Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слова с буквой Э"

Разделы: Начальная школа


Цель: закреплять навык различия и правильного произношения звука [э], а также письма слов с буквой э.

Задачи:

  1. развивать умения различать звук [э] в словах и обозначать его на письме соответствующей буквой;
  2. совершенствовать навыки грамотного письма, фонематический слух;
  3. коррегировать зрительное восприятие, концентрацию внимания;
  4. обогащать словарный запас школьников путём знакомства с новыми словами «экскаватор», «эскалатор», «эскимо»;
  5. познакомить детей с новым словарным словом – «Москва»;
  6. воспитывать трудолюбие, аккуратность, толерантность при работе в коллективе.

Оборудование: О.И. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку» . – М.: ВАКО, 2008.; Е.М. Матвеева «Коррекционное обучение. Русский язык. Конспекты уроков. 2 класс. I часть». – Волгоград: Учитель, 2009; Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 2 класс». – М.: Дрофа, 2009: картинки мальчика и девочки (Эдика и Эли); карточка со словарным словом «Москва» и иллюстрации с изображением видов Москвы, предметные картинки с изображением экскаватора, эскалатора, эскимо и соответствующие надписи на карточках; карточки для индивидуальной работы; задание на концентрацию внимания.

Ход урока

I. Организационный этап урока 

Учитель: Какое прекрасное утро. Я рада вас видеть. Я хочу подарить вам свою улыбку, а вы улыбнитесь мне, друг другу. Давайте скажем друг другу добрые слова: «Постарайся», «Пиши красиво», «Я тебе помогу», «Не подведи, получи 5».

Далее учитель прослушивает 2-3 пары вслух.

Учитель: Наш урок обязательно будет успешным!

II. Сообщение темы и целей урока 

(На доске размещены картинки мальчика и девочки)

Учитель: Сегодня на уроке к нам пришли ваши ровесники («А кто такие ровесники?») Эдик и Эля. С какого звука начинаются их имена? (Ответы детей) Сегодня на уроке вы повторите всё, что знаете о звуке [э], узнаете новые слова с этой буквой, будете выделять звуки и букву э в начале слова.

Характеристика звука.

Произнесите ещё раз имя девочки, которая пришла к нам сегодня на урок? (Эля)

– Назовите первый звук в имени ([э]). Ещё раз ([э]).

– Встречает ли воздух преграду при его произношении или проходит через горлышко свободно?

– Попытайтесь его попеть, потянуть. Расскажите всё, что знаете о звуке [э] (Он гласный, может быть ударным или безударным, может образовывать слог).

– Молодцы.

III. Минутка чистописания.

Учитель: Сегодня мы будем писать с вами букву Э, э. На что похожа буква э? (На ласточку, на растянутый лук, на букву с только наоборот, на рот с торчащим языком).

На доску педагог вывешивает демонстрационный материал с письменным изображением букв Э, э. Учитель объясняет написание буквы Э по демонстрационному материалу: начинаю писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Плавно веду закругление до верхней линии рабочей строки, закругляю по линии и начинаю писать внутренний полуовал до нижней линии рабочей строки, закругляю по нижней линии и поднимаюсь чуть вверх от рабочей строки. Второй элемент начинаю писать посередине рабочей строки.

Дети с нарушением каллиграфии выполняют данную работу по кальке, остальные – пишут в тетрадях три раза.

Учитель: А теперь давайте попробуем написать эту букву на доске.

– А сейчас в тетрадях напишите три раза заглавную букву Э. В чём отличие строчной буквы от заглавной?

Аналогичная работа проводится с заглавной буквой Э (и на кальке и на доске).

Знакомство с новым словарным словом

Учитель: Ребята, а жили наши герои – Эля и Эдик – в столице нашей родины.

– Кто знает столицу России? (ответы детей)

(Учитель вывешивает на доску карточку со словарным словом: МОСКВА и видами на Красную Площадь. Попутно идёт рассказ педагога о величии и красоте Москвы).

Ребята, у русского народа есть даже пословицы, стихи о Москве:

КТО В МОСКВЕ НЕ БЫВАЛ, КРАСОТЫ НЕ ВИДАЛ.
Хорошо на московском просторе
Светят звёзды Кремля в синеве.
(В. Гусев)

– Москва – столица нашей родины, один из самых крупных и красивых городов в нашей стране и во всём мире. Расположен он на берегу Москвы – реки. Название реки возникло значительно раньше, чем название города, от слова «моцка» - «небольшой водоём», слово подчёркивает небольшие размеры Москвы – реки по сравнению с Окой, в которую она впадает, или с Волгой, протекающей рядом.

