Интегрированный урок (окружающий мир + ОБЖ) с использованием ИКТ, игровых технологий на тему "Бывают ли растения вредными? Лесные опасности"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу.
  2. Закрепить понятия “съедобные”, “несъедобные” грибы, ягоды.
  3. Научить детей правилам поведения в лесу.
  4. Способствовать развитию связной речи учащихся.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, набор медикаментов, куклы и набор одежды, картинки с изображением продуктов питания, карточки для работы в парах, карточки ядовитых растений, карточки-памятки о правилах поведения в лесу, наборы грибов, книга “Атлас-определитель”, сигнальные блокноты.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Психологический настрой на урок. Презентация

Учитель: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

- Каждое утро солнышко встаёт, чтобы дарить людям своё тепло и ласку. Давайте и мы настроимся на урок доброты. Слайд 1 (Звучит нежная музыка)

- Медленно поднимите руки вверх. Представьте, что достали ими до нашего классного солнышка. Бережно “перенесите” солнечные лучики в своё сердце. В сердце появилась “звёздочка”. Слайд 2

- Сказали: “Любовь”, звёздочка увеличилась. Слайд 3

- “Добро” - стала ещё больше. Слайд 4

- “Здоровье” - стала, как солнышко большое. Слайд 5

- Оно несёт тепло всем, кто рядом. Поделитесь друг с другом солнышком. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Тихо сели.

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

- Я постараюсь, чтобы урок прошёл интересно. Но вы должны помочь мне в этом. Огласны?

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Тогда начнём. Сейчас у нас с вами урок окружающего мира. Слайд 6 Урок наш необычен – мы проведём его вместе со школьным врачом Еленой Николаевной. Мы отправляемся на прогулку в лес Слайд 7. Сегодня нам предстоит узнать, могут ли растения быть вредными, поговорим об опасностях, которые подстерегают нас в лесу. Слайд 8

- А девиз нашего урока прочитаем хором: “Кто не любит родную природу, тот не любит Отчизну свою”.

III. Значение леса.

Учитель: “Рощи да леса - всему миру краса”, - гласит мудрая народная пословица. Леса украшают нашу землю во все времена года:

  • летом (Слайд 9 на экране появляется летний лес) он утопает в зелени;
  • зимой (Слайд 10 на экране - зимний лес) лес белый, как великан в пушистой шапке;
  • осенью (Слайд 11 на экране - осенний лес) пожаром горит яркость разноцветных листьев;
  • весной (Слайд 12 на экране - весенний лес) звучит тысячью птичьих трелей.

(Звучит музыка “Голоса птиц”)

Учитель: Как хорошо в лесу! Слайд 13

В прекрасном мире веток и теней,
Всё то, что живо, музыкою дышит!
Здесь всё поёт, здесь даже муравей
Ползёт, поёт и сам себя не слышит.

- Лес-кормилец, лес-мудрый воспитатель. Почему так говорят? Слайд 14

(На доску ученица вывешивает карточки “Значение леса”:

Дети: Лес - источник грибов и ягод.

Дети: Лес - место обитания животных.

Дети: Лес - источник древесины.

Дети: Лес - “лёгкие нашей планеты.

Дети: Лес - место отдыха.

Дети: Лес - источник лекарственных трав

Дети: Лес - источник вдохновения для поэтов, художников, писателей.

Учитель: А сейчас я вам покажу произведения искусств, которые подарил человеку лес.

Слайд 15. На Севере нашей страны есть города Кижи и Валаам. В этих городах люди построили замечательные терема. Они построены из дерева без единого гвоздя;

Слайд 16. В глухой тайге живёт известный мастер Харламов, который делает из бересты различные изделия;

Слайд 17. Очень давно на Руси возник народный промысел - Хохлома. Этими прекрасными изделиями из дерева украшали люди свои жилища.

