Формирование этических навыков в детском объединении Дома детского творчества

Разделы: Работа с дошкольниками


«ШАР» – школа активного развития – детское объединение дошкольников в Доме детского творчества города Саянска. Школа активного развития была создана в 1996 году для подготовки к школе детей, не посещающих по разным причинам дошкольные образовательные учреждения. Условия Дома детского творчества, наличие специалистов разного профиля позволяют компенсировать несовершенство домашнего воспитания и создавать основы дальнейшего развития детей в школе и дополнительном образовании.

В 2006-2007 учебном году коллектив Дома детского творчества включился в эксперимент по проблеме воспитания личности, эстетически развитой, способной воспринимать, чувствовать, оценивать и творить прекрасное. Стержнем в определении жизнедеятельности детского коллектива стало формирование ценностного отношения к «человеку» и «прекрасному», его окружающему и им созидаемому. На этапе работы с дошкольниками определены задачи-доминанты, которые необходимо решать – это формирование потребности следовать нормам этикета. Разработанные уровневые характеристики воспитанности дошкольника помогли составить прогноз развития ребёнка на перспективу и оценивать результативность педагогического воздействия. Активное развитие дошкольников рассматривалось нами в единстве учебно-познавательной деятельности с воспитанием. На каждом занятии – игра, открытие, радость общения детей друг с другом и педагогом, создание психологического комфорта для мотивированной деятельности самого ребенка.

Осознание тревоги современных педагогов и учёных о негативных последствиях «бесполого» воспитания привело нас к реализации гендерного подхода в воспитании. Мы разделяем мнение профессора Н.Е. Щурковой о том, что воспитательная практика, ориентированная на формирование «человека», «ученика», «личности» игнорирует половую принадлежность ребёнка, организуя бесполое воспитание. В то время как мальчик стремится стать «мужчиной», а девочка мечтает вырасти в «настоящую женщину», педагог упорно ведёт их в ином направлении, «создавая опасные ножницы»… Сфера власти и лидерства теперь не является принадлежностью только мужской роли. Проявление эмоциональной поддержки, теплоты, внимания ожидается и от жены и от мужа вне зависимости от служебной занятости. Поэтому особенности современного типа семьи предъявляют высокие требования к личностному развитию мужчин, к их нравственному воспитанию, культуре чувств, коммуникативным умениям и навыкам. Во внешности, поведении и организации жизни представителей сильного пола всё реже и реже проявляется стремление быть сильными и смелыми. Всё заметнее тенденция быть кем-то опекаемым и защищённым. Всё слабее желания действовать, решать, брать на себя ответственность. В результате постоянного дисциплинирования мальчикам навязываются женские ценности. Особенность женского характера при «бесполом» воспитании оказалась тоже деформированной. Статистика говорит о тенденции увеличения агрессии в поведении девочек, девушек, женщин.

Диагностика детского объединения «ШАР» показала, что на самом низком уровне находится отношение к ценности «человек». В группе из 22 дошкольников отмечен минимальный уровень по критериям: «умение взаимодействовать с другими членами коллектива» и «соблюдение нравственно-этических норм». Конфликтность проявлялась у 54% мальчиков и 27% девочек из-за неумения обратиться с просьбой или увидеть затруднения другого, вести диалог, слышать и понимать другого. Приветствовали только учителя, но друг друга и чужих родителей «не замечали». На допустимом уровне проявляли умения следовать правилам этикета 27% детей. Требовали к себе постоянного внимания педагога, однако затруднялись обратиться с вопросом, просьбой более 50%. Слова «пожалуйста, спасибо», обращение по имени активно употребляли только 21% детей. Мы не наблюдали взаимопомощи детей, не слышали просьб и предложений помочь друг другу.

Изучение запросов родителей выявил ещё одну важную проблему. На первом месте при подготовке ребенка к школе были навыки счёта, чтения и письма. Не поступало «заявок» на развитие навыков общения девочек и мальчиков. Хотя наблюдения педагогов показывали актуальность этой проблемы. Вот несколько зарисовок из дневника в начале эксперимента.

