Учебно-методическое пособие "Путешествие капельки по зонтику"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации;
  • Совершенствовать все виды счёта;
  • Учить обобщать и сравнивать предметы по величине, развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
  • Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету);
  • Развивать речь детей, умение делать простые выводы;
  • Закреплять и расширять пространственное представление;
  • Совершенствовать чувственный опыт детей через тактильное восприятие предметов; развивать чувство веса, учить уравнивать предметы.
  • Закреплять представление детей о последовательности дней, месяцев, года;
  • Развивать чувство времени – длительность временных интервалов;
  • Учить детей ориентироваться в сезонных изменениях.
  • Активизировать речь и память.
  • Закреплять временные понятия: утро, день, вечер, ночь.

Методические рекомендации:

  • Игру проводит воспитатель, психолог , родители с группой, подгруппой детей, индивидуально.
  • Игру желательно использовать как демонстрационный материал на занятии, прогулке, так же для самостоятельной деятельности детей.
  • Продолжительность игры зависит от интереса детей, но желательно не более 10-15 мин. Для одного варианта.
  • Начните игру с чтения стихотворения:
Сильный дождь

Побежали дети в дом,
Потому что грянул гром.
А за громом, что стена,
С неба хлынула вода.
Капли в окна нам стучали.
“Ливень! Ливень!” – все кричали.
Ветер гнул деревья, ели…
Хорошо, что мы успели
Убежать от ливня в дом.
Плохо мокнуть под дождём

Ливень

Туча в небе рассердилась,
Громко хлопнула в ладоши,
Серым ливнем вниз спустилась.
Надевай теперь калоши!

  • Подвести детей к тому, что от дождя можно спрятаться под зонтиком. Обратить внимание на красивый, необычный зонтик с капелькой на кончике.
  • Капелька с нами играет в любом варианте игры.

“НАЙДИ КАПЕЛЬКУ”

Цель: Закрепить и расширить пространственные представление: справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, между.

Ход игры: Создаём игровую мотивацию “Путешествие капельки”. Взрослый помещает капельку в определённое место зонтика. Задаёт вопрос ребёнку на ориентировку: “Между какими предметами находится капелька? Что находится от капельки вверху, внизу?” и т.д.

“ТРАНСФОРМЕР”

Цель: Формировать знание о геометрических фигурах с использованием обобщающих слов. Закреплять умение классифицировать. Объединять группы предметов и удалять из групп часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группы и частью; находить части целого и целое по известным частям.

Ход игры: Взрослый предлагает детям перечислить геометрические фигуры, из которых состоит предмет. К каждому предмету надо задать вопрос на обобщение, классификацию.

Например: Ребёнок рассматривает тетрадь и ручку. На какие геометрические фигуры похожи предметы? Что ещё понадобиться ученику в школе. Назови это одним словом? и т. д.

Или взрослый предлагает ряд предметов из мебели при этом они все прямоугольной формы, а один предмет круглый. Спросить у ребёнка, что лишнее.

“ЧТО В МЕШОЧКЕ УГАДАЙ”

Цель игры: Совершенствовать чувственный опыт детей через тактильное восприятие предметов; развивать чувство веса, учить уравнивать предметы. Развивать “чувство веса”. Упражнять в сравнении предметов по тяжести (тяжелее – легче) путём взвешивания их на ладонях. Обогащать представления о цветах и их оттенках.

Ход игры:

  • Выложить перед ребёнком мешочки. Предложить на ощупь определить, что в нем находиться (гречка, песок, вата, стружки, бобы, семечки, и т. д.), назвать цвет мешочка. Ребёнок, который ответил правильно подвешивает мешочек к зонтику на пуговку, которая пришита на всех краях зонтика.

  • Подвесить с одной стороны зонтика мешочек (лёгкий или тяжелый) и предложить ребёнку уровнять зонтик с помощью подвешивания другого мешочки с противоположной стороны

  • Предложить сравнить мешочки: самый лёгкий, самый тяжелый.

“РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛЕНТОЧКИ”

Цель: Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по величине (длина, толщина, ширина) цвету; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: Предложить детям назвать ленточку и найти ей пару по длине, ширине, толщине, цвету. Из ленточки предлагается завязать бантик, тем самым украсить зонтик и научится делать бантики из разных ленточек.

“ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ”

От нуля и до нуля

Не дойти до костыля, (1)
Не добраться без лошадки, ( 2)
Без витой ватрушки сладкой, (3)
Без винтовки со штыком, (4)
Без кошевки с облучком. (5)
Без шелково кнутика, (6)
Без кривого прутика, (7)
Без шаров и бубенца (8,9)
Не отъехать от крыльца!

Цель: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 ( в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Ход занятия:

  • Дети рассматривают различные фигуры на зонтике, считают количество того или иного предмета( например: геометр фигуры, сердечки, посуда, домики, ленточки, и т .д. ) и показывает нужную цифру
  • Ребёнок показывает цифры в прямом и обратном порядке
  • Дети показывают последующее или предыдущее число, число больше на 1, число меньше на 2 и т. д.

“НАЗОВИ И ПОКАЖИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ”

Цель:

Формировать знания о геометрических формах; называть отличительные особенности; соотносить их по величине.

Закреплять представление об известных геометрических фигурах (шаре, кубе, цилиндре, круге, овале, квадрате, прямоугольнике и т .д.) и некоторых их свойствах. Учить анализировать форму предмета и отдельных частей, давать её словесное описание.

Ход игры:
  • Предложить ребёнку украсить зонтик геометрическими формами. Можно загадать загадку.
  • Предложить на ощупь с закрытыми глазами определить фигуру.
  • На что похожа? Какую фигурку можно из неё сделать?

“ВРЕМЕНА ГОДА”

Цель:
  • Закреплять представление детей о последовательности дней, месяцев, года.
  • Развивать чувство времени – длительность временных интервалов (1, 5, 10 минут , 1 час).
  • Научить ребёнка ориентироваться в сезонных изменениях. Активизировать речь и память.

Ход игры: Детям предлагается с помощью маленькой стрелочки показать определённое время года, а большой стрелочкой месяц; отметить особенности времени года и месяца.

Четыре сестрички

На земле живут сестрички,
У сестричек – по косичке.
Вот зелёная косичка:
Это первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает
Почками глазки открывает. (Весна)

 

 

Разноцветная косичка –
Загорелая сестричка.
Тоже трудится умело,
Чтобы всё росло
И зрело. (Лето)

 

Золотистая косичка –
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет,
Косит, урожай в амбары носит. (Осень)

 

А четвёртая косичка –
Белоснежная сестричка;
Всё укроет одеялом,
Всё разгладит , прибёрёт .
А потом земле усталой
Колыбельную споёт. (Зима)

  • На ручке зонтика рассмотреть порядок дней недели. Назвать по порядку; с конца на начало; что идет после среды; перед пятницей; между понедельником и средой и т. д.
Загадка:

Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели.)

  • “Какой сегодня день?” Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день ? (Среда)
  • Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

“ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ

Цель:

  • Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
  • Закреплять временные понятия: утро, день, вечер ,ночь.

Ход игры:

  • Напомнить детям значение большой и маленькой стрелки; назначение циферблата.
  • Взрослый предлагает показать, сколько сейчас времени, перевести на 1 час раньше, позже;
  • Показать в какое время у нас проходят те или иные режимные моменты.
Загадка:

Две сестрички друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час. (Стрелки часов)

Закреплять понятие о том , что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.