IV. Правила поведения в лесу.

Учитель: Лес - наша радость, наша любовь. Но лес и наша общая забота. Люди уничтожают леса ради древесины, чтобы проложить дорогу, распахать поле. Каждый день под пилой дровосека умирает 5 миллионов деревьев. Слайд 18

- Отправляясь на загородную прогулку в лес, поле, на луг, мы должны помнить, что мы - гости. Мы в гостях у природы, у тех, кто здесь живёт. Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредёт. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать в гостях у природы. Давайте вспомним эти правила вместе с экологическим патрулём.

(Выходит экологический патруль в зелёных пилотках, в руках у них карточки-правила)

  1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  2. Не повреждай кору деревьев.
  3. Не рви на лугу, в лесу цветов.
  4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  5. Не разоряй муравейник.
  6. Не разоряй птичьи гнёзда, не бери птенцов домой.
  7. Не оставляй в лесу, парке, у ручья мусора. Слайд 19
  8. Не разводи костёр в лесу. Слайд 20

Учитель: Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2 лет, консервная банка - до 100 лет, стекло - 1000 лет, а полиэтиленовые пакеты - более 200 лет.

Учитель: Ежегодно в мире 20 миллионов гектаров леса страдает от лесных пожаров. Кострище не зарастает травой 5–7 лет.

- Берегите лес, и вы сохраните красоту земли!

V. Групповая работа “Готовимся к лесной прогулке”.

Учитель: Давайте представим, что сейчас лето , август месяц. Мы отправляемся в лес ненадолго, на несколько часов. Как же нам подготовиться к такому путешествию? Поработаем в группах, приготовьтесь сесть так, чтобы вам было удобно. Слайд 21

1 группа: Вы - заготовители. Ваша задача: отобрать продукты, необходимые в дороге, для завтрака.

2 группа: Вы - медики. Выберите те медикаменты, которые могут понадобиться на прогулке.

3 группа: Вы - консультанты-дизайнеры. Оденьте кукол так, чтобы им было удобно гулять по лесу.

Учитель: Группы справились с заданием. Слово первой группе.

- А вы знаете, что лучше всего утоляет жажду? Правильно, чай. Причём, не обычный, а зелёный. А ещё минеральные воды. Напитки же вроде “Фанта”, “Спрайт” содержат много сахара, красителей, поэтому жажду утоляют плохо.

- Слово 2 группе.

- Во время прогулки кому-то может понадобиться медицинская помощь. Нужно знать и уметь, как помочь себе или другому человеку в беде. О том, как нужно обрабатывать ссадины и вынимать занозы, вам расскажет школьный врач Минёнок Елена Николаевна. (Выступление врача)

- Слово 3 группе.

- Одеться надо удобно: хлопчатобумажная футболка с длинными рукавами, спортивные брюки. На ноги - носки и удобную обувь: кроссовки или кеды, на голову - панамку или бейсболку. Взять с собой куртку без подкладки или ветровку.

- Как же мы понесём все эти вещи и предметы?

- Что удобнее взять с собой: сумку, рюкзак или пакет? Как вы думаете? Почему?

- Рюкзак носится на спине, поэтому руки свободны, он тщательно завязывается, застёгивается.

- Хочу рассказать о том, как укладывают рюкзак. К спинке кладём одеяло или что-то мягкое. В низ рюкзака - самое тяжёлое: воду, продукты; мелкие вещи раскладываются по кармашкам.

VI. Физминутка.

Учитель: Ну вот, мы готовы к нашей прогулке. Отправляемся в лес. Тихо встали.

Только в лес мы вошли,
Появились комары.
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.

VII. На ягодной полянке.

1. Съедобные ягоды. Слайд 22

Учитель: Лес щедро делится своими ягодными запасами. В урожайные годы с каждого гектара леса без всякого труда можно получить 3000 кг клюквы, 2000 кг черники,

брусники. 1200 кг голубики и 3600 кг морошки.

- Какие же ягоды кладёт лес в наши корзинки? Давайте разгадаем кроссворд “Ягоды”.

