Интегрированный урок (история + литература) в 6-м классе "Портрет Ивана Грозного"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока:

образовательные: способствовать формированию понятий “портрет”, “характеристика литературного героя”; обобщить знания учащихся о внутренней политике Ивана IV; повторить основные тенденции укрепления самодержавной власти;

развивающие: формировать умение выделять ключевые эпизоды; создать условия для развития умения анализировать образ художественного произведения; развивать умения учащихся выделять главное, анализировать, делать выводы, работать с документами, схемами, доказывать свою точку зрения;

воспитательные: материал урока способствует нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, телевизор, слайды с портретами Ивана Грозного В.М.Васнецова, И.С.Глазунова, портрет Ивана Грозного неизвестного автора; музыкальный портрет “Иван Грозный” А.Г.Рубинштейна; учебный фильм “Иван Грозный”

На доске: запись темы “Портрет Ивана Грозного”; годы жизни 1530-1584; годы правления 1533-1547-1584; 1-й период правления – 1549-1560; 2-й период правления – 1565-1572.

Предварительно учащимся было дано задание: по мини-группам: выбрать из разных глав произведения места, характеризующие Ивана Грозного (наружность, манеру держаться, поведение); подготовить краткие сообщения на тему “Жертвы опричнины”.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово. Постановка задач

Учитель литературы:

“Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их добро, за славу, за труды.
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют…”

Мы неслучайно начинаем наш сегодняшний разговор со строк А.С. Пушкина, строк, знакомых каждому русскому человеку, строк таких простых и в то же время удивительно емких, глубоких по смыслу. Речь сегодня пойдет о минувшей судьбе нашей с вами родной земли. Говорить же мы будем, обращаясь к историческим фактам и к произведению А.К. Толстого “Князь Серебряный”.

Тема нашего урока – “Портрет Ивана Грозного”. Когда мы произносим или слышим слово “портрет”, мы, в первую очередь, думаем о живописи. Это изобразительный жанр. Естественно, к личности Ивана Грозного обращались художники.

На экран проецируются портреты Ивана Грозного кисти И.С.Глазунова (рисунок 1), В.М.Васнецова (рисунок 2), неизвестного художника (рисунок 3), дается краткая справка об авторе и произведении.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Наша задача – составить представление о литературном портрете Ивана Грозного в романе Алексея Толстого и сопоставить его с историческим образом первого русского царя. Мы знаем, что образ личности не является достоянием только художественной литературы. Он создается в истории, мемуарах, документальной литературе. Две модели личности – фактическая и искусственная – издавна оспаривают друг у друга внимание читателя. Особое место занимают подлинные лица, введенные в вымышленный контекст – исторические персонажи. Каков же исторический, каков литературный портрет Ивана Грозного?

Учитель истории: Время царствования Ивана Грозного сложное и противоречивое. Наша задача: обобщить знания о внутренней политике Грозного, сопоставить основные этапы правления и попытаться ответить на вопрос: почему далеко не однозначное отношение к личности Ивана Грозного и его политике?

2. Основное содержание

Учитель литературы: Итак, роман А.К. Толстого “Князь Серебряный”. Определите художественное время романа.

Ученик: XVI век.

Учитель литературы: Художественное время – XVI век. Искусство – это всегда волшебство, оно способно перенести нас в любое время. Отправляемся в XVI век.

Звучит музыка А.Г. Рубинштейна – музыкальный портрет “Иван Грозный” - 1869 год, одновременно демонстрируются кадры учебного фильма “Иван Грозный”)

Учитель литературы: Передайте свои ощущения, которые вызвала музыка (по одному слову - прилагательные).

Учитель литературы: Что говорит нам наука история об этом времени?

Учитель истории: Назовите хронологические рамки и дайте характеристику 1-го периода правления Ивана IV.

Ученик: 1-й период - 1549-1560, его можно назвать реформаторским. Под руководством “Избранной Рады” проведены следующие реформы:

- 1549 – созыв Земских соборов

- 1550 – новый судебник, который усиливал централизацию управления государства

- 1551 – реформа церкви “ 100 глав”

- реформа войска: появление стрельцов.

Учитель истории: на основании сказанных фактов что мы можем сказать об Иване Грозном?

Ученик: реформатор.

На доске вывешивается табличка со словом “реформатор”.

Учитель истории: Но попытка Ивана IV укрепить самодержавную власть демократическими мерами провалилась. В результате реформы управления, по которой отменялись кормления, несколько было ослаблено управление на местах, что привело к снижению налоговых поступлений в казну. Увеличилось число преступлений.

Реформы, проведенные “Избранной Радой”, не могли дать быстрых результатов. Это привело к разгрому “Избранной Рады” в 1560 г., что явилось прологом для проявления новой характерной только для России формой управления государством.

