Урок окружающего мира по теме "Рыбы — водные обитатели"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Ознакомление с особенностями рыб, их значением в жизни человека.
  • Развитие умения анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы.
  • Воспитание экологической культуры младших школьников.

Оборудование: компьютер, диск с презентацией, части тела рыбы: позвоночник, хвост, плавники, плавательный пузырь, чешуя; карточки с тестовыми заданиями; демонстрационные карточки со словами: Рыбы – водные обитатели, чешуя, жабры, плавательный пузырь, плавники, боковая линия, размножение – икра.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Разнообразен и интересен животный мир, полон тайн и загадок. Сегодня узнаем еще одну из тайн природы. Будем учиться наблюдать, сравнивать, делать выводы. Пригодятся ваш опыт, наблюдательность. Кто будет самым внимательным. Собранным, легко откроет этот секрет.

II. Определение темы урока и целеполагание

– Сегодняшний урок будет посвящен… Кому принадлежат эти части тела? (Позвоночник, хвост, плавники, плавательный пузырь, чешуя) Тема урока: Рыбы.
– Где живут рыбы?

Слайд 1Рыбы – водные обитатели

– Что хотите узнать о рыбах? Вспомните алгоритм, по которому строили предыдущие уроки.

Написать на доске:

1. Среда обитания.
2. Особенности рыб.
3. Значение рыб.

Слайд 2. Проблемные вопросы.

– Почему рыбы живут в воде?
– Как рыбы приспособились к таким условиям?

III. Совместное открытие знаний

1. А теперь приглашаю вас в подводный мир.

Слайды 3,4, 5, 6, 7, 8 под музыку. Разнообразие рыб.

– Как вы думаете, почему рыбы такие разнообразные? От чего это зависит?

Обобщение учителем: От условий обитания. Рыбы водятся во всех водах нашей планеты от полюсов до экватора: в пресной воде, в соленой, в теплых морях и холодных, у поверхности воды, на средней глубине, на морском дне, в подводных пещерах (слепые), среди кораллов – они самые яркие, красивые.
По внешней окраске рыбы различают своих  в  группе рыб, как футболисты по одежде различают игрока своей команды и чужого. Внешний вид помогает рыбам маскироваться, добывать пищу.

Слайд 9. Морские и пресноводные.

На слайде показаны некоторые морские и пресноводные рыбы. Например, рыбы гоби, длина их тела всего 16 мм. Рыба-луна  3 м  на 4 м , весит больше 2 тонн. Тело рыбы внешне делится на голову, туловище и хвост. Сравните, одинаковые ли они у разных рыб?

2. Опыт (вода, монета, пластиковая пробка)

– Почему одни предметы тонут в воде, а другие нет?

3. Инсценирование о плавательном пузыре.

Подготовленные дети.

– Ваня, смотри! Бабушка в рыбе воздушный шарик нашла!
– Катя, да это же плавательный пузырь! Он делает рыбу легче, чтобы она не тонула. Рыба может его чуть-чуть сдуть или подкачать, Поэтому она останавливается в воде на любой глубине – где захочет.
– Ребята,зачем нужен плавательный пузырь?
– Может ли человек дышать под водой?
– Как дышат рыбы?
– Почему рыбы без воды умирают? Рыбы дышат при помощи жабр, у них нет легких. Жабры берут растворенный в воде кислород и отправляют по всему телу к внутренним органам.
– Какой скелет имеют рыбы?
– Он называется позвоночник.
– Для чего нужен позвоночник?
– Какие преимущества внутреннего скелета? (Он растет вместе с хозяином, защищает тело изнутри). Некоторые рыбы живут до 100 лет.
– А что защищает тело рыбы снаружи? Чем покрыто? (Кожа. Чешуя, как кольчуга)
– Как передвигаются рыбы? (Плавники)

Слайд 10. Окунь – строение тела.

– Хвост – основной орган движения, как руль.
– Для чего рыба плавает? (Добывать пищу).
– Есть рыбы, которые умеют летать. На слайде № 5 – боковая линия. Хотите узнать об этой особенности рыб?

4. Работа по учебнику. С. 24 (1 абзац). Самостоятельное чтение.

