Интерактивные средства на уроках биологии

Разделы: Биология


Интерактивная доска SMART Board предоставляет учителю уникальную возможность сочетать в образовательном процессе компьютерные, традиционные и инновационные методы организации учебной деятельности.

Именно интерактивная доска мне дала возможность творчески, с большим интересом создавать свои учебные материалы, таблицы, схемы, использовать видеоролики и сохранять их в электронном виде, а затем при необходимости возвращаться к ним, делать правки, дополнять, корректировать. И как следствие, стандартный школьный урок биологии превращается в мир неизведанных тайн, когда все процессы, протекающие в живом организме можно пронаблюдать, увидеть, рассмотреть, сделать пометки и записи в нужный момент. Таким образом, урок превращается в увлекательный процесс обучения.

Программное обеспечение Notebook к интерактивной доске Smart Board помогает создавать разнообразные задания, которые позволяют включить в деятельность каждого ребёнка, развивая в нём такие компетентности как учебно – познавательные, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие и т.д.

Курс: «Биология. Человек, 8 класс», А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.

Тема: Дыхание, 4 часа.

Перечень уроков по данной теме:

Урок 1. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.
Урок 2. Дыхательные движения и их регуляция.
Урок 3. Газообмен в лёгких и тканях.
Урок 4. Гигиена воздуха. Первая помощь при нарушениях дыхания.
Из перечня уроков представляю конспект урока № 3 «Газообмен в лёгких и тканях».

Тип урока: урок-объяснение нового материала.

Тема: «Газообмен в лёгких и тканях»

Цель: Раскрыть значение газообмена в лёгких и тканях.

Задачи:

  • Изучить процессы газообмена в лёгких и тканях, показать роль диффузии в этих процессах.
  • Развивать умения работать с таблицами, схемами, тестами. Формировать умения работать с химическими реактивами.
  • Показать значимость жизненно важных процессов, протекающих в организме и повышать мотивацию к сохранению здоровья.

Оборудование:

  • Интерактивная доска SMART Board, программное обеспечение Notebook, версия 9.0
  • Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс», ЗАО «Просвещение – МЕДИА».
  • Анимации из коллекции цифровых образовательных ресурсов.
  • Штативы с пробирками, стаканы с известковой водой, стеклянные трубки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Актуализация знаний

– Ребята, какую жизненно – важную систему мы изучаем? (Дыхательную).
Повторим, какие органы образуют дыхательную систему, и какую функцию они выполняют. Для этого поработаем с интерактивной доской и установим взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Страница № 2 <Приложение 1>

(Ребята по одному выходят к доске и устанавливают соответствие левой и правой части, перетаскивая записи функций к соответствующим органам дыхательной системы).

– Вспомните механизм вдоха и выдоха и вставьте пропущенные слова в схеме «Дыхательные движения». Кто затрудняется, сделайте глубокий вдох и выдох, при этом понаблюдайте, что происходит с грудной клеткой.

Страница № 3 <Приложение 1>


Слова скрыты прямоугольником. По мере ответов ребят, прямоугольники отводим в сторону, слова открываются и ребята проверяют правильность ответов.
В данной схеме выделены глаголы разным цветом, чтоб показать ребятам, во-первых, что этот процесс состоит из противоположных действий, а раз действия, значит, для составления схемы используем глаголы.
Во-вторых, глаголы левой части выделены ярко красным цветом, чтобы показать, что во время вдоха, в лёгкие поступает кислород, кровь обогащается кислородом, становится артериальной. Цвет крови становится алой. И совершенно иной цвет имеет венозная кровь, приходящая по легочной артерии к лёгким, насыщенная углекислым газом. Цвет крови тёмно красный. Такой подход обеспечивает понимание взаимосвязи двух систем и осмысленное осознание сложного механизма вдоха и выдоха.

В ходе беседы, происходит выход на новую тему.

– Ребята, а для чего организму необходим такой механизм: вдоха и выдоха? (Во время вдоха происходит поступление кислорода в организм, а при выдохе удаление углекислого газа).
– Как называется данный процесс? (Газообмен)
– Запишите тему урока «Газообмен в лёгких и тканях».
– Задайте вопросы по теме, на которые мы вместе постараемся найти ответы.

Ребята задают вопросы:

  • Как происходит газообмен в лёгких и тканях?
  • Куда расходуется кислород?
  • Откуда берётся углекислый газ?
  • Как доказать, что в выдыхаемом воздухе действительно углекислый газ?

Вопросы учащихся выстраиваются в задачи урока, с помощью глаголов. Задачи, сформулированные детьми, активизируют их познавательную деятельность и мотивируют учащихся на выполнение поставленных задач.

Страница № 1 <Приложение 1>

Задачи для учащихся:

– Изучить, как происходит газообмен в лёгких и тканях.
– Узнать, для чего этот процесс необходим.

