Интегрированный урок в 3-м классе (развитие речи и изобразительное искусство) по теме "Русская матрёшка"

Разделы: Начальная школа


Урок рассчитан на 2 часа.

Тема урока: «Русская матрёшка».

Цели урока:

  • познакомить с историей создания русской матрёшки;
  • расширять знания детей о народных художественных промыслах и их отличительных  
  • особенностях;
  • прививать любовь и уважение к родине и её народу;
  • развивать словарный запас, обогащать речь учащихся;
  • развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению;
  • упражнять в стихосложении, в составлении художественного описания матрёшки;
  • развивать эстетические чувства, умение видеть красивое в предметах и словах.

Оборудование:

  • таблички с названием народных промыслов изделия (или иллюстрации) мастеров этих
  • промыслов;
  • карточки с кроссвордом;
  • карточки для стихосложения;
  • иллюстрации матрёшек с ярко выраженными особенностями центров художественных
  • промыслов, таблички с названиями этих центров (Семёново, Загорск, Полхов-Майдан);
  • карточки с планами сочинения;
  • гуашь, кисти, стаканчики с водой, заготовки матрёшек из папье-маше.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово о декоративно-прикладном искусстве

Учитель: Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы. Происхождение народных промыслов различно.
Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве. Так, например,
ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д.
Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, часто охватывая целые районы, они превращались в промыслы.
Иные родились из городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости.
Произведения искусства народных художественных промыслов собираются музеями.

II. Игра «Угадай промысел». Работа в группах

Детям предлагается набор табличек с названием художественных промыслов (Дымково, Загорск, Хохлома, Жостово, Полхов-Майдан, Гжель) и предметы (или иллюстрации с изображениями предметов), относящиеся к тому или иному промыслу.

Учитель: Объедините предметы (иллюстрации) с нужными табличками, докажите свой
выбор.

Дети  группами выполняют задания. Объясняют свой выбор.

Загадка.

Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко…
Это… Русская … (Матрёшка)

III.Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня мы узнаем  много нового о русской матрёшке и сами попробуем себя в
роли художников, исполняющих роспись матрёшек.

IV. Чтение стихотворения С. Жулькова «Русская матрёшка»

Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь блесну в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, частной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава,
О безвестном мастере – творце!

V. Сообщения детей об истории создания русской матрёшки

Учитель: К сегодняшнему уроку вы получили задание найти материал об истории создания русской матрёшки и подготовить об этом сообщение. Некоторые ребята сумели справиться с этим заданием, и мы сейчас их послушаем.

Дети оформили свои выступления на нарисованных контурах матрёшек.

VI. Решение кроссворда

Учитель: Всем слушателям такое задание: перед вами лежит кроссворд, который вы сможете решить, если внимательно будете слушать выступления одноклассников. В их рассказах будут содержаться ответы на вопросы кроссворда.

  1. Хохлома, Гжель, Городец, Дымка – это народные … (ед.ч.)
  2. Элемент женского костюма матрёшки.
  3. Художник, который первым расписал матрёшку.
  4. Название города, в котором родилась матрёшка.
  5. Как называлась деревянная игрушка, которая натолкнула наших художников на мысль, создать похожую, но свою, русскую игрушку?
  6. Что держала в руках первая игрушка матрёшка?
  7. Назовите фамилию первого мастера впервые выточившего матрёшку.
  8. Головной убор матрёшки.

Проверка решения кроссворда.

VII. Беседа о матрёшке – символе счастья

Учитель:  В чём же секрет успеха матрёшки? Почему матрёшка стала русским сувениром за рубежом?
Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она, как добрая посланница этих чувств, живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.
Образ женщины, нежной, заботливой, любящей, издавна почитаем был в русском народном изобразительном искусстве, в песнях, сказках, стихотворениях. Образ женщины тесно связан с образом птицы – символом добра и благополучия. Если мы обратимся к русским народным песням, стихам, сказкам, то увидим, как много эпитетов, образованных от названий птиц, использует народ, величая женщин. Вспомните такие слова.

Дети: Лебёдушка, павушка, утушка, голубушка, соловушка.

(Учитель записывает эти слова на доске)

VIII. Происхождение названия куклы

Учитель:  Как вы думаете, от какого русского имени произошло название куклы матрёшки? (Ответы детей)
– Назовите ещё какие-нибудь русские имена, которые носили женщины в то далёкое время, когда зародилась матрёшка. (Ответы детей)

IX. Упражнение в стихосложени

Выходят девочки одетые в русские сарафаны и исполняют «Матрёшкины потешки» на стихи В.Д.Берестова.

Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрёшки вышли в юбочке.
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
– Выходи, Бурёнушка!
– Выхожу, Матрёнушка!
Очень любим мы, матрёшки,
Разноцветные одёжки.
Сами ткём и прядём,
Сами в гости к вам придём.
Дуйте в дудки! Бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поёт.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.
Шла по ягоды Матрёшка,
Позабыла про лукошко:
– И куда такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?
Пыль клубится по дорожке –
Едут с ярмарки матрёшки
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
Мы до полночи гостили,
Нас домой не отпустили,
Оставляют ночевать –
Завтра будем чаевать!