Родители забирают домой детей. В небольшом гардеробе тесно. Девочка одна заняла лавочку, разбросав по ней свои вещи. Пока она доставала из шкафа шарфик, подружка села на её курточку и стала надевать сапожки. Возмущенная хозяйка придавленной курточки с силой дёргает за рукав свою «драгоценную» вещь. Рукав трещит и отделяется – подружка падает на пол. Обе плачут.
Сашу приводит на занятия бабушка. Она делится тревогой: внук очень замкнут, не по-детски серьёзен… Мальчик, действительно, неохотно идёт на контакт. «Один хочу остаться. Никто мне не нужен. Не люблю вашу школу», – сердито отвечает на попытки общения…
Коля приходит в школу. Мама его напутствует:
– Поздоровайся с учительницей!
– Как? Там дети стоят, – малыш беспомощно смотрит на маму и пристраивается «в очередь», чтобы поздороваться.

В связи с экспериментом было решено расширить поле педагогического влияния на различные сферы жизнедеятельности ребёнка и усилить воспитательный компонент учебных занятий. В критериально-уровневые характеристики выпускника школы старшего дошкольника были введены дополнительные показатели подготовленности детей к школе: «формирование умения взаимодействовать с другими членами коллектива», «заинтересованность в общих делах, интерес к работе других», «навыки этикета».

Основным в поле педагогического влияния на формирование ценностного отношения к человеку и прекрасному, безусловно, является учебно-воспитательный процесс. Нами были внесены изменения в программу подготовки детей к школе: введены специальные занятия по программе «Народоведение», апробированы методика В. Орман: «Дом – дерево – человек» и технология «Этико-половая дифференциация детей в педагогическом общении» Н.Е. Щурковой.

Занятиям в музее народного быта «Горница» (по программе «Народоведение») была отведена особая роль. Музейные экспонаты позволили показать детям специфику женской и мужской жизни: особенности отношений, труда и отдыха, одежды и украшений. Встречи с «хозяюшкой», музыкально-ролевые игры, фольклорные забавы дали яркое представление о культурологических характеристиках мужского и женского поведения. Исполнение колыбельных песен показало «распределение» обязанностей в семье: «Отец пошёл дрова рубить, матушка – посуду мыть». Хоровод, игра, сказка, потешка – модель поведения в соответствии с половой принадлежностью: «красна девушка плывёт лебёдушкой, а добрый молодец играет силушкой».

Наши наблюдения в конце учебного года показали позитивные изменения: успешное освоение этических норм и более высокий уровень культуры общения.Подводя итоги работы, мы пришли к выводу: формирование этических навыков детей находит благоприятную основу в фольклоре. Именно в устном народном творчестве заложена народная этика, мудрость, которую называют житейской. Одновременно ощутили «пробелы» в навыках осуществления функций педагогического воздействия. Как правило, в общении с детьми педагоги используют традиционные обращения: «ребята», «дети». Редко разграничивают задания для девочек и мальчиков, не акцентируют при работе с текстом особенности мужского и женского стиля общения. В перспективе всем педагогам, работающим с дошкольниками, необходимо совершенствовать функции номинации, инициирования и организации детей. С этой целью в план саморазвития включена работа по освоению данной технологии в практической деятельности.

Методика В. Орман: «Дом – дерево – человек» нами была выбрана для того чтобы изучить отношение ребенка к прекрасному и человеку, одновременно корректировать недостаточно сформированные качества, создавать условия успешной коммуникации путём рисования и обсуждения нарисованного. Определена цель: разбудить интерес детей друг к другу, желание общаться, делиться эмоциями, настроением. Дети из экспериментальной группы рисовали на занятиях «Художественная литература», «Культура речевого общения», «Связная речь». Первые рисунки были только репродуктивного характера. Дети боялись начать рисовать, говорили: «Я не умею», «У меня не получится» и т.д. Прикрывали рисунки рукой, сильно уставали, много раз стирали ластиком. На рисунках не было самостоятельно придуманных предметов. Человек был один: без близких и без друзей, часто – без одежды. В большинстве случаев – без половых признаков. Опора на текст, беседа, игровая ситуация позволяли влиять на развитие умений воспринимать, чувствовать, оценивать то, что рисуешь и то, как рисуешь. С помощью рисования на каждом занятии у ребенка развивалась фантазия, интерес к себе как к человеку и объекту изображения, интерес к другому человеку. В этой работе мы также инициировали создание художественного образа женственности и мужественности и наблюдали изменения в отношениях детей друг к другу. Появилось желание советоваться, помогать, спрашивать.

