Урок литературы по теме " История чести и предательства в повести Н.В .Гоголя "Тарас Бульба" и в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе"

Разделы: Литература


Цели урока: Развить понятие о герое и о героическом характере в литературе; развить понятие о жанре; вызвать учеников на самостоятельные размышление о жизни, воспитывать любовь к близким, к Родине.

Оборудование: Портреты писателей.

Методические приемы: Вступительное слово учителя, литературоведческая справка, сообщения учеников, работа в группах с привлечением заранее подготовленных индивидуальных заданий, комментированное чтение эпизодов.

Словарная работа.

Психологизм – подробное и глубокое изображение в литературе внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, переживаний.

1. Вступительное слово учителя.

Сила и слабость человека в русской и зарубежной литературе. Эта тема нашла отражение в произведениях великих мастеров слова Проспера Мериме и Н.В. Гоголя.

Герои Мериме и Н.В. Гоголя всегда необыкновенные люди с исключительной судьбой. И есть одна черта, объединяющая повесть “Тарас Бульба” и “Маттео Фальконе”, - это глубокий психологизм, позволяющий раскрыть внутренний мир героев.

Новелла “Маттео Фальконе” была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык Н.В. Гоголем. И в связи с этим невольно вспоминается фраза Тараса Бульбы так же, как и Маттео Фальконе, совершившего сыноубийство “Я тебя породил, Я тебя и убью”

Объективность повествования Мериме и Гоголя выражается в том, что они ставят читателей лицом к лицу с действительностью, о которой читатель сразу не может сказать, хороша она или плоха.

Писатели словно ищут строй жизни, ценный для человека в любой век, определяют, как должны соотноситься в судьбе человека личное и общее.

Гоголь и Мериме наделяют своих главных героев необыкновенной духовной силой, цельностью, бескомпромиссностью, несокрушимой волей и мужеством. История чести и предательства в повести “Тарас Бульба” и новелле “Маттео Фальконе”

- Каким судом судить Маттео Фальконе и Тараса Бульбу, убивших своих сыновей?
- Как защитить юного Андрия и десятилетнего Фортунатто?

На эти вопросы писатели не спешат дать ответ. Они показывают, что каждый из героев действует в строгом соответствии с условиями, в которых он живет.

Итак, давайте соберем свои мысли в круг, завяжем узелки на память и отправимся в путь. Человеку, идущему по дороге жизни, часто приходится останавливаться на развилке, на распутье, принимать решения.

2. Работа в группах.

Первая группа “Историки”

Глазами историков мы увидим мир далекого прошлого и побываем в Запорожской Сечи и на острове Корсика, входящем в состав Франции, но сохраняющем свою самобытность, ревниво оберегающем древние обычаи.

- Сравните законы и обычаи корсиканцев и “товарищества” (запорожцев).
- Что мы узнали о быте и нравах запорожцев и корсиканцев?
- Что превыше всего они ценят в жизни?

 

Место действия: Остров Корсика. Непроходимые лесные заросли, полуцивилизованное население, примитивный быт.

Не утруждают себя тяжелыми работами.

Превыше всего ценят долг чести: убийство не грех, а нарушение извечных законов справедливости и долга.

Идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожская Сечь. Общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законом.

Народ избирает правителей, воинская служба – это не принуждение, а добровольное служение отечеству.

Сечь карает за нарушение законов – превыше всего долг чести, товарищества.

Вывод: Характеристика места действия, обстановка, в которой жили герои, поможет нам понять глубже характеры героев, их психологию и объяснить поступки, совершаемые ими, передать атмосферу времени, в котором формируется поведение человека.

Вторая группа “Психологи”

- Сопоставьте характеры Андрия и Фортунатто.
- Какими средствами пользуется автор для создания характера героя? (художественные детали, глубокий психологизм)

Слайд 11

Учитель:

Авторы внимательно исследуют характеры героев, обращая внимание читателей на некоторые особенности в поведении героев. Внимательно проследим, как герои становились на путь совершения преступления.