Слайды 23–33

Кроссворд – Приложение 2

1. Вкус у ягод хорош,
Но сорви её, поди-ка,
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и назван… (Ежевика)

2. Сладкая, душистая,
Выросла в лесу тенистом.
Я могу расти в саду.
Летом в гости к вам приду.
Состою из долек малых,
Очень сочных, вкусных, алых. (Малина)

3. На припёке, у пеньков,
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки. (Земляника)

4. Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Созревала под снежком,
Ну-ка. Кто со мной знаком? (Клюква)

5. Рассыпает солнце стрелы, сосны зажигая.
Что за ягода созрела, синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил -
Все поляны в синих точках
У зелёных сосен. (Черника)

- Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустик черники, но если сломать его, вырвать с корнем, новый кустик с плодами появится только через 7–8 лет.

- Ребята, какие это ягоды?

- Почему они называются съедобными?

2. Ядовитые ягоды.

Учитель: В лесу, на лугу можно встретить и ядовитые растения. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Выходят подготовленные дети с карточками ядовитых ягод)

Аконит. На лесных полянках в разгар лета расцветает аконит. С этим растением связана очень интересная легенда. Жила в Индии злая, “ядовитая” девушка. Она питалась аконитом. Девушка была очень красива, но настолько пропитана ядом, что не только прикосновение к ней, но даже один взгляд убивал человека. Цветки у аконита формой напоминают башмачки, бывают жёлтого, синего. Фиолетового цвета. А листья у аконита похожи на пальчики.

Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд дафнин. Если он попадёт на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок волчьего лыка попадёт в глаза. Может быть поэтому, люди, считая волка олицетворением всего злого, страшного. Опасного, назвали его волчьим лыком.

Дурман. Дурман растёт на пустырях, свалках. Это травянистое растение с большими листьями. Цветки крупные, пахучие, белые, сидят поодиночке. Плод - коробочка округлая, колючая. Всё растение с сильным неприятным запахом. Напоминающий табачный.

Вороний глаз. Если раздвинуть траву, можно увидеть четыре широких, длинных листочка, а между ними - круглую чёрную ягоду. Она напоминает чей-то глаз. Правда, такого сплошь чёрного глаза вообще не бывает. И у вороны он тоже не такой. Но именно за черноту назвали его вороньим. Ягода эта красивая. Но не бери её в рот - она ядовита. Будьте осторожны.

Ландыш. Гуляя по лесу, мы видим тёмно-зелёные листья ландыша. А вот прекрасных белоснежных цветков - колокольчиков на тонкой цветочной стрелке не видно нигде. Ландыш первый раз цветёт в возрасте 7 лет. И за свою жизнь растение цветёт только 2–3 раза. Плод - круглая оранжевая ягода. Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков - лекарственное средство, которве укрепляет работу сердца.

Белена. Стебель толстый. Ветвистый, высотой до 80 см. Листья зубчатые, сверху темно-зелёные, снизу - серовато-зелёные. Растение покрыто тонкими клейкими волосками, издающими неприятный запах. Цветки состоят из 5 лепестков грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми жилками.

Учитель: Запомните! Волчье лыко, вороний глаз, аконит, ландыш, белена, дурман - ядовитые растения. Находясь в лесу, не срывай и не бери в рот незнакомые растения. Если во время привала ты собираешься подкрепиться едой, вымой руки чистой водой с мылом, вытри их носовым платком.

3. Работа в парах “Лесовик-Леший”.

Учитель: А сейчас поработаем в парах. У вас на столах лежат листы “Растения”. Зелёным карандашом проведите линии от съедобного растения к доброму старичку-Лесовичку. Красным карандашом - от ядовитого растения к Лешему. Приступили.

- А теперь выпишите буквы, которые стоят около ядовитых ягод, расположите их в порядке возрастания. Прочитаем, что у вас получилось.

- Будьте внимательны в лесу.

