Урок по окружающему миру в 3-м классе "Растения лесной полосы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Повторить материалы о растениях леса;
  2. Углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного мира леса.
  3. Воспитание бережного отношения к растениям.

Оборудование: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

Отгадывание загадок (используется <Приложение 1>)

А вот как эти растения уживаются друг с другом в природе мы сегодня и узнаем.

2. Проверка домашнего задания.

Заслушиваются сообщения учащихся о значении почвы.

3. Работа над новым материалом.

Есть ли в родном крае лес, какой это лес: тайга, смешанный лес или лиственный? Чем эти леса отличаются?

Работа со словарем в конце учебника. Учащиеся узнают, что:

  • тайга – это северные леса, в которых преобладают хвойные деревья: ель, пихта, сосна;
  • смешанный лес – это лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья;
  • лиственный лес – это лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются хвойные деревья.

Что же такое лес?

Чтобы ответить на вопрос, ребята работают с текстом параграфа. Лес часто называют «Царством деревьев». Но это не совсем верно. Деревья – очень важная часть леса, но не единственная. Лес не возможно представить без кустарников, трав, мхов, лишайников, грибов. Всем им для жизни нужен свет, вода, воздух. Но они приспособились жить рядом, не мешая друг другу. Растения в лесу разной высоты растут в несколько «этажей» или ярусов.

Затем организуется комментированное чтение текста параграфа.

Самый высокий ярус – это деревья, ниже – ярус кустарники, а затем – травы.

Детям предлагается заполнить таблицу по ярусам: деревья, кустарники, травы. (<Приложение 2> , щёлкнуть по слову и перетащить его в нужный столбик)

Корни растений тоже располагаются ярусами и не мешают друг другу. Глубже всего находятся корни деревьев, Выше – корни кустарников, ближе к поверхности – корни травянистых растений.

Далее организуется парная работа. Дети рассматривают рисунок в учебнике. Рассказывают друг другу, сколько ярусов растений изображено на рисунке.

4. Итог урока.

Как мы работали?

Что мы сделали?

Использованная литература:

  1. Учебник «Наш мир» 3 класс Федотова О.В., Трофимова Г.В. Москва 2005
  2. Хрестоматия «Наш мир» 3 класс Федотова О.В., Трофимова Г.В. Москва 2005
  3. Загадки, пословицы, поговорки. Москва 1990