– Почему это слово записано с заглавной буквы?

– Какое здесь ошибкоопасное место? Запишите слово к себе в словарики.

– Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение? Какую безударную гласную подчеркнём и запомним? А теперь закройте свои словарики и устно придумайте предложение со словом Москва.

IV. Работа по теме урока

Наблюдение над словами с буквой Э.

Учитель: Наши герои Эдик и Эля были такие любопытные, что решили отправиться вдвоём на экскурсию по Москве. А можно ли гулять детям одним? Почему?

Только вышли они из дома, смотрят, огромная машина с большущей рукой. Ребята и спрашивают:

– Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
– Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.

– Кто догадался, что за машину встретили дети?

Учитель вывешивает на доску иллюстрацию с изображением экскаватора и карточку с соответствующей надписью.

 

– А кто знает, как будет называться профессия человека, который работает на этой машине? (экскаваторщик)

– Давайте в учебнике, на странице двадцать четыре, прочтём, какую работу выполняет эта машина.

– Запишите это слово с красной строки в тетради и подчеркните букву э в слове.

Учитель: Посмотрели дети и отправились дальше. Смотрят: на пути большой магазин, в котором можно купить всё что угодно: и вещи, и продукты – универмаг. Зашли ребята внутрь и отправились к движущейся вверх лестнице, которая называется: эскалатор.

Учитель вывешивает на доску иллюстрацию с изображением эскалатора и карточку с соответствующей надписью.

– А ещё такую лестницу можно встретить в аэропорту, метро. Но передвигаясь по ней, нужно помнить и соблюдать простые правила безопасности : не толкаться, быть внимательным. Давайте прочтём всё об эскалаторе на странице двадцать четыре учебника.

– Запишите это слово себе в тетрадь, запомните, что оно обозначает. Разделите это слово на слоги. Как легко определит количество слогов в слове?

Учитель: Побродили дети по магазину, купили себе мороженое на палочке, которое называется – эскимо.

Учитель вывешивает на доску иллюстрацию с изображением эскимо и карточку с соответствующей надписью.

  

Запишите это слово в тетради, поставьте ударение. Кто сможет устно придумать предложение с этим словом?

V. Физкультминутка 

Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

– Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.

– Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.

– Закройте глазки.

– А теперь открываем глаза и продолжаем работу.

VI. Закрепление пройденного материала 

1. Задание «Сцепленные буквы» на концентрацию внимания.

– Какие буквы вы здесь видите?

2. Работа по учебнику.

Учитель: Вышли ребята из магазина, а на улице вечере. Пора домой возвращаться. Вот и электрические лампочки зажглись в домах. Засветились экраны телевизоров. Идут передачи из Москвы.

– Какие слова со звуком [э] услышали?

Учитель: Вернулись ребята, хорошо погуляли, много интересного увидели, а уроки – то не сделаны. И сели они домашнее задание выполнять. Не хотите им помочь?

Работа у доски с комментированием. Страница 23 учебника, упражнение 38.

– Первое предложение будем выполнять у доски.

Пока идёт работа у доски, в это время несколько учеников работают самостоятельно по разноуровневым индивидуальным карточкам.

А вот второе предложение спишите самостоятельно.

– А какие телепередачи вы любите смотреть по телевизору?

– После выполненного упражнения, можно и отдохнуть.

3. Игра «Доскажи словечко».

– Я начинаю, а вы подсказываете мне в рифму последнее слово. Даю вам подсказку: слово-отгадка начинается на букву Э.

В горах блуждая за тобой,
Откликнусь я на зов любой. (Эхо)

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество,
Это … (Электричество)

– А можно ли баловаться с электричеством? Почему? 

VII. Итог урока

Учитель: С какой буквой сегодня работали? А звуком? Сколько новых слов записали с буквой Э? Слова с буквой Э в нашей речи мы упоминаем не очень часто, поэтому многие из вас слышали новые слова впервые, и они оказались для вас непонятными. В русском языке великое множество слов, постоянно появляются новые. Чтобы их все знать, надо очень много читать, быть любознательным. Поэтому читайте больше, общайтесь друг с другом, со взрослыми, задавайте вопросы и вы тоже будете много знать.

VIII. Домашнее задание

 Выучить новое словарное слово и выполнить упражнение 36 на странице 23 нашего учебника.

IX. Рефлексия 

Учитель: Вы хорошо поработали. Кто считает, что был умничкой? Почему?

– Кому надо постараться, подтянуться?

– Каким героям скажем сегодня «Спасибо»?

– Что им пожелаем? Этого же я желаю и вам: быть внимательными, много читать, слушаться взрослых, вовремя выполнять домашнее задание и хорошо учиться.