III. Объяснение нового материала

– Для того, чтобы понять как происходит газообмен, необходимо знать микроскопическое строение лёгкого.

Анимация Страница № 4 <Приложение 1>

На слайде № 4 – анимация микроскопического строения лёгкого. Анимация сопровождается объяснением учителя.
Лёгкие состоят из ветвящихся бронхов, концы которых заканчиваются альвеолами – легочными пузырьками. Их насчитывается около 300млн. Общая поверхность легочных пузырьков в 50 раз больше поверхности тела. Клетки легочных пузырьков выделяют биологически активные вещества, которые обезвреживают микроорганизмы и не дают смыкаться стенкам пузырьков. Каждый пузырёк оплетён сетью капилляров. Стенки легочных пузырьков и капилляров очень тонкие. Газы легко проникают через эти оболочки.

Анимация «Обмен газов в лёгких и тканях». Страница № 5 <Приложение 1>

Данная анимация сопровождается текстом, как происходит газообмен.
(Можно дополнить объяснение дополнительной информацией, используя учебник «Биология. Человек», под редакцией академика Российской Академии образования А.С.Батуева, с.85-87).

IV. Работа в тетрадях

Составить схему «Газообмен в лёгких и тканях».

Эту работу учащимся предлагается выполнить в парах: один ученик выполняет задание газообмен в лёгких, а другой – газообмен в тканях. Затем объясняют друг другу, тем самым, обмениваясь полученной, из учебника, информацией.
В это же время один ученик составляет схему на интерактивной доске, работая индивидуально. Затем учащийся у доски рассказывает по составленной схеме процесс газообмена, а ребята соотносят записи, выполненные в тетрадях, проверяют правильность выполнения задания, задают вопросы на понимание.

Страница № 6 <Приложение 1>

На данной странице имеются гиперссылки на видеоролики GBI_2A06_03A.avi и GBI_2A08_01A.avi из мультимедийного учебного пособия нового образца «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс», ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2003; ЗАО «Новый диск», 2003 .
Видеоролики используются для установления взаимосвязи дыхательной и кровеносной системы.

V. Индивидуальная работа с учебником

Учащимся предлагается заполнить таблицу «Состав воздуха», используя содержание учебника на с. 74
Таблицы распечатаны по количеству детей <Приложение 2>

Название газа Атмосферный воздух Выдыхаемый воздух
О2    
СО2    
N2    

Страница № 7 <Приложение1> имеет такой же вид таблицы.

– Приведите в соответствие предложенные цифровые данные и занесите их в таблицу на интерактивной доске.

(Учащиеся выходят к доске и ставят нужные цифры в строчки таблицы.) Эта работа проводится с целью активизации двигательной активности.

VI. Беседа по составленной таблице

– Сравните состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, найдите признаки отличия.
– Почему значение азота почти не меняется?
– На какие процессы в клетках расходуется кислород?
– Откуда в выдыхаемом воздухе берётся углекислый газ?

Страница № 8 <Приложение 1>. Инструкция проведения опыта. Проделайте опыт!

– В две пробирки до половины прилейте известковой воды из стакана. Одну пробирку поставьте в штатив. Другую пробирку возьмите в руки, поместите в неё стеклянную трубку и через неё сделайте несколько выдохов. Очень важно делать выдох до конца.
Проблемный вопрос: Что произошло с известковой водой? (Известковая вода в пробирке помутнела, в результате выдыхаемого воздуха из лёгких).

Сделайте вывод.
(Можно сделать вывод, что выдыхаемый воздух имеет другой состав, так как в контрольной пробирке изменений не произошло).

Учитель ещё раз акцентирует внимание детей на качественную реакцию углекислого газа с известковой водой:

– Выдыхаемый воздух по трубке проходит через известковую воду. Вода быстро мутнеет, так как при пропускании углекислого газа через воду, образуется нерастворимый осадок: CaCO3. Запишем реакцию, которая доказывает, что при выдохе удаляется углекислый газ.

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O

Вопросы проблемного характера:

– Почему на улице вредно дышать через шарф?
– Почему на прогулке грудных детей нельзя закрывать с головой?
– Почему концентрация вредных газов, случайно оказавшихся в атмосфере, может стать в тканях выше, чем во вдыхаемом воздухе?

VII. Домашнее задание

Учащимся предлагается подготовить сообщение или презентацию по выбранной им теме. Домашнее задание дифференцированного характера, предполагает поиск учащимися информации, проявление самостоятельности и творчества.

Страница № 10 <Приложение 1>

VIII. Контроль

Предлагается выполнить пять заданий, включающих темы прошлых уроков и новой темы. Отрабатываются навыки выполнения тестов. В ходе самоконтроля ребёнок анализирует уровень полученных и имеющихся знаний. Видит ошибки, над которыми необходимо ещё поработать.

Страница № 9 <Приложение 1> или <Приложение 3>

IX. Рефлексия

Вернёмся к задачам урока и проанализируем успешность их выполнения.