Какие еще события, по мнению историков, способствовали сворачиванию реформ?

Ученик: 1. В 1563 умер митрополит Макарий, с мнением которого Ивана IV всегда считался. Теперь некому было сдерживать неуравновешенный характер царя. 2. Примерно в то же время Курбский, один из лучших полководцев и ближайших советников царя, бежал в Литву. Это укрепило мнение Ивана IV в окружавших его изменниках. Следствием этого стало усиление гонений на боярство, которые приобрели массовый характер.

Учитель истории: Что обозначают даты (1565-1572 гг.), записанные на доске?

Ученик: Это II период правления Ивана IV - опричнина.

Учитель истории: Перед вами пакет документов и схема. Работаем со схемой № 1 (рисунок 4), таблицей № 1 (рисунок 5).

Рисунок 4

Рисунок 5

Рассмотрев их внимательно, выберите правильное определение понятию “опричнина”.

Ученик: Термин “опричнина” происходит от слова “оприч”- кроме. Согласно схеме и таблице Иван IV все русские земли разделил на 2 части:

- свой особый удел – опричнину, в который вошли наиболее важные в экономическом и политическом плане земли;

- земщину, которая была обложена высокими налогами на устройство опричнины.

Учитель истории: На кого опирался Иван Грозный в достижении своих целей?

Ученик: Иван IV учредил себе особое войско, куда собрал около 6 тысяч воинов. Он одел их в черную одежду, посадил на черных коней; основным символом были собачьи головы и метлы. Они говорили о собачьей преданности государю и намерении вымести всю измену из русской земли.

Учитель истории: Дайте 2-е определение опричнины.

Ученик: Опричнина – это политика террора, направленная на усиление централизованной власти.

Учитель истории: Что такое террор?

Ученик: Террор – это насилие вплоть до физического. Уничтожение своих политических противников.

Учитель истории: Как характеризует эта политика Ивана IV?

Ученик: Он тиран.

На доску вывешивается табличка “тиран”.

3. Работа с текстом романа. Аналитическое чтение

Учитель литературы: XVI век, опричнина. Тема опричнины держит сюжет романа, вокруг нее и в связи с нею разворачиваются все события, очерчиваются образы героев. В центре – образ Ивана Грозного. Обратимся к нашему роману. И начнем с портрета Грозного на страницах романа. Впервые появляется в главе 8 “Пир”. Прочитайте описание портрета, составьте план портретной характеристики. С чего начинает описание героя? Как описывает походку? Приемы описания костюма? Определите, какую именно черту наружного вида выдвигает на 1 план? Какую роль в создании образа играет сравнение?

Ученик: начинает с походки – “медленным шагом”, местоимение “сам царь”, далее – осанка, фигура, подробно богатство одежды, аксессуаров. Главное – лицо, использование эпитетов.

Вывод: мрачность, властность, красноречие, умение убеждать.

На доску вывешиваются таблички “мрачность”, “властность”.

Учитель литературы: Характеристика царя в романе очень интересна и многогранна. Его образ раскрывается и непосредственно, и в бытовых подробностях, и в речевой характеристике, и через отношение окружающих. Кратко передав содержание выбранных вами глав, охарактеризуйте Ивана Грозного.

Ученик: Глава 9 “Суд” посвящена суду над князем Серебряным. Хомяк обвиняет его в нападении на опричников (с чего и начался роман). Он расспрашивает Хомяка “пронзая насквозь орлиным оком”, “пристально вглядывается” в Серебряного, “вперил в него испытующий взор и старался проникнуть в самую глубь души его”, “взор его говорил, что в сердце своем он уже решил участь князя”, “вперил в князя мрачный взор”. “И меня, пожалуй, съели бы, да зуб неймет. И хотели бы извести опричнину, да жжется” - отношение к боярам. Он снисходительно относится к опричнику Хомяку, приговаривает к казни князя. Но после несогласия сына Малюты, у него резко меняется настроение, он милует князя. Шепот земских бояр вновь его настораживает “подозрительный ум объяснил его по-своему”. Он оставляет милость, но делает “возможность будущего произвола над Серебряным в подобие нравственного права” - прямая авторская оценка. Последний абзац – описание звезд - скрытая оценка действий Грозного.

Вывешиваются таблички “подозрительность”, “произвол”, “гнев-милость”.

Учитель литературы: Обратимся к историческим фактам.

Учитель истории: Против кого был направлен террор?

Ответ ученика: Террор, в основном, был направлен против аристократии российского общества, то есть против боярства. Так, казни подвергся опытный государственный деятель боярин Федоров. (Грозный собственноручно убил главу Боярской Думы). Опале подвергся и глава церкви – митрополит Филипп в 1568, который публично выступил в Успенском соборе Кремля, обличая Ивана IV в жестокости и грозя ему Божьим судом, требуя прекратить опричнину. Филипп был низложен с сослан в монастырь под Тверью, где через год был убит опричником Малютой Скуратовым и многими другими.

