя, зарисовывают схему в тетрадь)

- Цветки очень различны по своей форме, окраске и размерам.

- Определение записываем в тетрадь: Цветок – это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению.

- Определение записываем в тетрадь: Осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем. Оно может быть выпуклым (лютик), плоским (пион), вогнутым (манжетка).

- Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Самая яркая часть цветка – это околоцветник. Он может быть простой и двойной.

- Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным.

- Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета.

- Ребята, рассмотрите представленные на рисунке различные виды цветков и определите, какие у них по строению чашечки?

- Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным. Если все его лепестки срастаются, то он называется сростнолепестным.

- Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков.

- Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик.

Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором нельзя выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым.

- В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые.

- Рассмотрите рисунки цветков. Определите, какие у них околоцветники.

- Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки.

Записи в тетради:

    ВЕНЧИК
    Раздельнолепестный Сростнолепестный
    Состоит из отдельных лепестков Лепестки срослись полностью или частично
    Лютик, вишня, яблоня, ветреница Дурман, колокольчик, душистый табак, примула, паслен
    ЧАШЕЧКА
    Раздельнолепестная Сростнолепестная
    Состоит из отдельных чашелистиков чашелистики срослись полностью или частично
    Герань, яблоня, вишня, земляника Вьюнок полевой, гвоздика, душистый табак

- Главные части цветка: тычинки и пестик. Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка. Цветок – генеративный орган растения, а значит его основная функция – образование плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в размножении и образовании семян не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и пестик.

- Записываем в тетрадь: Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором развивается пыльца.

В биологии тычинка обозначается символом “марса” – внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинок в разных цветках различно.

- Внутри пыльника созревают пыльцевые зерна. По размеру – это одна клетка. Снаружи пыльцевые зерна покрыты плотной оболочкой, имеют шипики, зубчики, бугорки и бороздки. По форме пылинки можно определить растение, которому она принадлежит. У насекомоопыляемых цветков пыльцакрупная и клейкая, у ветроопыляемых – мелкая и сухая.

- Записываем в тетрадь: Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль – удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где расположены одна или несколько семяпочек.

В биологии пестик обозначается символом “зеркало Венеры” – .

Для того чтобы удержать пыльцу, рыльце может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика на определенную высоту. А из завязи образуется плод. Различные виды пестиков.

- Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики.

Записываем в тетрадь: Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только тычинки – это мужской цветок.

Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка на даче мамы выращивают эти растения. И вы слышите, как мама иногда говорит: “Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах”. Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у огурцов на одном растении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, а плодов не образуют. Поэтому ваша мама и называет их “пустоцветами”.

Примеры однополого однодомного цветка.

- Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на “ершики для мытья посуды”. Это женские цветки. Два растения: на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения “пылят” расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках. Еще один пример двудомного растения.

Цветок расположен на цветоножке, которая является продолжением побега. Цветки, не имеющие цветоножек, называют сидячими.

- Итак, давайте повторим строение частей цветка.

- Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения:

Ч – чашелистики;

Л – лепестки;

Т – тычинки;

Р – простой околоцветник.

Количество частей цветка записывается в виде индексов. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в цветке. Если число элементов большое и сосчитать невозможно, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике “бесконечность” – . Рассмотрим формулу цветка на примере модели цветка вишни (запись формулы и расшифровка ее в тетради обвести в красную рамочку). Ч5Л5Т5nП1 – Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика.

Затем учитель ставит вопрос: “Нельзя ли выполнить схематичную зарисовку цветка?”. И предлагает разложить все части цветка по кругам и схематично изобразить их цветными карандашами. Учитель объясняет, что любой цветок можно изобразить еще и в виде диаграммы. Все это фиксируется на доске и параллельно в тетрадях учащихся.

Схема цветка вишни на доске.

III. Лабораторная работа “Строение цветка”.

1. Рассмотрение под лупой тычинок и пестика.

  • Внешнее строение цветка (на партах лупы, коллекция растений).
  • Какую форму имеют лепестки?
  • Какие размеры?
  • Какие бывают лепестки?
  • Какие бывают чашелистики?

2. Дети зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.

IV. Закрепление изученного материала.

Загадки.

1) Синенький звонок висит, Никогда не звенит. (Колокольчик)

2) Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка)

3) Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)

4) Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

V. Домашнее задание.

§ 12. Творческое задание на выбор.1. Вырежьте из цветной бумаги или картона силуэты частей цветка – из зеленой бумаги – силуэты чашелистиков и пестика, из желтой – силуэты тычинок, попробуйте смонтировать различные типы цветов – обоеполых и раздельнополых, с двойным и простым околоцветником. 2. Составьте свой кроссворд на тему “Строение цветка” (не меньше 10 слов).