Учитель:  Мы с вами тоже умеем сочинять небольшие стихотворения. Давайте попробуем сейчас сочинить стихотворение о матрёшке. Только сначала проведём небольшую разминку: поиграем в рифмы.

Матрёшка – …
Частушки – …
Дружно – …
Румянец – …
Краса – …
Щёчки – …
Узор – …
Лукошко – …

Учитель:  Молодцы! Думаю, что вы так же хорошо справитесь со стихами. У вас есть карточка, на которой даны две первые строчки, выберите одну и продолжите стихотворение. Для тех, кто затрудняется, справа на карточке записаны рифмы, которые вы можете использовать.

X. Самостоятельная работа (у всех карточки)

1. По улице матрёшка шла
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Рифмы, которые ты можешь использовать в своём стихотворении:

Петрушка – подружка
подружка – ватрушка
девица – сестрица
сапожки – дорожки
народ – хоровод
игрушка – подружка
щёчки – платочки
похожие – пригожие
окошко – немножко
шла – несла, нашла, взяла

2. Однажды матрёшка
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________

Проверка самостоятельной работы. Дети зачитывают получившиеся стихотворения. (При желании дети могут дома оформить и спрятать свои стихи в матрёшках)

img9.jpg (22661 bytes) img10.jpg (24803 bytes)
img11.jpg (34955 bytes) img12.jpg (33922 bytes)
img13.jpg (19737 bytes) img14.jpg (24507 bytes)

XI. Рассказ учителя об отличительных особенностях матрёшек из Семёнова, Загорска, Полхов-Майдана.

XII. Игра «Угадай по описанию»

Учитель:  Догадайтесь, о какой матрёшке эти слова:

  • На этой матрёшке ярким цветом чётко обозначены края головного платка, кофты, сарафана, фартука. Платок и край фартука скромно украшает несложный узор «пестрёшка». (Загорская матрёшка).
  • Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. И край платка этой матрёшки украшен ритмичной цепью небольших бутонов. (Семёновская матрёшка)
  • У этой матрёшки особый стиль декоративной росписи: у неё нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двухцветном фоне – верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а всё остальное занято крупными и яркими цветами. (Полхов-Майданские матрёшки)

XIII. Игра «Собери по семьям»

Учитель:  На доске вы видите разных матрёшек, выберите из них только тех, название которых  указано на ваших табличках.

(Каждая группа заранее получила таблички с названием одного из центров художественных промыслов). Дети посовещавшись выбирают из предложенных рисунков, соответствующие названию. Доказывают свой выбор.

XIV. Подготовка к сочинению-описанию.

Учитель:  Сейчас вы слушали описание матрёшки в научном стиле. Чем отличается научный стиль речи?
Дети: Чёткость, точность, наличие специальных терминов.
Учитель:  Какой ещё стиль речи вы знаете?
Дети: Художественный.
Учитель:  Чем отличается художественный стиль речи?
Дети: Наличием эпитетов, метафор, сравнений.
Учитель:  Сейчас вы будете писать короткое сочинение. Нужно в художественном стиле дать описание матрёшки. Возьмите карточки. Слева на карточке есть план сочинения, прочтите его. Справа – место для сочинения. Прочитайте заголовок. Напишите сочинение, используя для описания матрёшки эпитеты, метафоры, сравнения.

XV. Самостоятельная работа

У детей карточки.

Фамилия, имя ________________________________

План сочинения

1) Вступление.
2) Описание матрёшки (Описание костюма и его элементов, лица, характера. Отметьте чем забавна игрушка)
3) Заключение.

Сочинение

Вот какая игрушка

___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________

Роспись матрёшек, изготовленных детьми из папье-маше на уроках трудового обучения.

XVI. Чтение учителем лучших сочинений

Сочинение

Вот какая игрушка

Матрёшка – русский сувенир.
Её костюм напоминает цветущий сад. Красивые цветы искусно переплетены с зелёными листочками. У матрёшки узорчатый платочек. Лицо у неё весёлое, а в глазах искрится улыбка. Матрёшка всегда весёлая, потому что в ней живут её подружки. А вместе им не бывает скучно.
Смотрю я на матрёшку, и у меня сердце радуется.
Калсанова Оксана.

Сочинение

Вот какая игрушка

Как замечательна матрёшка!
На фартучке цветочки как огонёчки. На подоле фартучка бегут узоры. На платочке большой букет из цветочков, ягодок и листиков. Глаза у матрёшки голубые, красные щёчки и яркие губки. У матрёшки добрый, весёлый характер. Матрёшка забавна тем, что внутри у неё спрятались такие же сестрички. Только одна другой меньше. Матрёшка приносит счастье в дом.
Посмотришь на неё – сердце поёт.
Кассаева Светлана

Сочинение

Вот какая игрушка

Впервые я увидел куколку в витрине магазина.
Она меня сразу привлекла, потому что у неё была атласная шаль с розанами и купавками. Весело бежали по костюму узоры. Весёлое румяное лицо было у матрёшки когда она улыбалась. Сразу видно, что у этой игрушки-веселушки добрый характер. Но это оказалось не всё. Когда я взял игрушку в руки, то оказалось, что внутри были ещё матрёшки. Одна меньше другой. Забавно!
Она стала самой любимой моей игрушкой. Я не расставался с ней до школы.

Прокофьев Дмитрий

 

XVII. Подведение итогов урока