Интегрированный урок ( информатика + русский язык) по теме "Словарь"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить решать задачи, формирующие умение алфавитного поиска, тщательно относиться к тексту задания, кропотливо и внимательно работать со словарем – упорядоченным массивом слов;
  • Отрабатывать навык грамотного письма;
  • Развивать умение учащихся формулировать свою мысль, понимать мысль другого.

Оборудование:  учебник «Информатика» Семенов А.Л., словари, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Словарный диктант

В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (Воробей)

В старину так называли огороженное место, крепость. (Город)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Двенадцать братьев
Равно называются
И разными делами
Занимаются. (Месяцы)

Тот, кто выполняет в порядке очереди какие-нибудь обязанности. (Дежурный)

Учащийся школы. (Ученик)

Зверек отряда грызунов с длинными ушами. (Заяц)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)

Кто полгода живет без обеда? (Медведь)

Сижу верхом
Не ведая на ком,
Согреваю, украшаю,
Настроенье поднимаю. (Одежда)

В деревне есть часы такие,
Не мертвые, а живые.
Ходят без завода,
Они птичьего рода. (Петух)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

– Что общее у всех этих слов? (Непроверяемое написание)
– Как можно проверить написание? (В орфографическом словаре)

3. Сообщение темы урока: (Приложение. Слайд 1)

Словарь. На уроке мы познакомимся с разными видами словарей, выясним, как они устроены, научимся решать задачи с помощью словаря.

4. Работа со словарями:  (Приложение. Слайд 2)

У каждого учащегося на парте словарь.
Рассмотри словарь и подготовь ответы на вопросы:

  • Автор
  • Назначение словаря
  • Количество слов
  • Порядок расположения слов

(Приложение. Слайд 3)

Ученики отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы.

  • Орфографический словарь русского языка – 106 000 слов помещены в алфавитном порядке. К нему следует обращаться для проверки написания слова.
  • Толковый словарь –  около 3 150 слов расположены в алфавитном порядке. Толковым словарь назван потому, что каждое слово в нем объясняется, или, как говорят, толкуется. Это помогает правильно употреблять слова и выражения в речи, обогащать словарный запас. Толковый словарь современного русского языка Сергея Ивановича Ожегова содержит 57 000 слов, их краткое толкование, приводятся примеры употребления слов  в речи, фразеологические сочетания.
  • Фразеологический словарь – дает объяснение более 4 000 устойчивых выражений типа: бить баклуши, огород городить, наступать на хвост. Показано, как фразеологизмы употребляются в речи.
  • Этимологический словарь – более 6 000 слов стоят в алфавитном порядке. Словарь дает ответы на разнообразные вопросы о происхождении слов.
  • Словарь иностранных слов – 1 500 иностранных слов размещены в алфавитном порядке. Словарные статьи раскрывают значение слов, их происхождение, приводятся примеры употребления в речи из художественной литературы. 

– Найдите в словаре слово ЯЗЫК
– Объясните, как искали в словаре?
– Написание, значение слова, устойчивые выражения.

5. Гимнастика для глаз 

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. 10 раз.
  3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. 5 раз.
  4. Прижмите ладони к глазам и представьте предметы лежащие на парте.

6. Знакомство со Словарем в учебнике информатики:

Дальше для решения многих задач тебе придется пользоваться Словарем, который находится в учебнике Информатики. В нашем словаре, как и во многих других словарях, слова стоят в алфавитном порядке.

Задача 1.

Найди слова, которые записали в тетради, в Словаре и пометь их там красными галочками. Слова, которых нет в Словаре, подчеркни в тетради синим. (Дежурный, снегирь)

Задача 2.

Напиши   в   окне   слово   из   Словаря,   для   которого   оба следующие утверждения истинны:
В этом слове первая буква – буква А.
В этом слове вторая и предпоследняя буквы одинаковые. (Ангина)

Задача 3. (Приложение. Слайд 4)

Определи истинность этих утверждений о словах из Словаря, напиши буквы И, Л, Н  в окнах.

Девочка – следующее слово после слова город. (Л)
Фамилия – предыдущее слово перед словом февраль. (И)
Слово экран идет позже слова юродивый. (Л)
Слово жизнь идет раньше слова адрес. (Л)
Слово весело идет позже слова шкаф. (Л)

Задача 4.

Найди эти слова в Словаре и пометь их там синими галочками.

работа
игрушка
ученик
холодно
язык
ещё
чулок
карандаш
шестой
тетрадь
зелёный
жадный
медведь
бутылка
ангина
эвкалипт

Задача 5. (Приложение. Слайд 5)

Напиши в окнах пропущенные буквы так, чтобы получились слова из Словаря.
(Разобрать на примере слова яйцо, далее самостоятельная работа с самопроверкой)
Я – – О, К – И – А, З – Я – , УТ – – , Ц – – К, У – – С, В – Г – – , Э – – – . (Яйцо, книга, заяц, утро, цирк, ужас, вагон, этот)

Задача 6. (Приложение. Слайды 6, 7)

Напиши в окнах пропущенные буквы так, чтобы получились два разных слова из Словаря. Д – – – А, Д – – – А. (Диета, доска)

Задача 7.

Определи истинность этих утверждений о словах из Словаря, напиши буквы И, Л, Н  в окнах.
Предыдущее слово перед словом ель – слово ерунда. (Л)
Следующее слово после слова белка – слово белое. (И)
Слово одежда идет раньше слова январь. (И)
Слово ноль идет позже слова журавль. (И)
Слово игла идет позже слова хулиган. (Л)
Предыдущее слово перед словом обед – слово нянька. (И)
Слово шнурок идет раньше слова щека. (И)

Задача 8.

Пометь черными галочками все слова в Словаре, для которых оба утверждения истинны:
В этом слове первая буква – буква П.
В этом слове последняя буква – буква Й. (Первый, пятый)

7. Итог урока:

– С какими видами словарей познакомились?
– Для чего используют словари?