Повышение мотивации изучения истории через использование компьютерных презентаций

Разделы: История и обществознание


Потребность общества в личности  творческой, способной к самопознанию и самореализации не может быть удовлетворена при несформированности у школьников интеллектуально-познавательной мотивации при изучении учебных дисциплин, поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования познавательной мотивации учащихся, развитие творческой активности учащихся.

В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватны из которых  метод проектов,  обучение индивидуальное и дифференцированное   разноуровневое обучение, модульное обучение, развивающие обучение.  Кроме выше названных технологий обучения, я считаю, что   эффективным  средством  повышения мотивации у учащихся является  и использование на уроках компьютерных технологий.

В настоящее время среди учителей  встает вопрос – как использовать компьютерные технологии в обучении, и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них.  Но следует заметить, что прогресс не стоит на месте,а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно.

Современные компьютерные технологии представляют большие   возможности для развития процесса образования, а в частности для исторической науки.

Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. В познании учащимися исторических фактов и исторического процесса в целом роль образной  наглядности как средства передачи информации огромна. Именно  компьютер  становится  тем информационным   средством  обучения, которое  позволяет  приблизить учащихся  к положению свидетелей исторической действительности, при этом  решая  целый ряд образовательных и воспитательных задач. На сегодняшний день  существует достаточно много информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать при изучении истории в общеобразовательной школе. Это:

  • мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории;
  • электронные библиотеки;
  • электронные базы данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для фронтальной и индивидуальной работы;
  • игровые компьютерные программы.

Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование в преподавании соответствующих учебных курсов по истории весьма затруднительно, так как  отсутствуют методическое сопровождение, возрастная адаптация большей части данных программ.

Фактически учитель, желая использовать подобные электронные ресурсы, вынужден подстраиваться под них, проделывать большую работу для их методически грамотного использования.

Поэтому появилась потребность сделать что-то своё, нужное для определённого класса, чтобы потом это можно было доработать, дополнить.

Меня заинтересовала программа Power Point, которая дает возможность создать свои презентации, по новому представить учебный материал, расширить  творческие возможности учителя и учащихся.

Поэтому цель моей работы  – повышение познавательной  мотивации  к изучению  истории через создание и использование   компьютерных презентаций.

Под компьютерной презентацией понимается логически связанная  последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления, используемая  на уроке учителем и требующая  его комментариев и дополнений.

Что же нового дает использование компьютерных презентаций?

Во-первых, удобство демонстрации: соединяются в одной презентации все средства ТСО: видео, таблица, магнитофон, диаграммы; использование других программ: PhotoShop, Paint.
Во-вторых, методические преимущества: возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдом, компьютер выступает в роли доброжелательного, терпеливого собеседника.
В-третьих, решение дидактических задач, значительно активизируется мнемонические центры личности, что приводит к прочности усвоения материала и быстрому его усвоению, повышается заинтересованность, развиваются коммуникативный потенциал личности;  создаются психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности учащихся, а увлеченность, радость, вызываемые процессом учения и его результатом, придают новые силы, сообщают деятельности высокую энергию.

Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация все равно не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени, а, кроме того, записи могут быть непонятны из-за почерка. Таким образом,  преимущества презентаций – это наглядность, удобство и быстрота.

Какие же аспекты использования презентаций обычно считаются проблемными?

Во-первых, это наличие нескольких параллельных потоков информации (текст  отдельно, зрительный и/или звуковой ряд отдельно).
Во-вторых, слишком быстрый темп  рассказа  и особенно смены слайдов.
В-третьих, мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков (в результате ученики видят огромную итоговую схему, не представляя, как ее зарисовать).

Поэтому, чтобы избежать этих ошибок при создании презентации необходимо учитывать следующие моменты:

  • психологические особенности учащихся данного класса;
  • цели и результаты обучения; структуру познавательного пространства;
  • выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий; для решения конкретных задач конкретного урока;
  • цветовую  гамму оформления учебного материала  

Нестандартные способы организации уроков возбуждают интерес и живое участие школьников. Методическим средством организации на мой  взгляд, может стать использование компьютерных презентаций, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями – общению. Так как компьютерные  презентации – это яркие, зримые образы, музыка, дикторские тексты, что существенно обновляет методику проведения уроков.
Можно выделить несколько типов презентаций:

  • классическая презентация
  • компьютерный диафильм с использованием элементов анимации
  • интерактивная презентация
  • презентация для повторения и обобщения материала

Рассмотрим возможности применения каждого типа в ходе урока.

