Урок развития речи во 2-м классе "Я к вам пишу…"

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать понятие о «письме» как о жанре литературного произведения.

Задачи:

  • познакомить с компонентами письма, видами писем, учить составлять личное письмо;
  • развивать интерес к жанру письма, логическое мышление (приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации), расширять словарный запас учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к слову, прививать культуру письма.

Оборудование: электронная презентация, тексты писем, аудиозапись классической музыки (Шопен «Ноктюрн»), С.И. Ожегов «Словарь русского языка».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Введение в тему, постановка целей урока

Звучит классическая музыка (Шопен «Ноктюрн»).

Приложение. Слайд 1

У. «Я люблю усталый шелест
Старых писем, дальних слов…
В них есть запах, в них есть прелесть
Умирающих цветов.
Я люблю узорный почерк –
В нем есть шорох трав сухих,
Быстрых букв знакомый очерк
Тихо шепчет грустный стих»…

Максимилиан Волошин,
поэт, философ, путешественник.

У. О чем пишет автор?
Д. О старых письмах, о том, почему они ему дороги.
У. Назовите тему сегодняшнего урока.

Приложение. Слайд 1

– Ребята, а кто из вас получал письма? Или писал? Опишите свое состояние при написании или получении письма.

Высказывания детей.

У. Зачем люди пишут письма?
Д. Чтобы сообщить что-либо, поздравить, поблагодарить, поделиться чувствами.
У. Кто из вас умеет писать письма?
– Что хотите узнать, чему научиться?
Д. Узнать, что такое «письмо», какие бывают письма, как писать письма, научиться составлять письмо.

Приложение. Слайд 2.

У. План урока прочитайте на слайде.

Приложение. Слайд 3.

3. Словарная работа

У. Что нужно, чтобы составить письмо?
Д. Бумага, ручка, конверт, на котором пишется адрес (куда посылается письмо) и фамилия адресанта, то есть того, кому посылается письмо.
У. Что такое «письмо»?

Дети работают с толковым словарем, зачитывают статью, затем открывается слайд 4.

Приложение. Слайд 4.

У. В каком значении этого слова нас будет интересовать письмо?
Д. В первом значении.
У. Подберите однокоренные слова к слову «письмо». Запишите.
Д. Писать, подпись, роспись, надпись, письмецо, расписка, выписка, записка, переписчик, писарь, писец, опись, запись, писатель, летопись, пропись, описание, письменный…

Приложение. Слайд 5.

У. Прочитайте слова, дополните своими однокоренными словами.

Приложение. Слайд 5.

У. Прочитайте другие слова («письмоносец», «письмоводитель», «письмовник»). Попробуйте сами объяснить их смысл.
Выслушиваются предположения детей.
У. Если затрудняетесь, обратитесь к словарю.
Д. (после работы со словарем):
Письмовник – в старину: сборник образцов для составления писем.
Письмоводитель – (устар.) переписчик, писарь.
Письмоносец – почтальон, разносчик писем.

4. Работа по теме

У. Сколько понятий включает в себя это поистине волшебное слово «письмо»! Что может быть более загадочным, чем письмо, еще не раскрытое, которое держишь в руках, независимо, от кого оно: от близких, друзей или знакомых. Оно может и обрадовать, и огорчить, и перевернуть всю жизнь. Взгляните на репродукции двух картин: Б. Неменского «Последнее письмо» и А. Лактионова «Письмо с фронта».

Приложение. Слайд 6.

Как считаете, на какой картине какое письмо получено? Почему?

Высказывания детей.

У. Какие бывают письма? Попробуем это определить, проанализировав в группах несколько писем известного, знакомого нам поэта Сергея Есенина. Работать будете в группах по плану.

Приложение. Слайд 7.

«В Профессиональный союз писателей
Сергея Александровича Есенина

Заявление

Прошу зачислить меня в Союз писателей. Имею вышедших четыре книги: «Радуница», «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов».

17 декабря 1918 года Сергей Есенин».

«16 … 1917 г.

Дорогой Шура!

Очень хотел к тебе под твое бирюзовое небо, но за неимением времени и покачнувшегося здоровья пришлось отложить.
Очень мне надо с тобой о многом переговорить или списаться.
Сейчас я уезжаю домой, а оттуда напишу тебе обстоятельно.
Но впредь ты меня предупреди, получишь ли ты эту открытку.

Твой Сергей».

«Дорогой Алексей Максимович!

Помню Вас с последнего раза в Берлине. Думал о Вас часто и много.
В словах, и особенно письменных, можно сказать лишь очень малое. Письма не искусство и не творчество…
Посылаю Вам все стихи, которые написал за последнее время.
И шлю привет от своей жены…
Желаю Вам много здоровья, сообщаю, что мы следим и чутко прислушиваемся к каждому Вашему слову.

3 июля 1925 г. Любящий Вас Сергей Есенин». [3]

Дети читают письма в группах, анализируют их по плану. Затем выслушиваются ответы детей.

У. Сделайте вывод о том, какие бывают письма.
Д. Письма бывают деловые и личные.

Приложение. Слайд 8.

У. Чем они отличаются?
Д. Деловые письма направляются в различные организации, незнакомым людям, обычно содержат просьбу или деловую информацию. Личные письма адресованы родным, знакомым людям. Человек делится своими чувствами, впечатлениями.
У. Что вы можете сказать о частях письма?
Д. В письме есть обращение, дата, подпись, просьба, пожелание, сообщение о себе.
У. Прочитайте на слайде, из каких частей состоит письмо.

Приложение. Слайд 9.

У. Запишите в тетради.

5. Домашнее задание

У. Дома составьте, пожалуйста, личное письмо другу (подруге). Как вы начнете письмо?
Д. Здравствуй (привет, приветик, салют) и имя адресата. Можно использовать слова «милая», «дорогая».
У. Как можно закончить письмо?
Д. До свидания. До скорого свидания. До встречи. Твой друг… Пока – пока. Буду рад встрече. Жму руку. С приветом … С дружеским приветом … Любящий тебя друг…

6. Итог урока, рефлексия

У. Выберите, пожалуйста, рисунок, который подходит вашему настроению в конце урока. Продолжите фразу.

Приложение. Слайд 10.

Литература:

  1. Музиянова Л. Учимся писать письма. Воспитание школьников, № 1, 2008.
  2. Синицына Н.В. Урок письма. Речевые жанры. Эпистолярный стиль. Методическая разработка урока.
  3. Есенин С.А. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма / Сост. и коммент. Ю.Л. Прокушева. – М.: Сов. Россия: Современник, 1990.