VII. “Тихая охота”.

1. Отгадывание криптограммы.

Учитель: А сейчас разгадайте криптограмму, и вы узнаете ещё об одном подарке леса.

Слайд 34–35

Учитель: Грибы называют лесными овощами, лесным мясом, лесным хлебом. Это не преувеличение. По содержанию белка грибы превосходят все овощи. В 1 кг белых сушеных их в 2 раза больше, чем в рыбе. Белые сушеные грибы по питательности превосходят яйца и колбасу, а грибной бульон в 7 раз калорийнее мясного.

- А как нужно срывать грибы? Грибы нужно срезать ножом или выкручивать, не вырывать из земли, чтобы не повредить грибницу, которая находится под землёй. А чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землёй.

- Какие правила сбора грибов вы знаете?

2. Игра “Узнай гриб по описанию”.

Учитель: Мы поведём разговор о грибах. У вас на столах лежат сигнальные блокноты, на доске - шифр. Я вам зачитаю описание гриба, вы попробуете узнать его, а ответ покажете с помощью сигнального блокнота.

подосиновик
опята
боровик (белый)
мухомор
лисички
маслята

а) Шляпки этих грибов похожи на опавшие листья дерева, под которым они чаще всего встречаются. (Подосиновик) Слайд 36

б) Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. (Опята) Слайд 37

в) Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он получил своё название. Это царь грибов. (Белый) Слайд 38

г) Этот гриб является лекарством для лосей. Он ядовитый, но очень красивый. (Мухомор) Слайд 39

д) Растёт в хвойных и лиственных лесах группами. Название свое получил за характерную ярко-рыжую окраску, единственный гриб, который не мнётся и не крошится. (Лисички) Слайд 40

Учитель: На какие две группы можно разделить эти грибы?

- Назовите съедобные грибы.

- Назовите ядовитые.

- Я вам хотела бы рассказать о ложных ядовитых опятах. Слайд 41–42. Пластинки у съедобных опят белые или слегка золотистые. У ложных опят - ярко-жёлтые, зелёные, черно-оливковые. И, наконец, осенних опят вы узнаете по пленчатому кольцу на ножке. У ядовитых грибов ножки гладкие.

- Но в первую очередь нужно знать о бледной поганке. Слайд 43 Один из главных признаков бледной поганки - чехольчик на нижней части ножки. Цвет у поганки белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый.

- Не страшны искателю лесного счастья ядовитые грибы, только нужно совсем не брать те грибы, которые ты не знаешь.

3. Первая помощь при отравлениях.

Учитель: Но иногда из-за беспечности, по неосторожности или от незнания ребёнок или взрослый попробовал ядовитые ягоды, грибы. Что делать при первых признаках отравления вам расскажет школьный врач Минёнок Елена Николаевна. (Выступление врача)

VIII. Рефлексия.

Учитель: Вот и закончилось наша удивительная прогулка по лесу.

На опушке посидели,
Всё вокруг мы поглядели,
А теперь давай с тобой
Мы отправимся домой.

- Но прежде скажем на прощанье лесу: Слайд 44

“До свиданья,
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя ведь будем,
Тёмный лес, чудный лес,
Полный сказок и чудес!”

Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Какие у вас приятные и светлые лица. У каждого человека в сердце есть солнышко. У одних оно большое, а у других поменьше. Мне кажется, что солнышко в ваших сердцах стало гораздо светлее и больше. Ведь мы сказали столько добрых слов в адрес нашего “зелёного друга”. У вас на столах лежат аппликации “Лесная полянка”. Прикрепите солнышко на эту полянку, если урок вам понравился ли тучку, если вам было неинтересно. Слайд 45

IX. Итог урока.

Учитель: Я рада, что урок вам понравился Я благодарю вас за отличную работу. А на память об уроке получите подарок от доброго старичка-Лесовичка - кроссворд “Дары леса”. Урок окончен. Спасибо.