КЛАССИЧЕСКАЯ  ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Содержание классической презентации служит наглядным видеорядом позволяющим оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех, или иных проблем.  Такой  вид презентации позволяет сформировать у учащихся целостное представление об изучаемой эпохе (теме), систематизировать процесс усвоения материала. К тому же проведенные исследования показывают, что современные школьники слабо воспринимают информацию на слух.  Использование  зрительных образов стимулирует ассоциативную память учеников, помогает связать их с определенной эпохой (проблемой), выстроить логику изложения материала. К положительной стороне подобного предъявления учебного материала можно отнести высокую его концентрацию, особенно если на тему отводится небольшое количество часов. Важным является и то, что утомляемость учащихся в этом случае значительно ниже за счет включения различных органов восприятия.
Рассмотрим применение презентации в преподавании  всеобщей истории на примере урока  в 5 классе  «Счет лет в истории» (Приложение 1). Вся презентация состоит из 16 слайдов разбитых на  4 темы в соответствии с  вопросами, изучаемыми на уроке.  После того как была объявлена тема (слайд 1), переходим ко второму слайду, который иллюстрирует движение человечества по дороге времени. Способы измерения времени раскрывают слайды  3, 4, 5. Слайд 6  знакомит учащихся  с первым календарем. Слайды 7-13 иллюстрируют вопрос о летоисчислении. Слайды 14-16 – закрепление изученного материала. Для визуализации содержания урока используются анимационные возможности заложенные в Power Point.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ  ДИАФИЛЬМ  С ЭЛЕМЕНТАМИ  ПРЕЗЕНТАЦИИ

В качестве примера воспользуемся презентацией  «Куликовская битва» (Приложение  2). После  запуска программы появляется слайд – заставка (слайд 1), а за ним переходим в слайд «План урока»        (слайд 2). Пункты плана выводятся последовательно по щелчку мыши. Благодаря этому преподаватель может последовательно акцентировать внимание учащихся на проблемах предложенных к рассмотрению на уроке. Далее следует слайд    «Задание на урок» (слайд 3), который ставит перед учащимися главную учебную задачу урока. После этого переходим к рассмотрению основного материала урока. Работа со слайдами практически идентична методике работы с диафильмами.
Основу презентации составляют слайды в которых в качестве видеоряда используются картины известных художников (слайды 4, 7, 13, 14) и миниатюры (слайд 5, 12, 13)
Карты и схемы в презентации используются совместно с анимационными возможностями пакета, что позволяет более наглядно показать развитие боевых действий (слайды 6, 8, 9, 10, 11)
После рассмотрения всех вопросов урока переходим к закреплению нового материала (слайды 15 – 22).
Последний слайд напоминает учащимся учебную задачу урока и они  в ходе ее обсуждения  при помощи преподавателя формулируют правильный ответ.

ИНТЕРАКТИВНАЯ   ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Интерактивная презентация – это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку предоставляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости.
Пользователь  управляет интерактивной презентацией, принимая решение о том, какой материал для него важен, и осуществляя на экране компьютера выбор, т.е. указывая курсором на нужный объект и выполняя щелчок кнопкой мыши или нажимая клавишу на клавиатуре. Компьютер отвечает на действия пользователя выдачей запрашиваемой информации. Для пользователя интерактивная презентация – это реализованная в удобной и занимательной форме возможность осуществлять поиск нужной информации, углубляясь в нее настолько, насколько это предусмотрено создателем презентации.   Воспользуемся в качестве примера презентацией по теме всеобщей истории 6 класса «Крестовые походы» (Приложение  3). После запуска программы появляется слайд – заставка (слайд 1), на котором в виде гиперссылок (подчеркнутое и выделенное цветом слово)  размещена вся необходимая для школьника информация о крестовых походах, а также задания для закрепления материала и интересная дополнительная информация по данной теме. Ученик может приступить к изучению темы урока с вопроса причины крестовых походов   (нажав на гиперссылку) и по щелчку перейти  к слайду (слайд 2) на котором указаны причины участия в крестовых походах церкви, затем нажав на слово «вперед», что находится внизу слайда перейти на следующий слайд (слайд 3) к причинам участия в крестовых походах крупных феодалов и так далее пока не будут рассмотрены все причины крестовых походов (слайд 4, 5, 6, 7). Нажав на слайде 7 слово «назад» ученик возвращается на слайд-заставку и может выбирать следующий вопрос, который привлек его внимание. С помощью интерактивных презентаций удобно реализовывать индивидуальные «экскурсии» по теме, которые позволяют обучающимся самостоятельно знакомиться с информацией по данному вопросу.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБШЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Презентации данного типа состоят из набора заданий, которые постепенно подводят учащихся к решению учебной задачи урока и помогают повторить и обобщить материал изученной темы.
Учебная задача повторительно-обобщающего урока по теме «Жизнь первобытных людей» (5 класс), должна привести учащихся к пониманию  отличий данного периода времени от  современности. (Приложение  4)
Урок начинается со слайда-схемы путешествия по станциям.  (слайд 1). Такое начало позволяет заинтересовать учеников и  настроить класс на работу. Далее следует слайд с проблемным заданием (слайд 2)
В презентации представлены разноплановые задания:

  • работа с географической картой (слайд 3)
  • задания на сравнение   (слайд 4)
  • решение проблемных задач   (слайд 5, 6,11, 12,13)
  • работа с отрывком из художественного произведения   (слайды 7,8, 9)
  • работа по понятиям (слайды 8, 16-21, 37-38)
  • решение кроссворда (слайды 22-36) (кроссворд решается всем классом,  правильный ответ выводится учителем после обсуждения, по щелчку мыши).

