Сложение рациональных чисел (методическая разработка урока математики для 6-го класса на основе игровых технологий)

Разделы: Математика


Все согласны с тем, что нет «царского пути в математику». Много труда и терпения, настойчивости и внимания требуется от учителя и обучающегося, чтобы последний смог освоить программный минимум знаний по этому предмету.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубоко познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарища.

Игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющее удовольствие. На игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Данная работа представляет собой методическую разработку урока – игры для шестых классов, материал которого способствует формированию не только информационных и коммуникативных компетенций, но и компетенции решения проблемных задач. Урок предполагает предварительный этап, на котором демонстрируется фильм на военную тему, учащиеся рисуют плакаты, открытки, посвященные Дню Победы.

Цели и задачи урока-игры:

  • сформировать мотивацию учебной деятельности;
  • развивать познавательные процессы и интересы;
  • развивать чувства патриотизма и гражданственности.

Ход урока-игры

Учитель: Ребята! Вся страна, весь наш народ готовится к празднованию 9 мая. Дня Победы. И я предлагаю включиться в эту работу.

(Стук в дверь, дежурный по школе: «Внимание! Внимание! Поступила срочная телеграмма)

ТЕЛЕГРАММА:

Приказываю, срочно провести военно-математическую игру «Сложение рациональных чисел» 15 апреля 2010 года в 6 «А» классе. Для проведения игры необходимо пройти следующие этапы:
1 этап – подготовка отделений к началу игры;
2 этап – меткие стрелки;
3 этап – расшифровка текста;
4 этап – ориентирование на местности;
5 этап – проверка командиров отделений на четкость.
Результаты игры приказываю сдать до 16 апреля в … часов.

Зам. директора школы по военно-патриотической части,
подполковник Жантовяну Радомес Дмитриевич.

Итак, ребята, сегодня мы с вами проведем военно-математическую игру «Сложение рациональных чисел». Класс мы разобьём на 3 отделения.

1 ряд – 1-е отделение
2 ряд – 2-е отделение
3 ряд – 3-е отделение

Каждое отделение выберет себе командира, подготовит представление на него, отмечая деловые и личностные качества.

Первый этап – командный тур «Математика в вопросах»

Инструкция. Надо ответить на вопросы. За каждый правильный ответ отделение получает звёздочку, но у каждого отделения на 1-й парте лежит листочек, на котором фиксируются штрафные очки за дисциплину или неправильный ответ.

вопросы ответы
  1. Какие числа называют отрицательными?
  2. Как сложить числа с одинаковыми знаками?
  3. Как сложить числа с разными знаками ?
  4. Какие числа называются противоположными?
  5. Чему равна сумма противоположных чисел?
  6. Чему равна сумма, если одно из слагаемых равно нулю?
  1. Числа со знаком минус называют отрицательными
  2. Чтобы сложить числа с одинаковыми знаками, нужно поставить их общий знак и приписать сумму модулей.
  3. Чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно поставить знак числа с большим модулем и приписать к нему разность между большим и меньшим модулями.
  4. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными.
  5. Сумма противоположных чисел равна нулю.
  6. Если к числу прибавить нуль, то получится само это число.

Итак, правила вы знаете, значит, отделения к игре готовы. Приступаем к следующему этапу игры.

Второй этап «Меткие стрелки».

Инструкция. Каждый ученик выбирает себе пример на доске и решает его. Находит нужный ответ и соединяет пример с ответом стрелочкой. Все остальные ребята проверяют его результат, и если обнаружили ошибки, то в конце этапа каждое отделение может исправить их.

Отделения, которые решили всё правильно, получают звёздочки.

Третий этап – «Ориентирование на местности».

Инструкция: Выберите одного человека из отделения.

Представьте себе, что вы десантники, получили задание приземлиться в заданном пункте. Путь движения парашютиста зашифрован в примере. Запишите его и высчитайте, куда должен приземлиться каждый, а также укажите свой ответ на рисунке.

Все остальные ученики играют роль летчиков и командиров, которые наблюдают за десантниками и помогают им по ходу игры.

Посмотрите, что принесли нам десантники. Зашифрованный текст. Это наш 4 этап.

Четвертый этап – «Расшифровка текста»

Инструкция: Вам даны зашифрованные слова. Нужно их отгадать, решив примеры. Победит и получит звёздочку то отделение, которое быстрее всех выполнит задание.

(На каждую парту выданы по два слова, т.е. 2 варианта. Как только учащиеся отгадывают по одному слову, сразу меняются друг с другом по парте.)

Итак, ребята мы провели игру, но в телеграмме у нас не указано время сдачи результатов. В этом нам помогут командиры. Они высчитают это время.

Пятый этап – «Командиры вперёд»

(проверка командиров отделений на четкость)

Инструкция командирам: В руках у вас «ромашка». Вы должны посчитать результат на каждом лепестке, найти всю сумму этих результатов и записать в пустую окружность. Этот результат и будет обозначать время сдачи итогов игры каждого отделения.

Шестой этап – подведение итогов

Командиры оформляют итоги результатов игры и вывешивают на доску.

Остальные выбирают смайлик, который соответствует настроению подразделения, и вывешивают на доску.