Учитель истории: Кульминацией опричнины стали конец 1569 – лето 1570 гг. Этот период характеризуется не только террором в отношении боярства, но и целых городов: разорению подверглись Новгород, Тверь, Торжок. В результате этих погромов в стране в 1569-1571 гг. начался голод. Дело доходило до людоедства.

При этом опричное войско, прекрасно проявившее себя против безоружных жителей, оказалось неспособным противостоять внешнему врагу. Об этом мы поговорим на следующих уроках.

Учитель литературы: Продолжаем работать с литературным образом Ивана Грозного.

Ученик: Глава 11 “Ночное шествие”: посвящена описанию царя в бытовой обстановке. Он один на один с собой в начале главы, затем появляется кормилица Онуфревна. Царь усердно молится – религиозен, “уже пот катился с лица его, уже кровавые знаки”. Онуфревна корит царя за его грехи. Царем овладевает страх (цитаты), “лихорадочная дрожь, зубы застучали”, был бледен, вздрагивал”, видит признаки мертвецов – загубленных им людей.

Вывешиваются таблички “религиозность”, “раскаяние”, “жестокость”.

Ученик: Глава 20 “Веселые люди”: рассказывает о князе Серебряном в тюрьме и о раздумьях царя о князе. Царь мрачный и недовольный, им овладевало незнакомое чувство: невольное уважение к князю и тут же ненависть к нему. Происходит внутренняя борьба, что говорит о возможности справедливой оценки людей

Вывешивается табличка “справедливость”.

Учитель литературы: На основании проделанной работы что мы уже можем сказать о литературном образе Ивана Грозного?

Ученик: Образ противоречив.

Учитель литературы: Действие в романе происходит за 19 лет до смерти Ивана Грозного. Царь еще могуч, уверенно чувствует себя на троне, окружен раболепствующими придворными. Еще далеко до “божьего суда” и суда истории над Иваном Грозным. Кому автор романа поручает произвести земной суд?

Ученик: Земной суд А. Толстой поручает произвести боярину Морозову, низведенному до степени шута.

Чтение учителем эпизодов 34, 35 глав.

Учитель литературы: Что ставит в вину Ивану Грозному? В чем обвиняет?

Ученик: В истреблении боярских родов, жестокости, разрушении древних традиций.

Учитель литературы: Автор дает нравственную оценку деяниям Грозного. Явственно слышится голос автора, звучит авторская оценка героя. А.К.Толстой создал психологически противоречивый образ – сложный характер, показал различные ракурсы освещения царя – перепады в настроении, гнев-милость, проницательность и недоверчивость, пристрастие к жестокости и забота о благообразии действий, оставив в тени его деятельность как политика.

Учитель литературы: Но отвлечемся на время от романа Толстого, что говорит история об Иване Грозном?

Учитель истории: В XV-XVI веках под властью Москвы образовалось огромное государство. В ходе централизации русского государства стал вопрос: как управлять таким огромным государством? Эту задачу решил 1 государь Всея Руси Иван IV Грозный, выбрав путь террора, а не демократических реформ.

В трудах ученых-историков, в глазах современников и царь, и его политика характеризуются противоречиво. Перед вами мнения историков - документ № 2, № 3 (Приложение 1). Познакомьтесь с ними. На основании этих документов и сделанных вами выводов напишите резюме с вашим мнением об опричнине и личности Ивана IV.

4. Подведение итогов

Учитель литературы: Различаются ли исторический и литературный портреты Ивана Грозного? Почему?

Ученик: Различаются. Разная задача: у истории – передача фактов, у писателя – передача собственного взгляда, собственного видения, образ – это идея. Грозный – символ злого начала, тиран.

Учитель литературы: Какой из живописных портретов наиболее удачен?

Демонстрируются три портрета, ученики аргументируют свой выбор.

Учитель литературы:

Сегодня мы прикоснулись к одному этапу нашей истории. Пять сотен лет отделяют нас от эпохи Ивана Грозного. Все кругом изменилось до неузнаваемости. Литература, русская классическая литература, как историческая память народа, заставляет нас вообразить ушедшее. Литература и история представляют нам такие деяния и личности, такие явления и характеры, которые через много веков способны потрясать человечество, вызывать споры и приобретать современное звучание.

5. Домашнее задание:

по литературе – творческая работа: Отличается ли образ Ивана Грозного в романе А.Толстого “Князь Серебряный” от образа царя в произведении М. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”;

по истории На основании полученных документов и сделанных выводов написать резюме с собственным мнением об опричнине и личности Ивана IV.