Конспект урока окружающего мира на тему "Лес и человек"

Разделы: Начальная школа


Цель: раскрыть роль леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого за состояние природной среды;
  • развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, познавательные интересы учащихся;
  • воспитывать ответственное отношение к учёбе, умение согласовывать свои действия, уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: таблица «Смешанный лес», карточки- опоры, иллюстрации: «Лесозаготовки», «Охота», «Пожар в лесу», «Красная книга», «Поведение в лесу».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка ранее усвоенных знаний учащихся

- рассказать о природных условиях в зоне лесов;

- какие животные обитают в зоне лесов?

Викторина:

- Какой лес мы называем тайгой?

- Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые»;

- Какое особое отличие есть у лиственницы?

- Какое дерево является символом России?

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

- Плодами какого дерева являются жёлуди?

- У какого животного пять черных полос на спине?

Вывод. В лесной зоне условия для живых организмов более благоприятные, чем в тундре. Поэтому растительный и животный мир гораздо богаче.

3. Изучение нового материала.

Лес. Простое, привычное и вместе с тем такое объёмное, многогранное по содержанию и значению слово.

Вот как о лесе писал Леонид Леонов: « Лес является единственным, открытым для всех источником благодеяний, куда по доброте или коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека».

- Сегодня на уроке мы все будем в роли экологов, исследователей данной темы: « Лес и человек».

Значение леса для человека (таблица «Смешанный лес»)

-Чем является лес для человека? Ответы детей (карточка «Место отдыха»).

-Что даёт лес человеку? Ответы детей (карточка «Источник древесины».)

-Что ещё нам даёт лес? Ответы детей (карточка «Источник ягод, грибов, лекарственных растений».)

-Чем лес является для цветов, грибов, птиц, животных? Ответы детей ( карточка « Дом для растений, животных, насекомых, птиц»).

Работа с учебником.

- Прочитать статью « Роль леса в природе и жизни людей».

- Какие роли выполняет лес? Подтвердите примерами. ( Лес- защитник воздуха, водоёмов, почв.)

Вывод. Лес - остаётся непременным условием жизни человека, подобно самой            земле и воздуху.

Физкультминутка.

Мы с вами входим в лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.

Значение леса в экономике страны (Работа с иллюстрациями).

Леса играют большую роль в экономике страны. Раньше казалось - лесов так много, что вырубить их все невозможно. Теперь ситуация изменилась.

Откройте тетради и определите первую экологическую проблему.

Работа по плану:

  1. Причины экологической проблемы.
  2. Последствия.
  3. Пути решения проблемы.

Решите экологическую задачу. На семью из трёх человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из пяти человек?

Важнейшим условием для сохранения лесных ресурсов является лесовозобновление.

1/3 лесов восстанавливается естественным путём, а остальные требуют специальных мер т.е. производят посев семян или посадку выращенных саженцев.

Люди с давних пор охотились (Работа с иллюстрациями). Это им давало пищу, одежду и было необходимостью для выживания. Они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас ситуация изменилась. Животные в опасности.

Сформулируйте следующую экологическую проблему.

Работа по плану:

  1. Причины.
  2. Последствия.
  3. Пути решения.

Огонь - страшный враг леса. (Показ иллюстраций).

Основная причина пожаров - небрежное обращение человека с огнём, незатушенные костры, горящие спички, окурки, мусор.

- Назовите последствия и пути решения данной проблемы.

- Работа по учебнику. Прочитать памятку « Как разводить костёр?»

- Перечислите основные правила разведения костров.

Из-за вырубки лесов, браконьерства, пожаров многим животным угрожает опасность

Работа с Красной книгой животных.

Амурский тигр - самый крупный представитель семейства кошачьих. Сегодня им грозит полное исчезновение по вине человека.

Жук-олень (показ иллюстрации) Сокращение площадей дубрав привело к уменьшению их численности.

Выхухоль - мелкий зверёк. Когда-то он был распространён по всей Европе. Из-за меха зверёк очень дорого ценился.Сейчас он под угрозой исчезновения.

В природе всё взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает должно быть хорошо продумано. Иначе природе может быть нанесён большой вред.

Лес- это зелёная кладовая, кладовая чистого воздуха, свежей воды, ягод, грибов, лекарственных растений. Входя в него, подумайте: кем вы туда входите. Лучше всего- войти в лес другом.

Правила поведения в лесу: (работа с учебником)

  1. не оставлять мусор, он засоряет лес;
  2. разумный сбор даров леса;
  3. нельзя громко кричать и включать музыку;
  4. нельзя ездить на машине или мотоцикле в лесу;
  5. гулять с собакой только на поводке;
  6. нельзя разжигать костёр;
  7. наблюдать за животными - это редкая удача

4. Закрепление изученного материала.

- Что даёт лес человеку и природе?

- Назовите экологические проблемы леса.

- Что каждый из нас может сделать для охраны леса?

5. Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Оценивание.