– Для чего нужна боковая линия?
– Это ряд чувствительных клеток. При помощи боковой линии рыба хорошо ориентируется в воде, улавливает малейшие колебания воды. Даже в мутной воде чувствует, с какой стороны плывет добыча или опасность, большие они или маленькие.
– Как боковая линия помогает рыбе добывать пищу или спасаться от опасности?
– А еще какие органы чувств помогают рыбе найти и поймать добычу?

– зрение
– обоняние
– слух

– Когда в речи используют фразеологический оборот: «Нем как рыба?»
– Рыбы издают звуки: потрескивание, шелест, скрежет, рычание, ворчание, цоканье, одиночные удары, барабанный бой, глухие стоны, карканье. Хриплые крики, хрюканье, пароходные гудки, вой сирены, птичий щебет, кудахтанье.
– Почему человеческое ухо не слышит эти звуки? (Все эти звуки поглощает толщина воды. Можно услышать только с помощью специальных приборов).
– Как размножаются рыбы?
– Откладывают икру: от нескольких десятков до 1-9 млн. икринок. Например, рыба-луна – до 28 млн. икринок.
– Почему по сравнению с другими животными так много икры откладывют рыбы? (Выживают только единицы).

5. Аквариумные рыбы.

Сообщение о гуппи (подготовленный ученик)

– Кто из вас бывал на рыбалке?

Слайд 11.Фото – на рыбалке.

6. Значение рыбы в жизни человека.

– Для чего человек ловит рыбу?

А) Продукт питания.

Рыба усваивается легче, чем мясо. В рыбе много фосфора. Он необходим для работы мозга. Рыбу необходимо хорошо проваривать, прожаривать, чтоб не заразиться паразитами.

Б) Рабочие места (профессии)

Слайд 12. Значение рыбы.

– рыболовы
– разведение рыбы
– обработка рыбы
– постройка судов
– изготовление рыболовецкого снаряжения

В) Ужение рыбы и подводная охота – это спортивные занятия, отдых.
Г) Сырьё для получения лекарства – рыбий жир, а из него шампунь.
Д) Удобрение для полей.
Е) Корм для скота и птицы. Рыбная мука для кур на ПТФ «Менделеевская».
Ж) Технический жир.
З) Клей.
И) Кожа.
К) Косметика: для изготовления теней.

– От рыбы огромная польза, а всегда ли человек правильно ведет себя в природе по отношению к рыбе? Приведите примеры.

– Вырубка лесов – мелеют реки.
– Сливы, отходы с заводов, предприятий.
– Тонут танкеры, выливается мазут.
– Моют технику на реках.
– Браконьерство (глушат, ловят сетями, ловят во время нереста).

– Нуждаются ли в помощи человека Савинский пруд, река Обва?

Слайды 12, 13. Страницы Красной книги Пермского края.

– Плотины ГЭС перекрыли путь рыбе для нереста. Более 50 лет для нереста рыба не поднимается по реке Кама. Какую помощь можете предложить рыбам в наших водоёмах?

– очистить от мусора берега водоёмов;
– не мусорить самим;
– запрещать мусорить другим;
– нарисовать плакаты-призывы и развесить на посёлке.

IV. Первичное  закрепление

Самостоятельная работа в парах с тестом по карточкам.

1. Основной орган движения рыбы

а) хвост
б) голова
в) туловище

2. Тело рыбы снаружи покрывает

а) шерсть
б) чешуя
в) пух и перья

3. Скелет у рыбы

а) внешний
б) внутренний
в) нет скелета

4. Этот орган чувствительности есть только у рыбы

а) зрение
б) слух
в) боковая линия

Проверка с помощью компьютера.

Слайды 14, 15, 16, 17 с эффектами – салют.

V. Итог по уроку

– Вернёмся к целям .Все ли узнали о рыбах, что хотели?

– Какую тайну природы узнали? Повторить по карточкам на доске:

Рыбы –  водные обитатели

чешуя      жабры       плавательный пузырь        плавники
       боковая линия           размножение – икра

Слайд 18.

– Почему рыбы живут в воде?
– Как рыбы приспособились к таким условиям?

VI. Выставление оценок

– Кто был лучшим знатоком рыб?
– Кто помогал раскрыть тайну рыб об их жизни?

Присвоение звания – «Знаток».

VII. Домашнее задание

I в – сообщение о пресноводной рыбе
II в – сообщение о морской рыбе

Нарисовать эту рыбу, подписать части тела

Придумать плакат-призыв о бережном отношении к рыбам, водоёмам и нарисовать его