Постепенно ребёнок стал передавать в рисунке эмоциональное состояние («радуется», «скучает»), характер («сердитый», «добрый», «ласковый»)и т.д. Мы наблюдали динамику развития отношения ребенка к ценностям «человек», «прекрасное». Дети стали добавлять свои элементы. На доме появилась цветная крыша, в доме – мебель, электрические приборы, люди и др. На дереве – в зависимости от времени года – листья, иголки, снег. На земле – трава, цветы, насекомые, животные. На небе – облака, солнце, радуга, птицы, снежинки. Человек на рисунках изменился: дети стали его «одевать» по времени года, показывать мимику, жесты, прическу. Мужчины и женщины изображались разные: по возрасту, по профессии… Сильные – папы и дедушки. Красивые, яркие – мамы и бабушки.

Результаты работы показали продуктивность методики «Дом – дерево – человек». Сравнивая свои рисунки, дети обсуждали их друг с другом, педагогом, родителями. Они с удовольствием рассказывали и слушали о своих близких и друзьях, о любимых занятиях. К выпускному празднику были созданы свои собственные книги, которыми гордились и дети, и родители.

Положительный результат мы получили также при использовании технологии Н.Е.Щурковой «Этико-половая дифференциация детей в педагогическом общении». Приведем только один пример.

Мы сравнили поведение детей на двух Днях именинника. Вначале дети действовали «по инструкции» педагога.

– Мои милые девочки! Дорогие сильные, добрые мальчики! Сегодня день рождения Машеньки. Какое красивое имя дали своей дочери папа и мама! Мы сегодня печём каравай имениннице. Добрые молодцы, внимательные и сильные, никогда не забывают поставить в центр стульчик. Как настоящие мужчины, поднимают на стульчике именинницу столько раз, сколько ей исполнилось лет… Молодцы! А девочки, как феи-волшебницы, преподносят подарки и читают поздравление. Умницы.
В конце учебного года отмечаем день рождения Дины. Подсказки педагога практически не требуются. Дети самостоятельно выполняют свои роли: ведут себя в соответствии с поведенческими особенностями пола: мальчики берут на себя роль сильных, почитателей. Они ставят стульчик в центр, усаживают на него именинницу и семь раз поднимают вверх. Ддевочки читают стихи и дарят приготовленные сувениры.

Во второй половине учебного года стали проявляться изменения в отношениях детей к окружающим. Девочки охотно наводили порядок в игровой комнате, забирали на ремонт игрушки. Мальчики стали совершать «рыцарские» поступки.

Света пришла на занятия в красивом летнем сарафанчике. Огромные белые банты и витые серпантины закрывают тетрадку, мешают писать…
– Давай помогу, – предлагает сосед, – и пытается связать сзади капроновые пружинки.
«Большие» затруднения у Катеньки. Она оказалась без сменной обуви. Мама уже ушла. Девочка беспомощно перебирает вещи в шкафу, морщит нос, вздыхает. Но её готовность заплакать замечает Саша:
– Возьми мои туфли, походи сегодня. Я и так могу. Я же мужчина.

Подводя итоги исследовательской работы, мы отмечаем положительную динамику по отношению детей к ценностям «человек», «прекрасное». Диагностика показала повышение уровня этического развития учащихся по критериям: «формирование умений взаимодействовать с другими членами коллектива», «заинтересованность в общих делах», «навыки этикета».

Наша школа активного развития была создана в трудные годы «перестройки» для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Первые наши выпускники уже закончили общеобразовательную школу. Однако в последнее время популярность «ШАРа» значительно выросла. Сегодня мы принимаем 150 человек (начинали с 70). Благодаря участию в инновационной, исследовательской деятельности нам удаётся за короткий период времени подготовить детей к школе. Этическая составляющая программы позволяет компенсировать недостатки семейного воспитания и закладывать основы дальнейшего развития детей в школе и дополнительном образовании. Освоение культуры общения, правил этикета способствует развитию умений и навыков успешной коммуникации. Эти показатели сегодня мы считаем важнейшими в подготовке детей к школе.

Список литературы:

1. Воспитание школьников в учреждениях дополнительного образования /Под общей редакцией Е.В. Набиевой – Иркутск, 2008
2. Воспитание школьников/ под общей редакцией А.Е. Белобородовой, – Иркутск, 2007
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. – Москва: Педагогическое общество России, 2003,
4. Козырева С. Гендерные аспекты начального образования //Директор школы. №9, 2007
5. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения. – М.: «Владос», 2007
6. Щуркова Н.Е. Этико-половая дифференциация детей в педагогическом общении. – М., 1996.