Автор ставит героев перед выбором, где каждый должен принять решение. Глубокому психологическому анализу подвергается поведение Андрия. Художественные детали используются в создании характера Фортунатто.

Сходство

Андрий и Фортунатто совершили предательство, предали близких, не оправдали надежд, возлагаемых на них.

Различия

Андрий Фортунатто
Дерзость поступков, сила страсти, безудержность натуры, жажда подвига, тонкая душевная организация, способность чувствовать красоту, умение увертываться от наказания.

Вывод: Изменил отчизне, потому что полюбил. Ничего, кроме любимой, для него не существовало.

Фортунатто не боится ни бандитов, ни полиции, но оказывается бессильным перед соблазном обогащения, смело отвечает на вопросы. Гордится, что его отец - уважаемый человек.

Вывод: Страстное желание получить часы пересилило долг гостеприимства.

Третья группа “Литературоведы”

- В чем высший смысл жизни и счастья человека?
- Что является главным в жизни для Тараса Бульбы и Маттео Фальконе?
- Сравните образы Тараса Бульбы и Маттео Фальконе.
- Что в них общего и чем они различаются?

Сходство

Мужественные, отважные, уважаемые всеми люди, закаленные жизненными трудностями, не привыкшие колебаться при исполнении долга, совершили убийство сыновей.

Вывод: Для Маттео Фальконе и Тараса Бульбы доброе имя и честь дороже всего, дороже детей.

Составьте синквейн, характеризующий Тараса Бульбу и Маттео Фальконе.

Синквейн – пятистрочный стих, вид работы, в котором в 5 строках дается полная характеристика предмета.

Название синквейна.

3 прилагательных; 3 глагола; 3 существительных; Формула жизни героя.

Тарас Бульба Маттео Фальконе
Мужественный, волевой, любящий. Честный, умный, прямой.
Сражается, защищает, погибает. Убивает, защищает, хоронит.
Честь, Родина, мудрость. Честь, совесть, правосудие.
Тарас Бульба являет истинное величие. Маттео Фальконе совершает правосудие.

Четвертая группа “Исследователи”

Сопоставление сцены убийства Фортунатто и Андрия

- Почему отец убил сына? Имел ли он на это право?
- Какого ваше отношение к тому, что сделали герои?

Слайд 13

Убийство Андрия Убийство Фортунатто
Тарас чувствует вину перед товарищами, перед Родиной. Тарас Бульба не разглядел в сыне предателя. Самое страшное преступление – измена отчизне, общему делу. Он гораздо выше ставит родство по духу, чем по крови.

Тарас – сын своего жесткого времени.

Фортунатто – Фортуна – значит удача, надежда семьи, продолжатель рода.

Маттео Фальконе – трагичное несоответствие судьбы героя и первоначальных надежд.

Маттео Фальконе – герой, совершивший правосудие.

Учитель ставит читателей лицом к лицу с суровой действительностью, с конфликтом, доведенным до логического и нравственного предела.

Фортунатто поплатился жизнью из – за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому сержант Тальба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок. Тарас Бульба казнил сына, предавшего Отчизну, веру, казаков.

Вывод: Исключительная по своей (причине) природе ситуация сыноубийства выступает как закономерное, естественное проявление сильных и цельных натур Маттео Ф. и Тараса Б. , всего уклада корсиканской жизни и жизни запорожцев.

Тот, кто совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей.

3. Заключение.

Итоги урока.

- Какие общечеловеческие вопросы поднимаются в произведениях и к каким нравственным выводам приводят читателей?

Бесчестье, неуважение, предательство были во всех веках, были предметом осуждения, позора, отвержения.

А умение любить Родину, свой народ, высоко нести в себе чувства собственного достоинства чести, всегда было достойно глубокого уважения.

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос.

Какие общечеловеческие вопросы поднимаются в произведениях и к каким нравственным выводам приводят читателя?