После решения всех заданий возвращаемся  к учебной задаче  и   подводим итог.

В то же время следует отметить,что использование презентаций ни в коем случае нельзя  считать панацеей, и их применение  оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия. Я считаю, что наиболее  эффективно использование презентаций на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию и сложности материал, а также на уроках повторения и обобщения ранее изученного материала.

Основной задачей учителя является мотивировать ученика в его занятиях историей. В 10 – 11-х классах эта проблема осложняется концентрической системой построения курса. С   учетом сокращения часов на преподавание истории становится понятно, что изучать различные исторические периоды можно только бегло. Не секрет, что к 10  классу многие ученики забывают фактический материал, и изучать историю на проблемном уровне  (как предлагает третий концентр) достаточно сложно. Восполнить «потерянные» знания школьников  так же сложно из – за нехватки времени и перегруженности обучающихся. Это затрудняет формирование у учеников интереса к предмету. Повысить интерес к предмету можно через создание компьютерных презентаций по истории.

Перед тем, как предлагать подобное задание ученикам, необходимо провести вводную диагностику с целью выяснения степени владения ими компьютерными технологиями, чтобы объединить учеников в результативные микрогруппы.

Для проведения вводной диагностики я предлагаю ученикам ответить на следующие вопросы:

«Что ты умеешь?»

  • набирать текст на компьютере;
  • работать со шрифтами;
  • сохранять созданные материалы;
  • работать с программой POWER POINT;
  • сканировать, преобразовывать сканированный текст в файл WORD;
  • искать информацию в Интернете, «скачивать» ее и использовать в дальнейшей работе.

«Используешь ли ты знания компьютерных технологий при подготовке к урокам истории?»

  • нет;
  • да, при этом я пользуюсь:

а. справочными изданиями на CD-ROM;
б. мультимидийные обучающие программы;
в. использую все ресурсы Интернета.

При ответах на вопросы подразумевалось, что ребята могут использовать ресурсы, имеющиеся у них дома и ресурсы, которыми они могут  воспользоваться в школе. Первая группа вопросов показывает владение средствами, а показатели вот второй группы вопросов наиболее важны, так как прослеживают возросший интерес учащихся к предмету. При этом ученики не только овладевают знаниями, но и учатся их самостоятельно приобретать, работать с информацией.

Следующий этап – формирование групп и распределение ролей в группах. Рационально объединять в группу 4-5 человек, где каждый занят определенным видом деятельности: разработкой  структуры презентации, подбором  рисунков, фотографий, видеофрагментов, элементов анимации, пояснительного текста, подготовкой музыкального сопровождения.При этом, работая в группе, каждый из учеников  учится тем приемам и методам работы по созданию презентации, которые имеют ребята этой группы.

Следующий этап – определение темы, целей и прогнозируемых результатов деятельности учеников, а также определение  требований к информации, тексту, оформлению работы, представлению работы.

На заключительном этапе деятельности проводится демонстрация презентации. В процессе демонстрации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Вот один из примеров такой работы:

В программе курса истории  России 9 класса предусматривается изучение темы «Духовная жизнь Серебряного века», я посчитала возможным изучить эту тему через осуществление проекта по созданию компьютерных   презентаций.

Выбор подобного проекта был ориентирован на стимулирование познавательных, творческих интересов учеников, на развитие навыков и умений  использовать компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты извлекать информацию из различных источников: как из печатных так и электронных источников; представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать.

Практическая цель данного проекта: подготовка наглядных пособий к теме «Духовная жизнь Серебряного века», которые могут использоваться не только на уроках истории, но и на уроках литературы при изучении соответствующих тем.

В результате  реализации проекта были созданы презентации: «Культура  Серебряного века», «Искусство  России начала 20 века», «Серебряный век», «Живопись Серебряного века», «Русское искусство конца 19 – начала 20 вв.», «Культура  России начала 20 века».

На заключительном этапе  деятельности  была проведена защита проектов.   При защите учащийся должен показать знание цели, задач проекта, области его применения, уметь рассказать о назначении объектов  на каждом слайде, а также ответить на вопросы, задаваемые членами комиссии.  Все созданные ребятами  презентации получили положительные  оценки.

Данная проектная работа позволила не только создать новое, оригинальное, не имеющее аналогов пособие, но дала возможность увидеть мир глазами многих живописцев, познакомиться с  архитектурными  памятниками, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. 

Таким образом, говоря о создании компьютерных ученических презентациях, следует отметить, что они позволяют удовлетворить прежде всего одну из наиболее важных потребностей ребенка –  ощущение полезности своей деятельности и одну из важных задач учителя.
Практическое внедрение модели обучения показало, что работа с компьютерными презентациями  способна стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета истории, индивидуализировать процесс обучения, развивать самостоятельную деятельность школьников, повышать мотивацию учебной деятельности, уровень качества знаний.

Но  в то же время, следует помнить, что компьютер –  не «заменитель» преподавателя, компьютер как и другие информационные технологии – инструмент, а не самоцель. Если исходить из этой идеи, то возможности его использования становятся  безграничны.