Роль классного руководителя в здоровьесбережении учащихся

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


«Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто», – говорили древние мыслители. Эта мудрость бесспорна, потому что только здоровый человек может полностью развить те задатки и способности, которыми одарила его природа. Только здоровье может дать человеку поистине безграничные возможности физического и личностного роста.

К сожалению, статистика последних лет неутешительна.

По данным всероссийской диспансеризации 2002 года в Кемеровской области дети дошкольного возраста с хронической патологией составляют в целом 57,4%.Подтверждают общую тенденцию и данные по нашей гимназии.

Согласно данным медицинского осмотра будущих первоклассников более 30% детей, пришедших в 1класс, уже  до школы состояли на диспансерном учёте в поликлиниках. Более 50% детей имели функциональные отклонения, т.е. были отнесены ко второй группе здоровья.

Главной причиной такой плачевной картины, на мой взгляд, является тот факт, что здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы: личностно, интеллектуально, духовно, физически.

Младший школьный возраст имеет особое значение в развитии личности, поскольку все последующие возрастные периоды основаны на этой стадии. Именно поэтому работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьников, может стать основным фундаментом в их личностном развитии. 

С сентября 2005 года в начальном звене гимназии разработана и внедрена комплексно-целевая программа «Здоровей-ка». 

Цель программы: создание психолого-педагогических условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья  младших школьников в образовательном процессе гимназии.

Реализация программы начата с первого года обучения детей и будет продолжаться до их перехода в среднее звено.

Особая роль отводится учителю начальных классов, который одновременно, является  и  классным  руководителем.

В  выступлении я хочу представить свой опыт работы в рамках реализации программы. 

Здоровьесберегающая деятельность, осуществляемая мною, реализуется в 3-х направлениях.

1. Спортивно-оздоровительная работа с детьми.
2. Формирование у школьников и родителей представлений о здоровом образе жизни.
3. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей на уроке и во внеурочной деятельности.

Целью спортивно-оздоровительной работы является  развитие интереса школьников к активному отдыху. Это направление включает различные формы работы: оздоровление в бассейне, катание с горок и на коньках, конкурсы снежных фигур, проведение детско-родительских спортивно-развлекательных игр.

Особое внимание уделяю оздоровительно-познавательным экскурсиям: в музей-заповедник «Томская писаница», спортивно-оздоровительные экскурсии «Пещеры Салаира», познавательно-оздоровительные экскурсии «Отдых у источника», «Телеутские  фольклорные  праздники», экскурсии в спортивную школу олимпийского резерва в городе Ленинск-Кузнецкий, туристические состязания «Каменные  ворота». 

В целях формирования у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни разработана программа классных часов «Путешествие в страну крепышей». Она включает в себя сценарии игровых занятий, сочетающих обсуждение основного вопроса и практические упражнения.

С целью развития у детей мотивации здорового образа жизни провожу конкурсы сочинений на темы: «От физкультуры до пьедестала», «Спорт против наркотиков», конкурсы рисунков, стихов, кроссвордов.

Невозможно сформировать у детей интерес к здоровому образу жизни без поддержки родителей. Для этого провожу родительские собрания и консультации  на темы: «Возрастные и психофизиологические особенности первоклассника», «Режим дня первоклассника», «Особенности адаптации первоклассника к школьному обучению», «Особенности физиологического, психо-физиологического развития второклассников», «Методы семейного воспитания: наказания и поощрения», «Почему важна правильная осанка»,  «Причины детской тревожности» и др.  

В рамках реализации программы «Здоровей-ка» в нашем кабинете оборудована фитозона: ежедневно дети пьют фиточаи, рекомендуемые специалистами, в зависимости от времени года. Под руководством учителя, учащиеся занимаются с тренажёрами, для снятия напряжения различных групп мышц. Использую нетрадиционные способы предупреждения болезни: занятия с тренажёром Су-джок. Во время уроков провожу физкультминутки, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, на снятие физического напряжения.
Упражнения помогают сбросить негативную энергию, раздражение, тревожность, формируют уверенность в своих силах. Для полноценного отдыха во время перемен оборудована рекреация, где дети могут подвигаться или поиграть в спокойные игры.

При формировании у школьников культуры здорового При формировании здорового образа жизни большое значение имеют занятия в спортивных секциях и кружках. Исследование показало значительный рост интереса учащихся к занятиям спортом. За два учебных года количество школьников, занимающихся в спортивных клубах и секциях, возросло на 41%. Дети добиваются значительных результатов, о чём убедительно говорят награды, полученные за призовые места в различных  конкурсах.

Работа по программе формирования навыков здорового образа жизни  не завершена, она будет продолжаться в следующем учебном году.

Но уже сейчас, анализируя результаты исследований, проводимых специалистами Центра научных основ здоровья и  развития МОУ ДПО ИМЦ, можно сказать, что организация здоровьесберегающей деятельности позволила получить положительную динамику физического, психологического и социального здоровья учащихся.

Отмечена положительная динамика в формировании осанки школьников.

Анализ результатов двух этапов исследований функционального состояния организма школьников позволил выявить положительную динамику у 13 детей (53%), отрицательную динамику у 3 детей (8%), без динамики 9 человек (39%).

Эффективность осуществляемых мероприятий выразилась и в  снижении на 24% заболеваемости школьников и уменьшении количества пропусков занятий по причине болезни.

Изучение системы социометрических статусов в течение двух лет выявило положительную динамику, главной особенностью которой стало формирование комфортных межличностных отношений в классе, уменьшение в четыре раза количества школьников, имеющих неблагоприятный статус в структуре  эмоциональных  предпочтений.

При анализе социальных достижений суммировалось участие  школьников в олимпиадах, викторинах, творческих конкурсах разного   уровня. Количество учеников, стремящихся проявить свои способности, достичь высоких результатов в интересной для них области выросло на 48%. Это свидетельствует об активном формировании у школьников потребности  в достижениях.

Некоторые итоги работы представлены на конкурсе «Педагоги  Кузбасса – за здоровое поколение», на школьном интернет-сайте.

Приложение